Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2010 года с. Покровское
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Сысоевой Е.А.,
с участием представителя истца- помощника прокурора Неклиновской районной прокуратуры Погореловой М.А.,
при секретаре Киреевой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора ... района к Администрации ... сельского поселения ... района об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... района обратился в суд с иском к Администрации П сельского поселения ... района об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой ... района, в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части закрепления права собственности субъектов, установлено, что на балансе муниципального образования «П сельское поселение» состоит 15 внутрипоселковых автомобильных дороги, право собственности на которые на сегодняшний день не зарегистрированы.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования «... сельское поселение» создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применением мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
В судебном заседании помощник прокурора ... районной прокуратуры поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика- муниципального образования «П сельское поселение», будучи надлежащим образом уведомлен о времени, месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представив ходатайство, в котором указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В п. 1 ст. 22 ГПК РФ закреплено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
П.5 ч. 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселений.
Согласно п.5 ч. 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 упомянутого Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
По правилам п.п.10,11ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
В силу ст. 2. Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателй регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Из анализа приведенных норм следует, что право собственности на автомобильные дороги подлежит государственной регистрации за органом муниципального образования, в границах которого находятся указанные дороги.
Как видно из выписки из реестра муниципальной собственности Администрации ... сельского поселения л.д.7) в муниципальной собственности Администрации П сельского поселения по состоянию на ... года находятся:
1. внутрипоселковая дорога грунтовое покрытие в ..., ..., ... протяженностью 1,5 км;
2. внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в ..., ..., протяженностью 0,4 км;
3.внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в пос. П, ..., протяженностью 0,9 км;
4. внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в ... ..., протяженностью 0,42 км;
5. внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в с. ... П, протяженностью 0,320 км;
6. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., протяженностью 2,5 км;
7. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в ... протяженностью 4 км;
8. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ст. ... ..., протяженностью 5,4 км;
9. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в пос. ..., протяженностью 2 км;
10. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ..., протяженностью 9,3 км;
11. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в ..., протяженностью 1,2 км;
12. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., протяженностью 1,2 км;
13. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ..., протяженностью 7,66 км;
14. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ст. ..., протяженностью 0,4 км;
15. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., протяженностью 2,5 км;
Доводы истца о том, что Неклиновской районной прокуратурой по итогам проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части закрепления права собственности субъектов, выявлено, что на балансе муниципального образования «... сельское поселение» состоит 15 внутрипоселковых автомобильных дороги, право собственности на которые на сегодняшний день не зарегистрированы, подтверждаются требованием о предоставлении информации ...-2010 от ... года л.д.6), выпиской из реестра муниципальной собственности Администрации ... сельского поселения по состоянию на ... года л.д.7), а также ходатайством Администрации ... сельского поселения, в котором имеются пояснения о том, что в настоящее время в бюджете поселения не имеется средств для осуществления государственной регистрации, которая планируется после 2011 года при наличии достаточных средств л.д.14)
Учитывая, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования «... сельское поселение» создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применением мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, может стать причиной увеличения роста дорожно-транспортных происшествий, суд считает необходимым обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора ... района к Администрации ... сельского поселения ... района об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги - удовлетворить.
Обязать Администрацию ... сельского поселения ... района Ростовской области осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования «... сельское поселение» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области на следующие автомобильные дороги:
1. внутрипоселковая дорога грунтовое покрытие в ..., ..., ... протяженностью 1,5 км;
2. внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в ..., ..., протяженностью 0,4 км;
3.внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., ..., протяженностью 0,9 км;
4. внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в ... ..., протяженностью 0,42 км;
5. внутрипоселковая автомобильная дорога асфальтовое покрытие в с. ... ..., протяженностью 0,320 км;
6. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., протяженностью 2,5 км;
7. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в ... протяженностью 4 км;
8. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ст. ... ..., протяженностью 5,4 км;
9. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в пос. ..., протяженностью 2 км;
10. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ..., протяженностью 9,3 км;
11. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в ..., протяженностью 1,2 км;
12. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., протяженностью 1,2 км;
13. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ..., протяженностью 7,66 км;
14. внутрипоселковая дорога тырсовое покрытие в ст. ..., протяженностью 0,4 км;
15. внутрипоселковая дорога асфальтовое покрытие в пос. ..., протяженностью 2,5 км;
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в кассационном порядке через Неклиновский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий:
Решение изготовлено в окончательной форме 24 июня 2010 года.