решение об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2011 года         с. Покровское

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи       Бирюкова Г.А.,

с участием: помощника прокурора

Неклиновского района Ростовской области     Погореловой М.А.,

при секретаре         Штокаловой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Поляковского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

           УСТАНОВИЛ:

Прокурор Неклиновского района Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации Поляковского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Неклиновского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения на территории Поляковского сельского поселения, в ходе которой установлено, что в ведении администрации Поляковского сельского поселения находится 7 гражданских кладбищ: первое, расположенных в ..., в ..., в х..., в ..., в ..., в ....

На кладбищах, расположенных на территории Поляковского сельского поселения, отведены места для сбора мусора без площадок с твердым покрытием, площадки не огорожены, мусор вывезен частично, все кладбища имеют частичное ограждение, не предусмотрены резервуары для хозяйственных и питьевых нужд, наполняемые водой.

На кладбищах, расположенных в ... и х. ... допускается складирование мусора за территорией кладбищ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил к содержанию мест захоронения ставят под угрозу законные интересы жителей Поляковского сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также нарушаются эстетические и религиозные права большого количества граждан, численность и персональный состав которых установить не возможно.

Просит суд обязать Администрацию Поляковского сельского поселения:

-оградить площадки для мусора, оградить территории кладбищ установить резервуары для хозяйственный и питьевых нужд на кладбищах расположенных на территории Поляковского сельского поселения: в ...; в ...; ...

- убрать мусор с прилегающих территорий кладбищ в ... и в х. ... Поляковского сельского поселения.

Извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания представитель Администрации Николаевского сельского поселения ... Качан П.М., в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие в связи с чем суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представителем ответчика Качан П.М. также представлено возражение на исковые требования прокурора ..., поскольку действующим законодательством предусмотрено обращение прокурора с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц только в случае действительного нарушения прав и реальной угрозы такого нарушения. Полагает, что заявленные требования не могут быть предметом искового производства, а рассматриваются в порядке обжалования действий должностных лиц. Бюджетные средства, предусмотренные на содержание кладбищ в 2011 году, использованы в текущем году в полном объеме, приобретены 7 контейнеров для сбора мусора. Иных средств на указанные цели представительным органом в бюджет не заложено.

Изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на государственную власть и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. ст. 55, 57ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, прокурор Неклиновского района действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Положения нормативных актов не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика Качан П.М. о том, что заявленные требования не могут быть предметом искового производства, являются неубедительными.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В ч. 1 ст. 17 вышеназванного Закона определено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с п.22 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений.

Согласно п.23 ст.2 Устава Николаевского сельского поселения организация содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 7.3 Санитарных правил и норм (далее по тексту СанПиН 2.1.1279-03), для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах в крематориях и других зданиях и помещениях похоронного назначения следует предусматривать сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковую) от городских и поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил на питьевую воду.

Согласно ст. 7.4. СанПиН 2.1.1279-03, при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Согласно ст. 7.9. СанПиН, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Согласно ст. 7.10. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В соответствии с ч 1. ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных суду доказательств усматривается нарушение администрацией Поляковского сельского Неклиновского района Ростовской области требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения, а именно:

- на кладбищах, расположенных на территории Поляковского сельского поселения, отведены места для сбора мусора без площадок с твердым покрытием, площадки не огорожены, мусор вывезен частично, все кладбища имеют частичное ограждение, не предусмотрены резервуары для хозяйственных и питьевых нужд, наполняемые водой.

На кладбищах, расположенных в ... и х... допускается складирование мусора за территорией кладбищ.

Нарушения санитарно-эпидемиологических правил к содержанию мест захоронения ставят под угрозу законные интересы жителей Поляковского сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также нарушаются эстетические и религиозные права большого количества граждан, численность и персональный состав которых установить не возможно.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить и обязать администрацию Поляковского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области устранить указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Администрацию Поляковского сельского поселения ...:

- установить ограждения площадок для мусора, ограждения территорий кладбищ, резервуары для хозяйственный и питьевых нужд на кладбищах, расположенных на территории Поляковского сельского поселения: в ...; в ...; в ... в ...; в ...; ...

- убрать мусор с прилегающих территорий кладбищ в ... и в х... Поляковского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение 10 дней.

Судья:        Г.А. Бирюков