о признании права на назначение досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 г.

с. Покровское, Неклиновского района, Ростовской области

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи      Малышевой Е.А.,

с участием представителя ответчика                                                        Зельнис Е.Н.,

при секретаре         Ремпе М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой А.В. к ГУ УПФ России в Н. районе о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

                                             УСТАНОВИЛ:

              Ковалева А.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ России в Н. районе о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своих требований указала, что 04 мая 2011 г. она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ по Н. району о назначении ей пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». 12 мая 2011 г. комиссия УПФР Н. района вынесла решение ... об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указав, что её специальный стаж составил 29 лет 01 месяц 02 дня. С решением УПФР в Н. районе она не согласна, т.к. при подсчете продолжительности специального стажа ответчиком не включен период работы с ... г. по ... г. в должности медицинской сестры здравпункта цеха      «...» ОАО «...», поскольку структурное подразделение цех «Здоровье» не предусмотрен пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.

Просит признать решение комиссии ... от 12.05.2011 г. незаконным, включить в специальный стаж спорный период и назначить пенсию с момента подачи заявления, т.е. с 04 мая 2011 года.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представитель истца Приходько В.И., действующий по доверенности, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил исковые требования удовлетворить.

Суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие истца и его представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ГУ УПФ РФ в Н. районе Зельнис Е.Н., действующая по доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что для назначения досрочной пенсии необходимо наличие стажа работы в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Согласно представленным документам специальный стаж работы истицы составил ..., в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в городе - 30 лет. Цех «Здоровье» ОАО «...» не относится к структурным подразделениям государственных и муниципальных учреждений. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Ковалевой А.В. подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно статьи 27 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, утвержден Список, должностей и учреждений а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях которые засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В п. 3 Правил, утвержденных постановление № 78 указано, что наличие в наименовании перечисленных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на пенсию.

В целях реализации, ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было принято постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Согласно п. 4, 5, 9 вышеназванного постановления в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 основным документом, подтверждающим период работы является трудовая книжка.

В трудовой книжке истицы имеется запись, согласно которой она в спорные периоды работала медицинской сестрой, т.е. в должности, прямо предусмотренной Списком № 781.

Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2 - П. В соответствии с этим постановлением исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам.

Возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда в том числе медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объеме работ (письмо ПФ РФ от 30.09.2002 № МЗ-25-27/8791).

До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Функциональные обязанностями истицы предусмотрено выполнение лечебных и диагностических назначений врача, проведение профилактических и санитарно-просветительных мероприятий среди рабочих и служащих данного участка с целью снижения их заболеваемости и т.д.

Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде типе учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Кроме того, до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» медицинские работники независимо от того, в каком учреждении (организации) - государственном, муниципальном или частном, они работали, имели право на пенсию по выслуге лет - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам занятым лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения независимо от их ведомственной подчиненности, а так же формы собственности.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, указанно, что по смыслу статей 8 (части 2), 19 (части 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии лицам, работающим в системе здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года № 310-О. «То обстоятельство, в чьем ведении находится это учреждение и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не свидетельствует о существовании таких различий».

Правила, утвержденные постановлением № 781, пролонгируют тот же порядок учета в стаж периодов работы в соответствующих должностях и учреждениях, которые применялись ранее при назначении медицинским работникам пенсии за выслугу лет.

Учитывая изложенное, период работы с ... по ... подлежит включению в специальный стаж и составляет ....

Таким образом, в результате суммирования периодов работы истицы, которые зачтены ГУ УПФ РФ, специальный стаж составляет (..., истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В спорный период истицей выполнялись все обязанности медицинского работника, во время работы был заключен трудовой договор, со всеми вытекающими правами и обязанностям медицинского работника заработную плату получала с вычетом всех страховых взносов, в том числе и в Пенсионный фонд России.

Таким образом, комиссия неправомерно отказала Ковалевой А.В. в назначении досрочной пенсии, полагает необходимым обязать ГУ УПФ РФ в Н. районе зачесть в специальный стаж период работы с ... год в должности медицинской сестры здравпункта цеха «...» ОАО                    «...» и назначить пенсию с момента подачи заявления, то есть с ... года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования     Ковалевой А.В.      удовлетворить.

Признать решение комиссии ГУ УПФ РФ в Н. районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Ковалевой А.В. от 12.05.2011 г. ... незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ в Н. районе засчитать в специальный стаж Ковалевой А.В.      период работы с ... г. по ... год в должности медицинской сестры здравпункта цеха «Здоровье» ОАО «...» и назначить пенсию с ... года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

                 Председательствующий