РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области Неклиновский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Малышевой Е.А., с участием помощника Межрайонного природоохранного прокурора Одиноченко Д.О., представителя ответчика Пономаренко Е.А., при секретаре Горпинченко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Н. района Ростовской области об обязании организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления, УСТАНОВИЛ: Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в уд с иском к Администрации Н. района Ростовской области об обязании организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления. В обоснование иска указано, что в ... года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства с привлечением специалистов Роспотребнадзора по репортажу телекомпании ... о сливе жидких бытовых отходов на свалку для твердых бытовых отходов на земельный участок, расположенный по адресу: ... (южная часть села). В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... (южная часть села) на основании Постановления Администрации Н. района ... от ... передан в аренду ОАО «...» для утилизации твердых бытовых отходов на территории района, ... за ...-юр заключен договор аренды на данный земельный участок. При обследовании свалки твердых бытовых отходов, эксплуатируемой ОАО « ...», расположенной по адресу: ... (в южной части села) установлено, что она не отвечает требованиям законодательства, а именно: 1. Не представлены данные о регламенте и режиме работы полигона, не представлена инструкция по приему бытовых отходов, с учетом требований производственно санитарии для работающих на полигоне, не обеспечивается технологический цикл для изоляции отходов (отходы не уплотняются, слои не изолируются, производится только разравнивание бульдозером), что является нарушением п.2.3, п. 5.1. СП 2.1.7.1083-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; 2. Не представлен список отходов, принимаемых на полигон ТБО, согласованный с территориальным отделом (нарушение п. 2.4 СП 2.1.7.1083-01); 3. Территория полигона по периметру не имеет ограждения (обваловки) с северной, северо-западной, частично с восточной стороны (нарушение п.4.4 СП 2.1.7.1083-01); 4.Территория полигона не разделена на две взаимосвязанные части: территория, занятая под складирование ТБО и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов (нарушение п. 3.5. СП 2.1.7.1083-01); 5. По всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО (нарушение п.3.7. СП 2.1.7.1083-01); 6. На въезде в полигон не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов (нарушение п. 4.3 СП 2.1.7.1083-01); 7. Для работников на полигоне не предусмотрено обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой, помещение для приема пищи, санузел (нарушение п. 4.1 СП 2.1.7.1083-01); 8. Не предусмотрено освещение рабочих карт полигона (нарушение п.4.5 СП 2.1.7.1083-01); 9. В зеленой зоне полигона не устроены контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды (нарушение п. 4.6 СП 2.1.7.1083-01); 10. На полигоне не предусмотрены переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозером к рабочей карте (нарушение п. 5.3 СП 2.1.7.1083-01); 11. Не производится уборка территории санитарно-защищенной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, поэтому отмечено огромное количество кульков, пакетов, мелкого бытового мусора и. т.д. (нарушение п.5.6 СП 2.1.7.1083-01). 12. На полигоне имеется программа производственного контроля, но фактически не ведется постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды на границе санитарно-защитной зоны и состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона, т.к. протоколы лабораторных испытаний представлены только за 2007 год в неполном объеме (сентябрь, октябрь), а также в программе производственного контроля определено недостаточное количество видов и объемов лабораторных исследований (нарушение п.6.4, п.6.8, п.6.9 СП 2.1.7.1083-01); 13. На полигоне ТБО не осуществляется прием жидких бытовых отходов ориентировочно 70-90 куб. м/сутки, которые сливаются в ранее существовавший песчаный карьер. Не исключено поступление стоков из карьера в балку, расположенную с северной стороны полигона ( нарушение п.1 СП 2.1.7.1083-01), п. 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»); 14. Штатная численность работающих на полигоне 7 человек, профилактические осмотры не проводятся (нарушение п.1..п.7 Приказа №83 от 16.08.2004 г. « Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», Приказа № 90 от 14.03.1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»; 15. На момент проведения проверки полигона ТБО отмечено возгорание полигона, задымление территории свалки и прилегающей территории (нарушение п.5.7 СП 2.1.7.1083-01). В связи с чем нарушено право граждан на благоприятную среду, закрепленное в Конституции РФ, Федеральном Законе «Об охране окружающей среды», Федеральном Законе «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения». Просит суд обязать администрацию Н. района Ростовской области организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Н. района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законном порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов. В судебном заседании представитель истца прокурор Одиноченко Д.О. поддержал исковые требования и суду показал, что прокурором и ранее проводились проверки, вносились представления, принятые ответчиком меры по устранению нарушений природоохранного законодательства недостаточны. Необходимо утверждение проектно-сметной документации, проведение экологических экспертиз с целью получения средств из областного бюджета на строительство полигона, соответствующего санитарным правилам. С 2008 г. идет только согласование документации. Представитель ответчика администрации Н. района, Пономаренко Е.А, действующий по доверенности, иск не признал и показал, что ... Неклиновским районным судом вынесено решение об устранении нарушений природоохранного законодательства. Определением судебной коллегии по гражданским делам от ... решение оставлено без изменения. В настоящее время изготовлен проект, который прошел экологическую экспертизу, но в соответствии с ФЗ № 94 необходимо еще проведение государственной экспертизы, срок проведения которой составляет около 3 месяцев. Только после этого ответчик сможет представить документы для проведения аукциона с целью определения подрядчика. Администрацией был заключен контракт на строительство центральных очистительных сооружений, который исполняется. Что касается постановки на регистрационный учет, то реестр объектов размещения отходов не ведется. Полигон ТБО внесен в региональный реестр. Третье лицо ОАО «...» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. В силу п.14 ч.1 ст. 15 Закона РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ на администрацию муниципального района возложена обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 22.05.1998 г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов». В соответствии со ст. 13 указанного ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что обязанность по созданию на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства и последующему вводу данного объекта в эксплуатацию в установленном законном порядке Администрацией Н. района исполняется. Доводы иска о том, что в нарушение положений ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект на строительство и эксплуатацию полигона ТБО Администрацией Н. района до настоящего времени не разрабатывался, специальные исследования не проводились, опровергается совокупностью представленных ответчиком в материалы дела письменных доказательств. Муниципальным контрактом ...-юр от ... Администрация Н. района поручила ...» выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации на строительство полигона ТБО в ... (л.д. 64-65). Календарным планом работ срок согласования и прохождения экспертизы установлен ... (л.д. 66). ... составлено заключение ... о наличии в границах земельного участка полезных ископаемых в недрах (л.д. 68). Платежным поручением ... от ... ... осуществлена предоплата в сумме ... коп. за проведение госэкспертизы по проектной документации «Полигон ТБО в ... НР РО» (л.д. 69). ... заключен муниципальный контракт ...-юр на изготовление проектной документации по объекту: «Централизованные очистные сооружения канализации ...» (л.д. 70-79). ... перечислены денежные средства в сумме .... в счет оплаты за обеспечение муниципального контракта (л.д. 80). ... подписан акт о приемке выполненных работ на инженерно-геологические изыскания (л.д. 81-83). Приказом Департамента Росприроднадзора по ... ... от ... утверждено заключение ... экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов в ...» (л.д. 118-136). В период с ... по ... подписаны акты №№1,2,4,5 о приемке выполненных работ по смете ... (3 этап) на объект «Централизованные очистные сооружения канализации ...» (л.д. 138-139). В силу положений ст. 12 ГК РФ на истца возлагается обязанность по представлению доказательств о нарушении прав, заявленные требования об исполнении обязанности должны быть исполнимыми и являться мерой должного поведения обязанности лица. Из справки начальника отдела капитального строительства и ремонта Администрации Н. района от ... усматривается, что работы по проектно-сметной документации по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в ...» ведутся по графику, документация прошла экологическую экспертизу, готовится к прохождению государственной экспертизы (л.д. 147). Таким образом, Администрацией Н. района представлены доказательства, что ею предпринимаются достаточные меры по созданию на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства и последующему вводу данного объекта в эксплуатацию. Ответственность за нарушение правил утилизации отходов, указанных в иске, на полигоне возложена на ОАО «...», к которому в рамках рассматриваемого спора не заявлено самостоятельных требований. Доказательств того, что установленные в ходе проверки нарушения норм и правил являются следствием действия (бездействия) Администрации Н. района в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. В соответствии со ст. 12 ФЗ №89 от 24.06.1998 г. (в ред. от 19.07.2011 г.) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 404 от 29.05.2008 г. к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации отнесены, в т.ч., полномочия по самостоятельному принятию нормативных правовых актов о порядке учета в области обращения с отходами, порядке ведения государственного реестра объектов размещения отходов, а также порядок ведения государственного кадастра отходов. На дату рассмотрения спора порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не утвержден, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика осуществить регистрацию полигона в государственном реестре объектов размещения отходов. При указанных обстоятельствах в иске должно быть отказано. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Н. района Ростовской области об обязании организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Е.А. Малышева Решение в окончательной форме изготовлено ...