РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 ноября 2011 года с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области Неклиновский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Малышевой Е.А., с участием истицы Бурцевой А.М., ее представителя Пономарева А.В., представителя ответчика Качан П.М., при секретаре Горпинченко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурцевой А.М. к Администрации Н. сельского поселения о признании незаконным отказа должностного лица, обязании предоставить земельные участки во внеочередном порядке, У С Т А Н О В И Л: Бурцева А.М. обратилась в суд с иском к Администрации Н. сельского поселения о признании незаконным отказа должностного лица, обязании предоставить земельные участки во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что она обратилась в Администрацию Н. сельского поселения с письменным заявлением в интересах себя и в интересах совершеннолетних членов своей семьи о предоставлении четырех земельных участков ей, её супругу и детям, являющимся гражданами, эвакуированными из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. ... ею получен ответ специалиста Н. сельского поселения, в котором разъяснено, что порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства регулируется ст. 38 Земельного Кодекса РФ, постановлением ... ... от ... «Об установлении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, и в муниципальной собственности ..., и переоформления прав на них». В соответствии с указанными нормативными актами предоставление земельных участков гражданам для строительства в аренду либо собственность осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона. До проведения торгов участок должен быть сформирован. Формирование земельного участка и принятие решения о выставлении его на аукцион является полномочиями сельского поселения, на территории которого расположен земельный участок. На данный момент в собственности Н. сельского поселения не имеется ни одного земельного участка. Истица полагает, что указанным отказом нарушены её конституционные права, просит признать отказ Администрации Н. сельского поселения от внеочередного предоставления земельных участков гражданам, эвакуированным из зоны Чернобыльского заражения, незаконным, обязать Администрацию Н. сельского поселения во внеочередном порядке в трехмесячный срок предоставить четыре земельных участка Бурцевой А.М., Б.Ю.Л., Б.Л.И., Б.Е.Л. для ведения ЛПХ и строительства жилых домов на территории Н. сельского поселения. В судебном заседании Бурцева А.М. поддержала доводы иска и суду пояснила, что она и члены ее семьи в ... г. переехали из зоны влияния радиационного излучения в .... В ... году за собственные и заемные средства приобрели домовладение, в котором в настоящее время истица проживает совместно с супругом, Б.Л.И. и дочерью, Ш.Е.Л. В период с ... г. по ... г. истица неоднократно обращалась к ответчику с просьбой о бесплатном предоставлении земельного участка, в чем ей было отказано. Представитель истицы Пономарев А.В., действующий по доверенности, полагал отказ ответчика предоставить его доверителю Бурцевой А.М. земельный участок незаконным, нарушающим права истицы и членов ее семьи. Представитель ответчика Администрации Н. сельского поселения - Качан П.М., действующая по доверенности, в судебном заседании показала, что Земельным Кодексом РФ установлен принцип возмездного предоставления земельных участков в собственность граждан. При обращении истицы с заявлением о предоставлении участков сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков не имелось. Кроме того, истица не отрицает, что у нее в собственности имеется жилье, в связи с чем оснований для предоставления участка в собственность истицы не имеется. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что в иске должно быть отказано по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. ... ... истице Бурцевой А.М. выдано удостоверение серии ... ... о признании ее переселенной из зоны отселения ..., в период с ... по ... подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 10). Судом установлено, что ... Бурцева А.М. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей и совершеннолетним членам ее семьи, четырех земельных участков в границах сельского поселения, как вынужденным переселенцам из зоны отселения Чернобыльской АЭС. ... истице было отказано в предоставлении участков по тем основаниям, что предоставление свободных участков осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, для проведения торгов участок должен быть сформирован. На данный момент времени в собственности поселения не имеется земельного участка (л.д. 24). Ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Земельный кодекс РФ является федеральным законом, регламентирующим условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 9 ст. 17 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, гарантируется внеочередное получение земельных участков. Таким образом, положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен особый порядок предоставления земельных участков. Указанные положения закона должны применяться в нормативном единстве с положениями Земельного кодекса РФ и иных законодательных актов. Исходя из системного толкования положений Земельного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что при предоставлении вынужденному переселенцу из зоны отселения Чернобыльской АЭС земельного участка для индивидуального жилищного строительства производится без соблюдения процедуры торгов. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, а также исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления о принятии соответствующего решения, допустимы только на условиях, установленных законом, в частности исходя из общего принципа платности предоставления земельных участков в собственность граждан или прямо установленных законом случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 21 декабря 2006 года N 633-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Вершининой Ираиды Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...", Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантии социальной защиты, вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Федеральный законодатель располагает свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты. При том что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется, приостановление действия таких льгот, как и их отмена для соответствующих категорий граждан, относятся к дискреционным полномочиям законодателя. Из содержания ч. 9 ст. 17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не вытекает обязанность органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению земельных участков указанной категории граждан в собственность бесплатно. Не содержит льгот на бесплатное предоставление земельных участков названной категории граждан и законодательство Ростовской области. Из текста Областного Закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» следует, что самостоятельных оснований для бесплатного предоставления в собственность граждан - переселенцев из зоны отселения Чернобыльской АЭС не имеется. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, и в муниципальной собственности ..., и переоформления прав на них, утвержденный Постановлением ... ... от ..., не содержит допущения указанных льгот. Также обоснованными являются доводы ответной стороны о том, что право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства могло быть реализовано, с учетом указанных выше обстоятельств, также только при наличии сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков на момент обращения лица, относящегося к льготной категории граждан, и принятия решения по его заявлению. Доводы истцовой стороны о том, что показатели бюджета Н. сельского поселения за ... года содержат сведения о доходах в размере ... тыс. руб. от продажи земельных участков к существу спора не относятся, поскольку в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательств обращения истицы с соответствующим заявлением к ответчику в ... году суду не представлено. То, что через средства массовой информации Главой Н. сельского поселения размещалось объявление о публичных слушаниях, назначенных на ... о продаже земельного участка по адресу: ..., для индивидуальной жилой застройки, не является безусловным основанием к удовлетворению требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и понуждении к предоставлению участка. С учетом изложенного суд признает правомерным отказ ответчика в предоставлении земельного участка истице Бурцевой А.М., поскольку оснований для бесплатной передачи земельного участка в собственность не имелось. Что касается доводов истицы о нарушении прав ее супруга Б.Л.И., а также совершеннолетних детей - Б.Ю.Л., Б.Е.Л., то указанные доводы иска суд не принимает также по следующим основаниям. Ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом способ защиты нарушенного права принадлежит истцу. Из пояснений истицы следует, что ее супруг и дети с самостоятельными требованиями в суд не обращались, доверенности на обращение в суд в их интересах истице не выдавали, при указанных обстоятельствах, принимая во внимание изложенное, требования иска в данной части также подлежат отклонению. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Бурцевой А.М. к Администрации Н. сельского поселения о признании незаконным отказа должностного лица, обязании предоставить земельные участки во внеочередном порядке отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий /подпись/ Е.А. Малышева Решение в окончательной форме изготовлено ...