Дело № 2-98 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2012 года с. Новый Некоуз Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ждановой Т.Н. при секретаре Моховой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хамидуллиной А.В. к Администрации Некоузского муниципального района, Правительству Ярославской области, администрации Волжского сельского поселения, Департаменту образования Ярославской области о внеочередном предоставлении жилого помещения. У с т а н то в и л: Хамидуллина А.В., ДД.ММ.ГГГГ решением Брейтовского районного суда Ярославской области была передана под опеку органу опеки и попечительству. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Хамидуллина А.В. воспитывалась с санаторном детском доме <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходила обучение в профессиональном училище № <адрес>. В указанный период Хамидуллина А.В. находилась на полном государственном обеспечении. На момент помещения истца на воспитание в детский дом она имела регистрацию по адресу: <адрес> Постановлением главы Волжской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ в закреплении за Хамидуллиной А.В. прав на данное жилое помещение отказано в связи с тем, что жилье аварийное. Постановлением Главы Некоузского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ за Хамидуллиной А.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> В указанное жилое помещение жилое помещение Хамидуллина А.В. не вселялась по той причине, что оно было занято другим нанимателем. В связи с чем, распоряжением главы Волжского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии истице предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение на момент предоставления его истице было не пригодно для проживания, поэтому Хамидуллина А.В. в квартиру не вселялась, а только оформила регистрацию, чтобы иметь возможность устроиться на работу. Поскольку свободного жилья на территории Волжского сельского поселения не имелось, предоставляя данное жилое помещение, администрация Волжского сельского поселения гарантировала при первой возможности предоставить другое жилое помещение, соответствующее установленным нормам. Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ дом № по адресу: <адрес>, деревянный, двухквартирный, 1920 года постройки, с печным отоплением, без благоустройства. При этом установлено, что в крыльце провалился пол, крыльцо просело и отошло от здания. В комнате сгнили оконные рамы в количестве 3 штук, под оконными рамами сгнили переводы. В кухне с печи снята плита. В квартире было водяное отопление, трубы и батареи все срезаны и отсутствуют. В кухне прогнили под полом переводы, пол шатается. Хозяйственные пристройки к дому (двор, сарай) сгнили и отошли от основного строения. По настоящее время Хамидуллина А.В. жилья не имеет. Хамидуллина А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Некоузского муниципального района, Правительству Ярославской области, Администрации Волжского сельского поселения, Департаменту образования Ярославской области о внеочередном предоставлении жилого помещения. С учетом уточненных исковых требований Хамидуллина А.В. просит признать ее не имеющей закрепленного жилого помещения. Обязать Правительство Ярославской области и Департамент образования Ярославской области выделить средства бюджета Администрации Некоузского муниципального района, необходимые для обеспечения Хамидуллиной А.В. жилым помещением, исходя из общей площади жилья 36 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади благоустроенного жилья по Некоузскому муниципальному району Ярославской области. Обязать Администрацию Некоузского муниципального района Ярославской области и Администрация Волжского сельского поселения предоставить Хамидуллиной А.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее по площади норме предоставления жилого помещения не менее 36 кв. м., соответствующего санитарным и техническим требованиям. В суде Хамидуллина А.В. и ее представители Шушкова Н.Н. и Александров А.В., заявленные исковые требования поддержали, дали объяснения, соответствующие содержанию искового заявления. Представитель Администрации Некоузского муниципального района в судебное заседание не явился, представлен в суд отзыв и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из отзыва администрации Некоузского муниципального района установлено, что, по мнению представителя ответчика, Хамидуллиной А.В., при возвращении ее в 2004 года после окончания учебного заведения, предоставлено жилое помещение, расположенное в <адрес>, полагает, что истец согласилась с решением Волжской поселковой администрации. Считает, что истец утратила статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при достижении ею 23 летнего возраста, поэтому утрачивает право на дополнительные социальные льготы, предоставляемые данной категории граждан. В материалах дела отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания. При признании указанного помещения аварийным непригодным для проживания администрация Волжского сельского поселения обязана будет предоставить жилое помещение по договору социального найма. Представитель Правительства Ярославской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представлен отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования ответчик не признает. В обоснование своих доводов указывает, что в соответствии со ст. 16.1 Закона Ярославской области от 11.07.2005 года № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, осуществляется при наличии следующих условий: - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не имеют закрепленного жилого помещения; -дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, реализуют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области. Главным распорядителем бюджетных средств по выделению субвенции на обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан выступает департамент образования Ярославской области. Департамент Образования Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель администрации Волжского сельского поселения Соколова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Хамидуллиной А.В. не признала, пояснила, что Хамидуллина добровольно зарегистрировалась в предоставленном ей жилом помещении по <адрес>. Истцу нужна была регистрация, ее устроил этот вариант. Фактически жилое помещение на момент предоставления его Хамидиллиной А.В. было не пригодно для проживания, на данный момент истец стоит на очереди под номером 97. Считает, что Хамидуллина А.В. должна быть признана как лицо, не имеющее закрепленного жилья. По ходатайству истца в суде допрошен свидетель ФИО1, который пояснил, что жилой дом по <адрес> непригодный для проживания, отопление в неисправном состоянии, пол местами провалился, стены гнилые. Химидуллина А.В. в данное жилое помещение не вселялась, поскольку проживать в нем невозможно. Свидетель ФИО16 в суде пояснила, что жилой дом по <адрес> ранее принадлежал швейной фабрике, износ дома составляет более 65%, каких-либо ремонтных работ в нем не проводилось, Хамидуллина А.В. в это жилое помещение не вселялась, поскольку на момент предоставления оно уже было не пригодно для проживания. Выслушав объяснения истца ответчика по существу исковых требований, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приход к выводу о том, что исковые требования Хамидуллиной А.В. подлежат удовлетворению. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям: В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального, образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Таким образом, обеспеченным, а, следовательно, и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда когда 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленных социальных норм. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является специальным законом и устанавливает дополнительные гарантии детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа в возрасте до 23 лет. Статьей 8 указанного закона установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей находящихся под опекой (попечительством), на имущество и жилое помещение: указанные категории детей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норма. В соответствии со ст. 19 Закона Ярославской области от 16.12.2009 года № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Законом Ярославской области от 11.07.2005 года № 40-з «Об условиях реализации прав отдельных граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». Таким образом, полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области. Постановлением Правительства Ярославской области от 22.09.2010 года № 721-п «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций местным бюджетам и признании утратившим силу отдельных нормативных правовых актов Ярославской области» утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно данному Порядку главным распорядителем бюджетных средств по выделению субвенции на обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан выступает департамент образования Ярославской области (п.п. 1.7.,2.3. Порядка). Таким образом, Правительство Ярославской области не наделено полномочиями по распределению соответствующих бюджетных средств. Таким образом, Хамидуллина А.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и приобрела статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, на возникшие между сторонами правоотношения распространяется Федеральный закон от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным кодексом. Как установлено в суде жилое помещение, предоставленное истцу Администрацией Волжского сельского поселения являлось непригодным для проживания, истец в это жилье не вселялась, суд приходит к выводу о том, что Хамидкллина А.В. не имеет закрепленного жилого помещения и пользуется правом на получение жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона « 159-ФЗ от 21.12.1996 года. Данный закон распространяется на лиц, указанной категории и после достижения совершеннолетия. Хамидуллина А.В. после окончания учебного заведения в нарушение требований ст. 37 ЖК РСФСР не была обеспечена жилым помещением, не имеет жилого помещения и до настоящего времени. Таким образом, истец не воспользовалась своим правом на внеочередное получение жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Органами государственной власти и местного самоуправления не исполнены обязанности по предоставлению Хамидуллиной А.В. жилого помещения по окончании пребывания в учебном заведении. На заявленные истцом требования не распространяются сроки исковой давности. Следовательно, у Хамидуллиной А.В. имеется право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Требование о возложении обязанности на Правительство Ярославской области и Департамент образования Ярославской области выделить денежные средства на приобретение жилья для Хамидуллиной А.В. не являются самостоятельными исковыми требованиями, а служат констатацией установленного законом механизма финансирования обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей. Лицом, обязанным обеспечить Хамидуллину А.В. жилым помещением в силу Закона Ярославской области от 16.12.2009 года № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» является администрация Некоузского района Ярославской области. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд, р е ш и л : Исковые требования Хамидуллиной А.В. удов летворить частично. Признать Хамидуллину А.В. не имеющей закрепленного жилого помещения. Обязать Администрацию Некоузского муниципального района Ярославской области и Администрацию Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района предоставить Хамидуллиной А.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее по площади норме предоставления жилого помещения, санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Некоузский районный суд. Судья Некоузского районного суда Т.Н. Жданова мотивированное решение изготовлено 26 июня 2012 года.