Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года
с.Покровское, Неклиновский районный суд, Ростовской области
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.А.
с участием представителей истца Демидовой И.Н.
Жеоржеску О.Н.
представителя ответчика - ГУ УПФР в Неклиновском районе Зельнис Е.Н.
при секретаре Горпинченко Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоненко В.В. к Государственному УчреждениюУправление Пенсионного фонда России в Неклиновском районе Ростовской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Симоненко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному УчреждениюУправление Пенсионного фонда России в Н. районе Ростовской области о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование своих исковых требований указал, что 29.06.2010 года он обратился с заявлением в пенсионный фонд о назначении досрочной трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с нормами подп.15 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.09.2010 года ... в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого специального и страхового стажа работы в гражданской авиации. Из Протокола следует, что специальный стаж истца составляет 10 лет 07 месяцев 08 дней при требуемом - 20 лет; страховой стаж в гражданской авиации - 17 лет 10 месяцев 24 дня при требуемом - 25 лет. Полагает, что ответчиком ошибочно не были включены в его специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы с 01.04.1997 г. по 29.06.2010 г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям в цехе ... ОАО Т.А.
Просит суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии с 29.06.2010 г., обязать ГУ УПФР в Неклиновском районе включить в специальный стаж период работы с 01.04.1997 г. по 30.09.2006 г., с 06.02.2006 г. по 19.06. 2010 г., с 01.01.1998 г. по 31.12.2011 г., с 01.01.2003 г. по 30.09.2006 г., с 06.02.2007 г. по 29.06.2010 г. и в страховой стаж периоды работы с 01.04.1997 г. по 29.06.2010 г.
В судебное заседание истец Симоненко В.В. не явился, извещен о месте и времени слушания дела, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Демидова И.Н. уточнила исковые требования и просила признать незаконным решение комиссии пенсионного фонда от 29.09.2010 г. ..., зачесть в специальный стаж период работы с 01.04.1997 г. по 29.06.2010г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям в цехе ... ОАО «Т.А.» и назначить пенсию с момента приобретения права, т.е. с 30.06.2010г.
Представитель истца Жеоржеску О.Н. поддержала исковые требования своего доверителя и суду пояснила, что истец работал пор профессии авиационного техника, занятого полный рабочий день на работах по оперативному и аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Указанная профессия включена в Перечень профессий рабочих предприятий и организаций Министерства авиационной промышленности, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Н. районе Ростовской области - Зельнис Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и суду пояснила при проверке первичных документов по спорному периоду работы истца с 01.04.1997 г. по 29.06.2010 г., не был подтвержден факт занятости заявителя в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, из Устава ОАО « Т.А.» усматривается, что основными видами деятельности предприятия является производство самолетов и других летательных аппаратов, постройка опытных образцов изделий для летных и наземных испытаний, что является основанием для отнесения указанной организации к экспериментальной авиации. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. право на назначение досрочной пенсии за работу в гражданской авиации в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет. В силу п.2 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются правительством Российской Федерации.
При досрочном назначении пенсии работникам инженерно-технического состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537.
Согласно указанному Списку должностей инженерно-технического состава авиации - право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, мастерам всех наименований... непосредственно занятым полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединения, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Кроме того, указанные профессии включены в Перечень профессий рабочих предприятий и организаций Министерства авиационной промышленности, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет (приложение № 3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989г. № 1-18-И).
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N555 (в ред. 17.10.2009), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (в ред. 26.05.2009), установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьёй 20 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997г. № 60-ФЗ, введённого в действие с 01.04.1997г., определено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Ст.21 Воздушного Кодекса РФ следует, что к гражданской авиации отнесена авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, в том числе, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ (коммерческая ГА), а также не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (авиация общего назначения).Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23 ВК РФ).
Согласно Протокола ... от 29.09.2010 года, страховой стаж Симоненко В.В. в гражданской авиации составил 17 лет 10 месяцев 24 дня. В страховой стаж не были включены периоды с 01.04.1997 г. по 29.06.2010 г. в должности авиатехника по силовым установкам и планеру 5 разряда цеха ... ОАО « Т.А.» (л.д. 10-13).
Допрошенный в судебном заседании свидетель П.А.С. суду пояснил, что он вместе с Симоненко В.В. с 1997 г. работал в летном отряде в ОАО «Т.». Они занимались обслуживанием самолетов АН-24, АН-26, АН-2, АН-4, АН-12. Обслуживанием производилось в аэродромных условиях. На летном поле были оборудованы электрощиты для «гонки» двигателей самолета. При этом температура двигателя поднималась до 500 С o. Данную операцию в закрытом помещении производить нельзя. Кроме самолетов, выпускаемых на их предприятии, обслуживали и транзитные суда, что определено уставом организации. Экспериментальными работами они не занимались. В настоящее время им приходится обслуживать индийские воздушные суда и военные суда. Самолеты ремонтируются на летном поле.
Свидетель С.Г.Б., допрошенный в судебном заседании, суду пояснил, что он работает механиком на «Т.А.» с 1980 г., занимается обслуживаем самолетов, планерными двигателями. Стенды - это такие устройства, которые подъезжают к самолету прямо на летное поле. Есть промывочные стенды, есть стенды для «гонки» двигателя. По технике безопасности с ГСМ в ангаре работать нельзя. Своей работой занимались полный рабочий день, иногда приходится работать сверхурочно. Обслуживаем и транзитные суда, осуществляем предполетную подготовку самолетов.
Допрошенный в судебном заседании свидетель А.А.А. суду пояснил, что с Симоненко В.В. он работает последние 7 лет механиками по авиадвигателям, заливают в самолеты керосин, масло, занимаются «гонкой» двигателя. Симоненко В.В. обслуживает только суда гражданской авиации - АН-2, АН-12, АН-24. Работа проводится только в аэродромных условиях. Приходится работать и 12 часов в день, сверхурочно. Цех ... - это и есть аэродром. Утром они получают задание, переодеваются и уходят на аэродром. Обслуживаем по несколько самолетов в день. К самолету подъезжают стенды на колесах, начинается дозаправка, гонка двигателя, замена масла, и так каждый день.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о подтверждении того, что истец в спорные периоды времени работал авиационным техником по планеру и двигателям постоянно, в течение полного рабочего дня.
Факт занятости истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается Уставом ОАО «Т.», в котором истец работал в спорный период. Согласно действующих в спорный период редакций устава наряду с производством самолетов, других летательных аппаратов, постройкой опытных образцов изделий для летательных и надземных испытаний, основными видами деятельности общества являлись техническое обслуживание воздушных судов (без исключения гражданских ВС), грузовые и пассажирские воздушные перевозки, аренда воздушного транспорта с экипажем, осуществление коммерческих воздушных перевозок, коммерческая деятельность по продаже результатов работ и продукции гражданского назначения, осуществление технического обслуживания, эксплуатации и ремонта авиационной техники, а также другие виды аэропортовой деятельности, которые производятся в целях обеспечения потребностей граждан и экономики и согласно ст.21 Воздушного кодекса РФ относятся к гражданской авиации.
До ноября 2005 г. ОАО «Т.» являлось владельцем аэродрома Т.Ю. наосновании Свидетельства ...-С о государственной регистрации и годности аэродрома, выданного 06.10.1995 г. со сроком действия до 17.11.2010 г. Указанный аэродром зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации и годен к эксплуатации воздушных судов ИЛ-76, Ан-12, Ан-26 и других типов воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, у акционерного общества имелся Сертификат эксплуатанта, согласно которому ОАО «Т.» было признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, и способно осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в Эксплуатационных сертификациях. Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Территориальное управление по Ростовской области) от 08.11.2005 № 1415-р, федеральное имущество - взлетно-посадочная полоса, было передано с баланса ОАО «Т.А.» в аренду ОАО «Т.Б.», расположенному на единой производственной площадке с ОАО «Т.А.». При этом на основании договоров, заключенных с ОАО «Т.Б.», часть указанного имущества была вновь передана в субаренду ОАО «Т.А.» для осуществления уставных видов деятельности, что подтверждается предоставленными суду договорами субаренды. Учитывая расположение на одной территории и совпадение основных видов деятельности акционерных обществ с 01.04.2011 года ОАО «Т.А.» прекратило деятельность в результате реорганизации юридического лица в форме присоединения к ОАО «Т.Б.» на основании Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ОАО «Т.А.» от 01.04.2011 серия 61 ... и Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации ОАО «Т.Б.» от ... серия ...
Суду представлены доказательства того, что в спорный период, в том числе после передачи взлетно-посадочной полосы и аэродрома ОАО «Т.Б.», основные виды деятельности ОАО «Т.А.» не изменялись. Также в спорный период не изменялись должностные обязанности и трудовые функции истца, в том числе по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов по группе планера и двигателей.
В соответствии с должностной инструкцией на авиатехника ЛИС все работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов, без исключения воздушных судов гражданской авиации, выполняются им лично в условиях открытой аэродромной площадки.
Картой аттестации рабочего места по условиям труда авиатехника по планеру и двигателям подтверждается работа в аэродромных условиях и льготное пенсионное обеспечение по Списку № ИТС 27-15.
Пунктом 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (в ред. от 28.04.2010), предусмотрено право граждан представлять недостающие документы.
Согласно уточняющей справке ОАО «Т.А.» ..., составленной на основании первичных учетных документов: лицевых счетов по заработной плате и личной карточки истца формы Т-2, штатных расписаний за 1997-2010 гг., должностных инструкций, с учётом технологического процесса, производственных инструкций, карты условий труда на рабочем месте, инструкций по технике безопасности, истец, работая в спорный период авиационным техником по планеру и двигателям, был занят по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. Оснований полагать, что уточняющая справка ОАО «Т.А.» содержит данные не соответствующие действительности, у суда не имеется. Полная производственная загрузка истца подтверждается доказательствами, имеющимися в деле.
30.06.2010 года истец достиг предусмотренного законом возраста 55 лет.С учётом периодов с 01.04.1997 г. по 01.04.1999 г., с 01.04.199 9г. по 01.10.2006 г., с 06.02.2007 г. по 29.06.2010 г. специальный стаж истца превышает требуемый по закону 20 лет.
Право на получение пенсии по старости является конституционным правом гражданина (ст. 39 Конституции РФ) и не может быть ограничено никакими органами и организациями.
Поэтому суд считает необходимым признать решение комиссии ГУ-УПФ РФ в Н. районе об отказе Симоненко В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии ... от 29.09.2010 г. неправомерным; обязать ГУ-УПФ РФ в Н. районе зачесть в льготный стаж Симоненко В.В. периоды работы: с 01.04.1997г. по 01.04.1999 г., с 01.04.1999 г. по 01.10.2006 г., с 06.02.2007 г. по 29.06.2010 г. в должности авиатехника по силовым установкам и планеру 5 разряда цеха №17 ОАО «Т.А.» и назначить ему пенсию со дня приобретения права, т.е. с 30.06.2010 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Симоненко В.В. удовлетворить.
Признать решение комиссии ГУ УПФ РФ в Н. районе об отказе Симоненко В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии ... от 29.09.2010 г. неправомерным.
Обязать ГУ УПФ РФ в Неклиновском районе зачесть в специальный трудовой стаж и страховой стаж в гражданской авиации Симоненко В.В. периоды работы: с 01.04.1997 г. по 01.04.1999 г., с 01.04.1999 г. по 01.10.2006 г., с 06.02.2007 г. по 29.06.2010 г. в должности авиатехника по силовым установкам и планеру 5 разряда цеха №17 ОАО « Т.А.» и назначить ему пенсию со дня приобретения права, т.е. с 30.06.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий