решение о возложении обязанности выполнить требования действующего законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«25» октября 2010 года ст. Нехаевская

НЕХАЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе судьи Зайцевой И.Н.,

с участием <данные изъяты> Нехаевского района Мамонтова Г.К.

при секретаре Горобцовой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности выполнить требования действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности выполнить требования действующего законодательства, на том основании, что согласно ч. 3 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а так же наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным Законом от 01 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

В силу п. 5 ст. 4 вышеуказанного закона хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а так же не коммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», «коммунальные услуги»- деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

В силу п. 114 данных Правил 114 контроль за соблюдением Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.

Согласно ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Согласно ст. 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Как установлено в ходе проверки <данные изъяты> оказывает населению <данные изъяты> услуги по холодному водоснабжению, т.е. осуществляет хозяйственную деятельность, получает доход в виде платежей за оказание услуг по холодному водоснабжению граждан.

Следовательно, <данные изъяты> совмещает функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта, не может качественно осуществлять контроль за оказанием коммунальной услуги по холодному водоснабжению.

Более того, в соответствии со ст. 9. Закона РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона).

Согласно ст. 11. Закона РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со ст. 22. Закона РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:

-соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

-ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

-представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

-представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

-безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

-соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

-выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Нехаевского района установлено, что пользование недрами (добыча подземных вод) <данные изъяты> осуществляется без лицензии.

Согласно действующего законодательства <данные изъяты>

<данные изъяты> не имеет права на получение соответствующей лицензии (не является субъектом предпринимательской деятельности), и, следовательно, не может пользоваться недрами (осуществлять добычу воды).

Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Указанные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми и могут повлечь некачественное оказание гражданам услуг по холодному водоснабжению, а также осуществление данной деятельности <данные изъяты> без лицензии может представлять угрозу жизни и здоровью граждан путем предоставления некачественной воды.

<данные изъяты> Мамонтов Г.К. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме и просил признать действия <данные изъяты> по оказанию услуг по холодномуводоснабжению граждан незаконным. Признать бездействие <данные изъяты> в части не принятия мер по созданию хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по водоснабжению гражданам или передачи функции по добычи воды другим субъектам предпринимательской деятельности, незаконным. Просил обязать на <данные изъяты> устранить указанные нарушения законодательства.

Ответчик - <данные изъяты> - С.М. Кривоносов в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме и суду пояснил, что водоснабжение населения <данные изъяты> осуществляется централизованно по водопроводной сети общая протяженность которой составляет 12,5 км.. В настоящее время вода подается из трех скважин. Степень износа водопровода составляет 98,8 %. МУП по водоснабжению на территории поселения, не создан. Лицензии на добычу подземных вод у администрации поселения не имеется. Однако в настоящее время <данные изъяты> заключен договор на оказание информационных и представительских услуг, а так же проектирование зон санитарной охраны водозаборных скважин.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Предъявление данного искового заявления прокурором соответствует целям защиты интересов неопределенного круга лиц, так как услугами по водоснабжению пользуются жители не только Упорниковского сельского поселения Нехаевского района, но и жители других населенных пунктов района и даже других регионов, персонифицировать которых невозможно.

В соответствии с ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд считает, что в данном случае возможно принять признание иска ответчиком, т.к. это не будет противоречить закону и не будет нарушать права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности выполнить требования действующего законодательства - удовлетворить.

Признать действия <данные изъяты> по оказанию услуг по холодному водоснабжению граждан незаконным.

Признать бездействие <данные изъяты> в части не принятия мер по созданию хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по водоснабжению гражданам или передачи функции по добычи воды другим субъектам предпринимательской деятельности, незаконным.

Обязать <данные изъяты> устранить указанные нарушения законодательства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение 10 суток через Нехаевский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Судья: Зайцева И.Н.