обязание провести капитальный ремонт очистных сооружений



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2011 года       

с. Покровское Неклиновского района Ростовской области

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи     Малышевой Е.А.,

с участием

истца помощника прокурора

Неклиновского района Ростовской области Лисицкой А.Ю.,

представителя ответчика Администрации

П. сельского поселения     Бруслик С.Б.,

представителя ответчика

ООО «М.Н. водопровод» Жертовского С.В.

при секретаре       Горпинченко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации П. сельского поселения ..., обществу с ограниченной ответственностью «М.Н. водопровод» об обязании провести капитальный ремонт очистных сооружений и замене вышедших из строя сетей водопровода,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации П. сельского поселения ... и ООО « М.Н. водопровод» об обязании провести капитальный ремонт очистных сооружений и замене вышедших из строя сетей водопровода.

В обоснование иска указано, что прокуратурой ... совместно с сотрудниками территориального отдела Роспотребнадзора в ..., ...-...х проведена проверка ООО «М.Н. водопровод» в части исполнения федерального законодательства в сфере организации водоснабжения и санитарно-экологического благополучия населения. В ходе проверки установлено, что ООО «М.Н. водопровод» обеспечивает водой 20 населенных пунктов района. Источником водоснабжения в ... является открытый водоем ..., очистные сооружения водопровода расположены на берегу указанного водоема. В нарушение Постановления главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02» на р. Миус не установлены буи у места водозабора. Не организованы зоны санитарной охраны сооружений водопровода, отсутствует проект на организацию зоны санитарной охраны. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемиологическом отношении определяется её соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с Постановлением главного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. «О введении в действие Санитарных правил «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПин 2.14.1074-01». Однако ООО «М.Н. водопровод» данные требования СанПин не исполняет. Очистные сооружения водопровода находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Обеззараживание питьевой воды осуществляется примитивным способом. В неудовлетворительном состоянии находятся все помещения водопровода, снаружи 2-х этажного здания отваливается кирпичная кладка, внутри помещений - стены, потолки в трещинах, отслаивается штукатурка, побелка, стены в темных пятнах и т.д. Технологический процесс очистки воды не соблюдается, т.к. не работают длительное время фильтры. Технологическое оборудование очистных сооружений, затворная арматура и т.д. покрыты ржавчиной, емкости для приготовления 10% раствора хлорной извести - коррозированы. Обеззараживание воды осуществляется 1% раствором хлорной извести капельным методом. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствующие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Однако в ходе совместной проверки установлено, что дефицит питьевой воды в ... составляет 1 тыс. куб.м., вода в село подается без графика. Протяженность сетей составляет 72 км, подлежит замене 60 км, за последние два года заменено - 2 км. сетей. Источники питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влекут за собой ухудшение качества подаваемой потребителям воды и создают серьезную опасность для здоровья населения ..., обуславливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает риск воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. Просят обязать администрацию П. сельского поселения ... и ООО «М.Н. водопровод» провести капитальный ремонт очистных сооружений и заменить вышедшие из строя сети водопровода.

Представитель истца помощник прокурора Лисицкая А.Ю. поддержала заявленные требования, указав, что ООО «М.Н. водопровод» в силу существующих между ответчиками обязательств, не обязано проводить капитальный ремонт. Считает, что П. сельское поселение проводит мероприятия по ремонту водопровода, но их действий явно недостаточно. Просят иск удовлетворить.

Третье лицо территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в ..., ... районах о времени и месте дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указывая, что исковые требования поддерживает в полном объеме (т. 2 л.д.1).

Представитель ответчика Администрации П. сельского поселения ... Бруслик С.Б., действующая по доверенности, иск не признала и суду пояснила, что годовой бюджет поселения составляет 17 000 000 рублей, а на ремонт очистных сооружений и водопровода необходимо 164 000 000 рублей. Заключенные контракты на ремонт водопровода не исполнены, поскольку подрядчик ООО «РСК» признан банкротом. На проектно-сметную документацию поселением израсходовано 1 500 000 рублей. Ремонт водопровода из-за отсутствия средств производится поэтапно, в период с 2007 года по 2009 год выполнен ремонт на 440 600 рублей. Стоимость замены 1 километра старого водопровода составляет 1 700 000 рублей, в настоящее время 12 километров водопровода заменено. Для замены всех линий водопровода необходимо 160 000 000 рублей, денежные средства отсутствуют. Ответчик неоднократно обращался с письмами в министерства Ростовской области, в том числе к Министру энергетики письмом ... от .., Министру ЖКХ письмом ... от .., однако ответ не получены ни на одно из обращений, никаких мер не принято.

Представитель ООО «М.Н. водопровод» Жертовский С.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что между ответчиками заключен агентский договор. Водоразводящие сети и очистные сооружения находятся на балансе сельского поселения. В силу заключенного договора обязанности ответчика ООО «М.Н. водопровод» включают в себя ремонт отдельных объектов, планово-предупредительный ремонт: проверка на утечку воды, очистка дюкеров от грязи, очистка колодцев и др. Остальные работы относятся в разряду капитального ремонта и возлагаются на П. сельское поселение.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В этой сфере полномочия органов местного самоуправления устанавливаются также Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

П.6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества; подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилом помещении.

Согласно абзацу 2 п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потреблений.

Из материалов дела усматривается, что Главой администрации ... вынесено постановление ... от     .. о передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «М.Н. район» в муниципальную собственность входящих в его состав поселений по акту приема-передачи, согласно приложению (т. 1 л.д. 59-65). В приложении к постановлению (т. 1 л.д. 60-65) и актах приема-передачи от ..           (т. 1 л.д. 6-15) указан перечень переданных в П. сельское поселение объектов, 1965 года возведения, которые находятся на балансе поселения в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности ... от .. (т. 1 л.д. 182-184) (резервуары, 72 км водопроводных сетей, здания и пр. строения и сооружения).

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности ... от .. на балансе П. сельского поселения находятся также 28 колодцев      (т. 1 л.д. 66).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ от .. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Администрация П. поселения в целях реализации своих полномочий предала водопровод ООО «М.Н. водопровод» в пользование по договору (т. 1 л.д. 58), что не освобождает Администрацию поселения от поддерживания водопровода в исправном и надлежащем техническом состоянии, выделении для этих целей необходимых средств.

По агентскому договору от .. ООО «М.Н. водопровод» по поручению Администрации П. сельского поселения обязуется совершать от имени последнего юридические и иные действия, связанные с предоставлением услуг водоснабжения, в том числе: осуществление эксплуатации объектов водоснабжения; обеспечение водой населения, предприятий, организаций; ведение учета абонентов; сбор платежей за потребленную воду; проведение текущих ремонтов, аварийно-восстановительных работ на объектах водоснабжения; заключение договоров с абонентами (т. 2 л.д. 4).

Дополнительным соглашением к указанному договору от .. предусмотрено, что проведение текущих ремонтов, аварийно-спасательных работ на объектах водоснабжения производится в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства от .., а именно: заделка отдельных мест утечек; проверка на утечку отдельного участка сети; химическая очистка и гидропневматическая промывка сети; очистка дюкеров от грязи; смазка и окраска затворов и шимберов; ремонт отдельных мест штукатурки камер; очистка колодцев и камер от грязи; набивка сальников и подтяжка фланцевых гаек; ремонт на месте неисправных колонок с проверкой работы эжектора и других частей колонки; очистка сеток и оголовка насосов.

Остальные виды работ относятся к капитальному ремонту и возлагаются непосредственно на Принципала (Администрация П. сельского поселения) (т. 2 л.д.5).

Таким образом, обязанность проведения капитального ремонта очистных сооружений и замены вышедших из строя сетей водопровода на ООО «М.Н. водопровод» не возложена, в связи с чем в иске к указанному ответчику следует отказать.

Судом установлено, что Администрацией П. сельского поселения в период с 2007 г. по 2010 г. проводились меры по разрешению вопроса качественного водоснабжения, ремонту очистных сооружений и замене сетей водопровода.

Согласно контракта ... на оказание услуг от .. и спецификации производилось обеззараживание воды в общественных колодцах с февраля по октябрь 2009 г. на общую сумму 19 949 руб. Факт выполненных работ подтвержден актами сдачи-приемки работ (т. 1 л.д. 67-79). В 2010 г. в период с марта по ноябрь также проводили аналогичные работы на сумму 19 940 руб., что подтверждено контрактом от .. ... (т. 1 л.д. 103-117).

По договору возмездного оказания услуг ... / БТИ от .. (т. 1 л.д. 80-82) проведена техническая инвентаризация и постановка на учет водоснабжения ... от С. водозабора, оплачено за услуги МУП «БТИ» 7 967 рублей 76 коп.

.. Администрацией П. сельского поселения заключен контракт ... на приобретение оборудования и комплектующих деталей по ремонту очистных сооружений П. водопровода на сумму 217 072 руб. (т. 1 л.д.83-86).

По контракту ... от .. проведены работы по замене водомеров на сумму 22 260 руб. ( т. 1 л.д. 87-90 ).

Согласно контракта ... от .. ООО «М.Н. водопровод» проведен текущий ремонт водопроводных сетей на сумму 73 995 рублей (т. 1 л.д. л.д. 91-99).

.. по договору №-юр 129 Администрацией П. сельского поселения заключен договор на изготовление копий технических и кадастровых паспортов, технической инвентаризации магистральных водопроводных сетей ... на сумму 99 366 рублей 74 коп ( т. 1 л.д. 100-102).

Согласно договора ... от .. произведен ремонт участка водопровода в ... (т. 1 л.д. 118-121) на сумму 99 040 рублей.

Согласно протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок ...М / ПОКот от .. (т. 1 л.д. 122) поселение приобрело оборудование для насосной станции на сумму 98 500 рублей.

Ответчиком Администрацией Покровского сельского поселения в материалы дела представлены копии писем, адресованных Министру энергетики инженерной инфраструктуры и промышленности ... ... от .., ... от .., ... от .. (т. 1 л.д. 186, 187, 189).

Из пояснений представителя ответчика Бруслик С.Б. следует, что ответы на письма не поступали. Сведений о вручении адресату писем №№ 442 и 3921 ответчиком суду не представлено.

Письмом ... от .. ответчик обращался в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства ..., указывая, что П. сельское поселение имеет рабочий проект с положительным заключением Государственной экспертизы на объект «Н.район П. сельское поселение, разводящие сети водоснабжения ... (реконструкция)». Проект утвержден заместителем Главы Администрации (Губернатора) области .. Общая сметная стоимость работ в текущих ценах 2008 г. составила 112 094 910 рублей. В 2008 ... институтом науки и проектирования «Д.» разработан рабочий проект реконструкции разводящих сетей водоснабжения .... Сметная стоимость в ценах IV .... составила - 24 365 290 руб. Подрядчиком ООО «РСК» завершается рабочий проект, предусматривающий реконструкцию 13 км разводящих сетей водоснабжения .... Общая стоимость согласно трех рабочих проектов составляет более 166 000 000 руб. ... инвестиционной программы П. сельскому поселению в 2008г. выделено и освоено 10 000 000 руб. В 2009 г. в бюджете области на 2009 г. были запланированы денежные средства в сумме 68 000 000 руб. на реконструкцию очистных сооружений на ... и ремонт разводящих водопроводных сетей. В связи со сложной экономической ситуацией в стране средства из фонда софинансирования областного бюджета были сняты согласно Областного закона от .. ...-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 г. и 2011 годов». Выделение средств на реконструкцию водопроводных сетей на 2010 г. не предусматривалось (т. 1 л.д. 190).

Факты, указанные в письме, подтверждаются выписками из решения собрания депутатов П. сельского поселения и решениями с приложениями объема поступления доходов и расходов поселения (т. 1 л.д. 124-154).

Согласно информации ... от .. П. сельского поселения в 2008 г. согласно Областной целевой инвестиционной Программы П. сельскому поселению выделены средства в сумме 12 000 000 руб. Работы по капитальному ремонту разводящих сетей и переходу водоводами под железной дорогой осуществляла в соответствии с проведенным аукционом ООО «РСК». Во второй половине 2008 г. областные средства перестали поступать. В 2009 г. подрядчик ООО «РСК» признана банкротом, что подтверждается судебными решениями, в результате чего переход водоводов под железной дорогой не был выполнен. Перечисленные деньги в сумме 1 560 484 руб. 99 коп. поселению не возвращены. В качестве кредитора они включены в реестр требований кредиторов. По решению Собрания депутатов П. сельского поселения в 2009 г. выделено 250 000 руб. на текущий ремонт очистительных сооружений. В 2010 г. за счет средств местного бюджета перекрыта крыша на очистных сооружениях, произведена частичная замена электропроводки, произведена замена емкости-накопителя воды на насосной станции 2-го подъема на ..., приобретены шкафы для регулирования давления в водопроводной сети. В поселке « СХТ» установлена башня «Рожковского» объемом 25 м^3. На реконструкцию очистных сооружений согласно проекта требуется 48 000 000 руб. ... целевой программы реконструкции объектов ВКХ, на 2011 г. администрации П. сельского поселения предусмотрено выделение средств в сумме 20 000 000 рублей (т. 1 л.д. 199-201).

Согласно ч. 1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

-осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

- в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что к бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений; и др.

Положениями ст. ст. 139, 140 БК РФ определено, что органы местного самоуправления вправе инициировать привлечение межбюджетных субсидий. При этом под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений отнесено владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

С учетом изложенного суд полагает, что отсутствие в бюджете П. сельского поселения ... достаточных денежных средств для проведения ремонта очистных сооружений водопровода и замены вышедших из строя сетей водопровода не освобождает ответчика от решения вопросов, отнесенных к компетенции органа местного самоуправления.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Также следует отметить, что достаточных данных, подтверждающих обращение Администрации П. сельского поселения в адрес Министра энергетики письмом ... от .., а также в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства ... ... от .. суду не представлено, из пояснений представителя ответчика следует, что ответов на указанные письма не имеется.

Судом установлено, что меры по разрешению вопроса качественного водоснабжения являлись недостаточными, в связи с чем считает необходимым обязать Администрацию П. сельского поселения ... провести капитальный ремонт очистных сооружений и заменить вышедшие из строя сети водопровода.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Администрацию П. сельского поселения ... провести капитальный ремонт очистных сооружений и заменить вышедшие из строя сети водопровода.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд ... в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/