Иск прокурора об обазянии администрации муниципального образования зарегистрировать право собственности на мемориалы и памятники



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Покровское                                                                              08 декабря 2011 г.

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Капинос В.А., при секретаре Ремпе М.В., с участием помощника прокурора Неклиновского района Погореловой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Неклиновского района к администрации Троицкого сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Троицкого сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и разработке паспортов на военно-мемориальные комплексы, об обязании зарегистрировать право собственности на памятники участникам Великой отечественной войны, обязании принять меры к разработке паспортов на памятники,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации Троицкого сельского поселения, в котором указал, что на территории Троицкого сельского поселения находятся пять памятников участникам ВОВ и жертвам фашизма. Меры к регистрации муниципальной собственности и разработке паспортов на указанные памятники ответчиком не принимаются, чем нарушаются требования ст.44 Конституции РФ, Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Просит суд признать незаконным бездействие администрации Троицкого сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и разработке паспортов на военно-мемориальные объекты, обязать администрацию зарегистрировать право собственности на памятники участникам Великой отечественной войны жертвам фашизма и принять меры к разработке паспортов на памятники.

В судебном заседании помощник прокурора Погорелова М.А. отказалась от исковых требований в части обязания зарегистрировать право собственности на памятник участникам ВОВ, расположенный в с.Кошкино, ул.Береговая 22 «в» в связи с тем, что он не является местом захоронения и сельская администрация не обязана регистрировать за собой право собственности на этот памятник. Вместе с тем он наряду с другими памятниками является объектом культурного наследия, поэтому паспорт на него должен быть разработан. Исковые требования в остальной части поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Прокурор в судебном заседании согласился на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Ст.15 Закона определяет: «1. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

2. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.»

Ст.19 Закона устанавливает, что решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить такой объект в реестр должно быть принято Правительством Российской Федерации.

На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.21 Закона).

В целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр проводится государственная историко-культурная экспертиза (ст.28 Закона). Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами (ст.32 Закона).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суду не представлено доказательств того, что расположенные на территории Троицкого сельского поселения памятники: братская могила в парке с.Троицкое; братская могила в 3-х км на восток от с.Троицкое; памятник-символ на кладбище в с.Кошкино; братская могила расстрелянных военнопленных на кладбище в п.Федосеевка; братская могила мирных жителей на кладбище в с.Троицкое, являются объектами культурного наследия.

Сведения о проведении государственной культурно-исторической экспертизы данных памятников и о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации отсутствуют.

Таким образом, на данные памятники паспорта объектов культурного наследования не требуются и разрабатываться не должны. В случае включения этих памятников в реестр объектов культурного наследия обязанность по разработке таких паспортов статьей 21 Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" возложена на соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, который обязан выдать такой паспорт собственнику объекта культурного наследия, в данном случае - Троицкому сельскому поселению.

Соответственно, исковые требования в части обязания ответчика принять меры к разработке паспортов на находящиеся на территории Троицкого сельского поселения памятники как на объекты культурного наследия удовлетворению не подлежат.

Статьей 5 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. Государственный учет воинских захоронений ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Из материалов дела усматривается, что находящиеся на территории Троицкого сельского поселения памятники являются воинскими захоронениями, захоронениями расстрелянных военнопленных и мирных жителей, которые приравниваются к воинским захоронениям, и стоят на балансе Троицкого сельского поселения. Памятники состоят в реестре муниципальной собственности, имеют инвентарные номера. На них заведены учетные карточки, являющиеся по существу паспортами воинских захоронений, содержащие всю необходимую информацию о воинском захоронении. В учетных карточках имеются сведения о месте и дате захоронения, виде захоронения, размерах, кратком описании памятника, его состоянии, количестве захороненных и их персональных сведениях, кто шествует над захоронением. Какая-либо иная форма паспортов на воинские захоронения законодательством не предусмотрена. Из фотоснимков, имеющихся в учетных карточках воинских захоронений, видно, что на каждом из них имеется мемориальный знак.

Таким образом, требования Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» администрацией Троицкого сельского поселения соблюдены.

Вместе с тем, суд считает законными и обоснованными требования прокурора об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на четыре воинских захоронения: братскую могилу в парке с.Троицкое; братскую могилу в 3-х км на восток от с.Троицкое; братскую могилу расстрелянных военнопленных на кладбище в п.Федосеевка; братскую могилу мирных жителей на кладбище в с.Троицкое.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Ст. 12 Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определено, что расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесены к вопросам местного значения.

Согласно сведениям Управления Росреестра по РО, право собственности Троицкого сельского поселения на воинские захоронения, расположенные на территории сельского поселения, в ЕГРП не зарегистрировано.

В соответствии со ст.38 Бюджетного Кодекса РФ, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на воинские захоронения может явиться препятствием для реализации мер по их сохранности. Поэтому ответчика следует обязать зарегистрировать за собой право собственности на четыре воинских захоронения, расположенных в с.Троицкое и п.Федосеевка.

Исковые требования в части признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и к разработке паспортов на военно-мемориальные объекты, удовлетворению не подлежат, поскольку требования к содержанию воинских захоронений на территории поселения ответчиком соблюдаются, учетные карточки (паспорта) воинских захоронений ведутся, разработка иных паспортов на памятники как на объекты культурного наследия не требуется (так как находящиеся на территории поселения памятники объектами культурного наследия не являются). Нарушений прав и законных интересов государства, физических и юридических лиц в результате непринятия ответчиком мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на воинские захоронения не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Неклиновского района к администрации Троицкого сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Троицкого сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и разработке паспортов на военно-мемориальные комплексы, об обязании зарегистрировать право собственности на памятники участникам Великой отечественной войны, обязании принять меры к разработке паспортов на памятники, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Троицкого сельского поселения зарегистрировать право собственности на воинские захоронения: братскую могилу в парке с.Троицкое; братскую могилу в 3-х км на восток от с.Троицкое; братскую могилу расстрелянных военнопленных на кладбище в п.Федосеевка; братскую могилу мирных жителей на кладбище в с.Троицкое.

В остальной части иска отказать.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:                                              В.А.Капинос