дело Номер Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 мая 2010 года Некоузский районный суд Ярославской области В составе председательствующего судьи Ждановой Т.Н. при секретаре Моховой О.Н. Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Некоузского района Ярославской области в интересах Никольской Г.А. к Филиалу ФГУП «УЭНЦЧ РАН» в п. Борок, ОАО «ЯСК» о выплате задолженности по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом «Об образовании». У С Т А Н О В И Л: Прокурор Некоузского района Ярославской области обратился в суд с иском к филиалу ФГУП «УЭНЦЧ РАН» в п. Борок, ОАО «ЯСК», в интересах Никольской Г.А. о взыскании задолженности по оплате найма жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения в сумме 13225 рублей 19 копеек, расходов на освещение в сумме 576 рублей 11 копеек. Как следует из справки ФГУП «УЭНЦЧ» в п. Борок за период 2007 года Никольская Г.А. уплатила по квитанциям за отопление и найм жилого помещения 8583 руб. 16 копеек, компенсация выплачена в сумме 7651 рубль 80 копеек, за 2008 год компенсация расходов на отопление и освещение выплачена полностью, за 2009 года сумма расходов Никольской Г.А. за найм и отопление жилого помещения составила 12293 рубля 83 копейки, компенсация расходов не производилась. Общая сумма задолженности перед Никольской Г.А. составила 13225 рублей 19 копеек. На указанной жилой площади вместе с Никольской Г.А. проживает еще 3 члена ее семьи. Согласно данных ОАО «ЯСК» Никольская Г.А. льготами за потребленную электроэнергию не пользуется. Оплата предоставленной электроэнергии Никольской Г.А. производилась не ежемесячно. Как следует из представленных документов, Никольская Г.А. работает воспитателем детского сада ИБВВ РАН им. И.Д. Папанина, проживает по адресу: адрес 1. В суде прокурор и Никольская Г.А. исковые требования поддержали. Пояснили, что платежи за освещение начисляет ОАО «Ярославская сбытовая компания», за отопление ФГУП «УЭ НЦЧ РАН», которые она уплатила в соответствии с предъявленными счетами. Часть понесенных расходов за отопление возмещено ИБВВ РАН, что ею было учтено при определении взыскиваемых сумм. Представитель ответчика ИББВВ РАН Чуйко И.Д. исковые требования не признала, пояснила, что Никольская Г.А. действительно работает воспитателем детского сада № 6 ИБВВ РАН, проживает в сельской местности, имеет право по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом «Об образовании. С 2007 года по 2008 года в связи с тем, что существовала правовая неопределенность в вопросе финансирования мер социальной поддержки для этой категории специалистов, ИБВВ РАН по своей инициативе возмещал часть затрат на отопление и освещение педагогическим работникам, руководствуясь Постановлением Главы Некоузского муниципального района от 21.11.2006 года № 658 «О порядке предоставления мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и молодежной политики и лиц, вышедших на пенсию из данных учреждений, проживающих в сельской местности Некоузского муниципального района» и Постановлением Главы Некоузского муниципального района № 589 от 16.11.2007 года «О порядке предоставления мер социальной поддержки пенсионерам- педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений по оплате жилищно- коммунальных услуг в пределах норм, установленных данными нормативными актами». Институт Биологии Внутренних Вод РАН пос. Борок не предоставляет услуги по отоплению и освещению, начисления этих коммунальных услуг не производит. Кроме того, ИБВВ РАН не является участником межбюджетных отношений по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением. Представитель Администрации Некоузского муниципального района в судебное заседание не явился. Представитель ФГУП «УЭНЦЧ РАН» в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Как следует из отзыва, представленного ответчиком исковые требования прокурора не признают, считают, что Никольская Г.А. с заявлением о предоставлении льгот не обращалась. Представитель ОАО «ЯСК» Горда В.Л. исковые требования не признала, пояснила, что Никольская Г.А. с заявление о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась. Кроме того считает, что к возмещению за месяц должна приниматься сумма, рассчитанная по составу семьи, с учетом по нормативу, но не более суммы рассчитанной по фактическому расходу семьи за конкретный период. Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части. Полномочия в сфере социальной защиты являются полномочиями в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 ст. 26.3, передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами и финансируются за счет субвенций из федерального бюджета. Полномочия по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности не отнесены ст. 26.3 данного Закона к расходам субъекта Российской Федерации, финансируемых за счет средств собственных бюджетов. Таким образом, финансирование указанной меры социальной поддержки относится к расходным обязательствам Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Ярославской области от 27.06.2007 года № 45-з «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений» финансирование мер социальной поддержки педагогических работников сельской местности и пенсионеров из их числа осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством. Механизм реализации данной льготы: предоставление льготы в натуральной форме либо предоставление субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг), устанавливается субъектом Российской Федерации. Право субъекта на определение механизма реализации льготы подтверждено определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года № 322-О-П. Законом Ярославской области от 21.12.2004 года № 62-з «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области», а впоследствии и законом Ярославской области от 27.06.2007 года № 45-з «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений», сохранен порядок предоставления педагогическим работникам льгот в натуральной форме, установленный п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Из федерального бюджета средства на компенсацию мер социальной поддержки до 2005 года выделялись в виде субсидий на основании Постановления Правительства РФ от 27.06.03 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» и Приказа Минфина РФ от 25.07.03 № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности». С 2005 года средства на эти цели из федерального бюджета Ярославской области не выделяются. Постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2008 года № 724-п предусмотрено выделение местным бюджетам межбюджетных трансфертов на обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников. Непосредственные отношения по предоставлению льгот между Правительством Ярославской области и педагогическими работниками сельской местности отсутствуют. В соответствии с Законом «Об образовании» п.5 ст. 55 педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности Федеральным Законом № 122- ФЗ от 22.08.2004 года в ст. 55 Закона «Об образовании» внесено дополнение о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ № 377 от 26.06.2003 года утверждены правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затрат. На территории Ярославской области принят Закон «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений» № 45-з от 27.06.2007 года, который устанавливает, что педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. На территории Ярославской области действует единый порядок возмещения расходов региональных и местных бюджетов на предоставление указанных льгот. В соответствии с указанными нормами из федерального бюджета компенсируются затраты, фактически понесенные бюджетами субъекта РФ или муниципального образования. В связи с тем, что электроэнергия в большей степени расходуется на работу различных электробытовых приборов, раздельный учет электроэнергии, потребляемой на нужды освещения и иные бытовые нужды не обеспечен, полагает, что количество потребляемой электроэнергии на освещение должно быть определено, исходя из норм освещения жилой площади на одного человека в месяц, установленных нормативными актами Правительства области и органов местного самоуправления. Из представленных документов следует, что Никольская Г.А. является педагогом, проживает в сельской местности по адресу: Ярославская область, Некоузский район, п. Борок д. 31 кв. 11. Как следует из справки ФГУП «УЭНЦЧ РАН» в п. Борок и справки ИБВВ РАН п. Борок за 2007, 2009 год Никольская Г.А. не получила компенсацию по расходам за найм и отопление жилого помещения 13225 рублей 19 копеек. Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством. В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках. Порядок реализации права педагогических работников образования в сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» с учетом распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949 года № 11433р, Постановлением Совета Министров СССР № 255 от 04.05.1971 года, которые подлежат применению в силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», а также ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» Таким образом, федеральным законодательством для указанной категории специалистов в сельской местности предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления. В соответствии с положением абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. В соответствии с положением ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ не допускается уменьшение совокупного финансирования льгот и выплат, а так же ухудшение условий предоставления льгот для категорий лиц, которые до 31.12.2004 года пользовались льготами в натуральном виде. Субъектам Российской Федерации предложено установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки работникам образования, учитываемых в межбюджетных отношениях, участками которых граждане не являются. Возмещение расходов на оплату жилой площади занимаемого жилого помещения и услуг по его отоплению и освещению в соответствии с п. 3 Порядка предоставления и расходования субвенции местным бюджетам на обеспечение мер социальной поддержки пенсионеров- педагогических работников муниципальных образовательных учреждений по оплате жилищно- коммунальных услуг ограничено нормами, установленными Администрацией Ярославской области. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагоги в сельской местности пользуются правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением на всю фактически занимаемую жилую площадь без ограничения какими- либо нормами. В силу требований ст. 8 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в Федеральные законы и иные нормативно правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и нормативными правовыми актами до принятия ЖК РФ. Статья 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов( а в установленных законодательством Союза ССР случаях- в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатным жилым помещением с отоплением и освещением. Таким образом, федеральным законодательством для данной категории специалистов в сельской местности предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления. В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Предоставление льгот в натуральной форме предполагает полное освобождение истца от каких- либо обязанностей по оплате отопления и освещения. Начисление истцу платежей за эти услуги в спорный период времени без учета их права на льготу, предусмотренную п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», являются необоснованными. Надлежащими ответчиками по делу являются Филиал Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Управление эксплуатации научного центра Российской академии наук в Черноголовке» (ФГУП «УЭ НЦЧ РАН») в пос. Борок и ОАО «Ярославская сбытовая компания», то есть организации, которые предоставляют услуги по отоплению и освещению, начисляют платежи и взимают плату за эти услуги. При этом организации не лишены права предъявлять требования о возмещении понесенных в связи с предоставлением льгот расходов за счет средств федерального бюджета. Сложившийся же порядок частичного возмещения расходов педагогических работников по оплате отопления и освещения, не соответствует натуральному характеру предоставленной льготы, не освобождает ответчиков от обязанности предоставлять предусмотренные законом льготы в натуре. Кроме того, этот порядок нормативно не регламентирован и не гарантирует реализации педагогическим работникам их права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Суд считает обоснованными доводы представителя ОАО «Ярославская сбытовая компания» о том, что раздельный учет электроэнергии, потребленной на нужды освещения и иные бытовые нужды не обеспечен, а льгота по оплате за потребленную электроэнергию, включая потребление электроэнергии электрическими бытовыми приборами, законодательством не предоставлена.Доводы о том, что норматив потребленной электроэнергии должен применяться по фактическому расходу семьи за конкретный период. Оценивая доводы ответчика об определении расходов на оплату электроэнергии, затраченной на освещение исходя из норм освещения жилой площади, установленных нормативными правовыми актами Правительства Ярославской области, органов самоуправления, суд считает данную позицию ОАО «Ярославская сбытовая компания» правильной. В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области № 365-а от 03.09.2007 года «О нормах возмещения расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением работникам государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности Ярославской области», согласно которым норматив освещения составляет 44,4 кВ/ч в месяц на четырех человека. Право педагогических работников на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением составом семьи не ограничено. Поэтому, определяя размер расходов истца на освещение жилья, установленный норматив должен быть применен не только в отношении самого педагогического работника, но и в отношении членов его семьи, совместно с ним проживающих. Как следует из материалов дела Никольская Г.А. проживает на указанной жилой площади семьей из четырех человек. Суд не соглашается с позицией ответчиков ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» в пос. Борок и ОАО «Ярославская сбытовая компания» о том, что истцы не обращались к ним с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, поэтому льгота им должна быть предоставлена с момента предоставления заявления и необходимых документов. Как следует из материалов дела, из объяснений сторон и документов, представленных в суд, Никольская Г.А. являлась получателем мер социальной поддержки. Суд считает, что право истца на своевременное получение предоставленных правительством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами и несогласованностью действий организаций, предоставляющих коммунальные услуги. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Взыскать с Филиала Федерального Государственного Унитарного предприятия «Управления Эксплуатации научного центра Российской Академии наук в Черноголовке» в п. Борок в пользу Никольской Г.А. денежную сумму в размере 13225 рублей 19 копеек. Взыскать с ОАО Ярославская сбытовая компания» денежную сумму в размере 398 рублей 51копейку. Взыскать с ФГУП «УЭНЦЧ РАН» п. Борок государственную пошлину в доход государства 529 рублей. Взыскать с ОАО «Ярославская сбытовая компания» госпошлину в доход государства в сумме 15 рублей 94 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Некоузского района отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Некоузский районный суд со дня изготовления мотивированного решения. Судья Некоузского районного суда Т.Н. Жданова Мотивированное решение изготовлено 4 августа 2010 года.