РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С.Покровское 14 октября 2010 г.
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Капинос В.А., при секретаре Шипулиной Н.А.,
с участием истца старшего помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Кривошапко Л.Л., представителя ответчика администрации Неклиновского района Пономаренко Е.А., действующего на основании доверенности от 22.04.2010 г., представителя ответчика генерального директора ОАО «Неклиновское ППЖКХ» Лукиенко А.С., представителя третьего лица главного специалиста-эксперта территориального отдела по Неклиновскому району управления Роспотребнадзора по Ростовской области Галушкина Г.Н., действующего на основании доверенности от 22.09.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Неклиновского района и ОАО «Неклиновское ППЖКХ» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к администрации Неклиновского района и ОАО «Неклиновское ППЖКХ», в котором указал, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что администрацией Неклиновского района не организована утилизация жидких бытовых отходов на территории Неклиновского района и не заключены договора со специализированной организацией осуществляющей утилизацию и переработку жидких отходов, очистные сооружения для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отсутствуют. Полигон для размещения отходов производства и потребления, эксплуатируемый ОАО «Неклиновское ППЖКХ» и расположенный по ул.... на юго-восточной окраине с...., Неклиновского района, Ростовской области, не отвечает требованиям законодательства, а именно: - не разработан регламент и режим работы полигона, а также инструкция по приему бытовых отходов с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не обеспечивается технологический цикл изоляции отходов (отходы не уплотняются, слои не изолируются, производится только разравнивание бульдозером), что является нарушением п. 2.3, п. 5.1 СП 2.1.71038-01; -отсутствует список отходов, принимаемых на полигон ТБО, согласованный с территориальным отделом Роспотребнадзора, что является нарушением п.2.4 СП 2.1.71038-01; - территория полигона по периметру не имеет ограждения (обваловки) с северной, северо-западной, частично с восточной стороны (нарушение п. 4.4 СП 2.1.71038-01); - территория полигона не разделена на две взаимосвязанные части: территорию, занятую под складирование ТБО, и территорию хозяйственно-бытовых объектов (нарушение п. 3.5 СП 2.1.71038-01); - по всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных отходов (нарушение п. 3.7 СП 2.1.71038-01); - полигон не оборудован контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов (нарушение п. 4.4 СП 2.1.71038-01); - для работников полигона не предусмотрено обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой, помещение для приема пищи, санузел (нарушение
п. 4.1 СП 2.1.71038-01); - освещение рабочих карт полигона отсутствует (нарушение п. 4.5 СП 2.1.71038-01); - в зеленой зоне полигона не устроены контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды (нарушение п. 4.6 СП 2.1.71038-01); - на полигоне не предусмотрены переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозером к рабочей карте (нарушение п. 5.3 СП 2.1.71038-01); - не качественно проводится уборка территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, о чем свидетельствует наличие кульков, пакетов, мелкого бытового мусора и т.д. (нарушение п. 5.6 СП 2.1.71038-01); - на полигоне также совместно с ТБО осуществляется прием жидких бытовых отходов с территории Неклиновского района, которые сливаются на одну из рабочих карт и затем стекают в балку, расположенную с северной стороны полигона, что является нарушением п. 2.1 СП 2.1.71038-01, п. 3.2 СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»). В связи с чем нарушено право граждан на благоприятную среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». Просит суд обязать администрацию Неклиновского района привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства полигон твердых бытовых отходов, расположенный по ул.... в с...., и присудить ответчику к исполнению в натуре обязанности по организации утилизации и переработки жидких бытовых отходов на территории Неклиновского района, не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а также запретить ОАО «Неклиновское ППЖКХ» сброс и слив неочищенных жидких бытовых отходов на указанный полигон.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и дал показания, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Неклиновского района в судебном заседании иск не признал и показал, что в полномочия администрации района не входит осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства на полигоне ТБО, эти функции переданы ОАО «Неклиновское ППЖКХ». Администрация района обязана лишь организовать утилизацию отходов. Работа по организации утилизации отходов проводится, принимаются меры по организации нового полигона для утилизации твердых и жидких бытовых отходов, отвечающего всем требованиям природоохранного законодательства. В этих целях 06.11.2007 г. администрацией района заключен договор с ООО «Ростовстройкомплекс» на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации на строительство нового полигона ТБО в с..... По независящим от ответчика причинам изготовление проектно-сметной документации затягивается. Однако администрацией принимаются меры к ускорению решения данного вопроса, в том числе был подан иск в арбитраж к ООО «Ростовстройкомплекс», с последнего взыскана пеня за просрочку в выполнении проектных работ. Реконструкцию существующего полигона, расположенного на ул.... в с...., произвести невозможно в связи с отсутствием финансирования на эти цели.
Представитель ОАО «Неклиновское ППЖКХ» в судебном заседании иск не признал и показал, что действительно на полигоне ТБО, расположенном по ул.... в с.... и не предназначенном для утилизации ЖБО, производится слив жидких бытовых отходов. Считает, что экология этим не нарушается. По его мнению, ещё в течение трех лет на этом полигоне возможно сливать ЖБО. Нарушения природоохранного законодательства, указанные в иске прокурора, имеют место. Однако устранить их невозможно в связи с отсутствием энерго- и водоснабжения. Денежных средств на вывоз ЖБО в другое место не хватает.
Представитель третьего лица территориального Управления Роспотребнадзора, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании просил иск удовлетворить в полном объеме, так как считает, что администрация Неклиновского района ничего не делает для организации полигона и соответствия его экологическим нормам. Жидкие бытовые отходы нельзя сливать на полигоне, расположенном на ул.... в с..... Полигон для этого не оборудован. Рядом с полигоном находится балка, куда стекают отходы, которые в-последствии могут попасть в реку Миус. Скважина для контроля загрязнения почвенных вод, отсутствует. Технология хранения твердых бытовых отходов на полигоне также не соблюдена, о чем указано в акте проверки.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора к ОАО «Неклиновское ППЖКХ» о запрете слива и сброса жидких бытовых отходов на полигоне БТО, расположенном в с...., подлежат удовлетворению. В части исковых требований к администрации Неклиновского района о приведении полигона в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и обязании организовать утилизацию и переработку жидких бытовых отходов на территории Неклиновского района следует отказать. К таким выводам суд приходит исходя из следующего.
Прокурорской проверкой установлено, что полигон твердых бытовых отходов, расположенный на ... в ..., эксплуатируется с нарушениями экологических норм и правил. Помимо несоблюдения правил утилизации твердых бытовых отходов, на полигон также сливаются жидкие бытовые отходы, для утилизации которых полигон не предназначен.
В суде нашли свое подтверждения указанные в иске прокурора нарушения природоохранного законодательства, с которыми согласились ответчики.
Вместе с тем суд считает, что исковые требования к администрации района о приведении в соответствие с требованиями природоохранного законодательства полигона твердых бытовых отходов и обязании организовать утилизацию и переработку жидких бытовых отходов на территории района, удовлетворению не подлежат. Суждение о неправомерности бездействия администрации Неклиновского района по существу является основанием иска.
П.2 ст.8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 22.05.1998 г. гласит, что « К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.». Данное положение закреплено также в п.2 ст.13 названного закона.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, на администрацию муниципального района возложена обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Судом установлено, что обязанность по организации утилизации отходов администрацией Неклиновского района была исполнена. В обеспечение исполнения требований указанных законов Главой Неклиновского района 03.09.2009 г. вынесено постановление ..., которым земельный участок с находящимся на нем полигоном твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: ..., ранее находящийся в постоянном бессрочном пользовании ОАО «Неклиновское ППЖКХ», предоставлен в аренду ОАО «Неклиновское ППЖКХ» на 5 лет для полигона утилизации. Этим же постановлением землепользователь обязан обеспечить эффективное использование земель и выполнение экологических требований и мер по охране земель.
04 марта 2010 года между администрацией Неклиновского района и ОАО «Неклиновское ППЖКХ» заключен муниципальный контракт на оказание услуг № 42, по которому ОАО «Неклиновское ППЖКХ» обязуется оказывать администрации района услуги по утилизации бытовых отходов.
Таким образом, установлено, что администрацией района принимались меры по организации утилизации твердых бытовых отходов. Ответственность за нарушение правил утилизации на полигоне, расположенном в ..., возложена на ОАО «Неклиновское ППЖКХ».
Кроме того, администрацией района представлены доказательства принятия мер по организации утилизации и переработки жидких бытовых отходов.
Так, 06.11.2007 г. администрацией Неклиновского района был заключен муниципальный контракт ...-юр с ООО «Ростовстройкомплекс» на изготовление проектно-сметной документации на строительство нового полигона ТБО в .... Как пояснили в суде представители ответчиков, на новом полигоне предусмотрен слив жидких бытовых отходов в соответствии с предусмотренными нормами иправилами. Строительство нового полигона задерживается в силу нарушения ООО «Ростовстройкомплекс» своих обязательств по договору. В связи с чем администрация района обращалась в арбитражный суд, который 01.06.2010 г. вынес решение в пользу администрации. Представители ответчиков также пояснили, что организовать слив жидких бытовых отходов с соблюдением всех экологических норм и правил на полигоне по ... в ... не представляется возможным в силу отсутствия финансирования на эти цели, отсутствием электричества и воды. Организовать вывоз ЖБО на оборудованные для этих целей полигоны, расположенные на территории других муниципальных районов, нецелесообразно в связи со значительным увеличением стоимости услуг по вывозу ЖБО.
То есть следует прийти к выводу, что ненадлежащее состояние действующего полигона ТБО связано не с бездействием администрации, а с отсутствием достаточных финансовых средств.
Принимая решение в части удовлетворения иска прокурора к ОАО «Неклиновское ППЖКХ» о запрете сброса и слива неочищенных жидких бытовых отходов на полигон ТБО, расположенный по ... в ..., суд исходит из того, что обязанность соблюдения экологических норм и правил в соответствии со спецификой деятельности по оказанию услуг в сфере ЖКХ, отраженной в Уставе ОАО «Неклиновское ППЖКХ» и муниципальном контракте на оказание услуг, возложена на ОАО «Неклиновское ППЖКХ». Обязанность ОАО по обеспечению выполнения экологических требований на полигоне твердых бытовых отходов возложена на него также постановлением администрации ... от 03.09.2009 г.
В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
П.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П.3 ст.13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от ... устанавливает, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В ходе проведенной природоохранным прокурором проверки было установлено, что согласно заключению Роспотребнадзора по Неклиновскому району №27-89/297 от 25.03.2010 г., полигон, эксплуатируемый ОАО «Неклиновское ППЖКХ», не отвечает требованиям СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО». Данный факт также установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2010 г.
Пункты 2.1., 2.4., 8.5. СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» гласят:
полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения;
на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН);
организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно - гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов.
Пункт 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» устанавливает, что:
твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Представитель ОАО «Неклиновское ППЖКХ» в судебном заседании признал, что предприятие вынуждено сливать жидкие бытовые отходы на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по ... в ....
Данный факт подтвержден наличием в материалах дела копий заключенных ОАО «Неклиновское ППЖКХ» с детсадом «Дюймовочка» и Неклиновской ЦРБ контрактов на вывоз жидких бытовых отходов.
Представитель ОАО «Неклиновское ППЖКХ» также признал, что в зоне полигона не устроены контрольные скважины для учета влияния отходов на грунтовые воды.
Таким образом, в судебном заседании подтвержден факт незаконного сброса и слива неочищенных жидких бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по ... в ..., и отсутствие надлежащего контроля со стороны ОАО «Неклиновское ППЖКХ» за состоянием почвенных вод вблизи реки Миус. Учитывая, что такие действия нарушают право граждан на благополучную окружающую среду и в случае их продолжения могут повлечь негативные последствия для экологии и здоровья людей, суд считает необходимым запретить ОАО «Неклиновское ППЖКХ» сброс и слив жидких бытовых отходов на указанный полигон твердых бытовых отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Неклиновского района и ОАО «Неклиновское ППЖКХ» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Запретить ОАО «Неклиновское ППЖКХ» сброс и слив жидких бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: ..., ул.... на юго-восточной окраине ....
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: В.А.Капинос