решение о признании Устава муниципального образования, противоречащим закону в части



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«18» мая 2011 года ст-ца Нехаевская

Нехаевский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,

при секретаре Колпаносовой О.А.

с участием помощника прокурора Нехаевского района Щеренко С.Ф., представителя Совета депутатов <данные изъяты> Абрамова А.Г. (действующего на основании доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании Устава <данные изъяты>, противоречащим закону в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нехаевского района Волгоградской области в порядке гл.24 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании Устава <данные изъяты> противоречащим закону в части. В обоснование требований указал, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный Закон), местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением «посредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Устав <данные изъяты> (далее - Устав) принят решением Совета депутатов <данные изъяты> от 27 декабря 2005г. № 55/1, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 31 декабря 2006г. № RU345183112006001.

Однако, право граждан, проживающих на территории <данные изъяты>, на осуществление местного самоуправления нарушается в связи с несоответствием положений Устава нормам действующего законодательства.

Согласно положению п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ устав муниципального образования является муниципальным правовым актом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 Устава <данные изъяты> в исключительной компетенции Совета депутатов находится принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты должны не противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Между тем, в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что Устав <данные изъяты> не соответствует федеральному законодательству в части.

В частности, нормы Устава вошли в противоречие Федеральному закону в связи с внесенными в него изменениями и дополнениями Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

«3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа».

Между тем, согласно п.3 ч. 1 ст. 7 Устава <данные изъяты> в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями:

«3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа».

Таким образом, п.3 ч. 1 ст. 7 Устава <данные изъяты> противоречит п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона.

В соответствии с ч. 9 ст. 34 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Однако, ч. 6 ст. 22 Устава <данные изъяты>, установлено, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета поселения.

Таким образом, ч.6 ст.22 Устава <данные изъяты> противоречит ч. 9 ст. 34 Федерального закона.

В соответствии с п. 6ч. 10 ст.35 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а так же об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Между тем, согласно п.8 ч. 1 ст. 25 Устава <данные изъяты> в исключительной компетенции Совета находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги.

Таким образом, п.8 ч. 1 ст. 25 Устава <данные изъяты> противоречит п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 39 Устава <данные изъяты> (в редакции решения от 15.07.2009 года № 11/3) Совет, администрация поселения, контрольно-счетная комиссия поселения, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, абз. 1 ч. 2 ст. 39 Устава <данные изъяты> противоречит ч. 2 ст. 41 Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Между тем, согласно ч. 4 ст. 49 Устава <данные изъяты>, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Таким образом, ч. 4 ст. 49 Устава <данные изъяты> противоречит ч. 4 ст. 51 Федерального закона.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 55 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) к собственным доходам местных бюджетов относится часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

Между тем, согласно абз. 6 ч. 2 ст. 52 Устава <данные изъяты> (в редакции решения от 15.07.2009 года № 11/3) в доход бюджета поселения зачисляется часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением Совета, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после оплаты налогов и сборов.

Таким образом, абз. 6 ч. 2 ст. 52 Устава Луковского сельского поселения противоречит п.7 4.1 ст. 55 Федерального закона.

Также выявлено несоответствие положений Устава Федеральному закону в связи с внесенными в него изменениями и дополнениями Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 50 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Между тем, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава <данные изъяты> в собственности поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.

Таким образом, п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава <данные изъяты> противоречит п. 6 ч. 2 ст. 50 Федерального закона.

Кроме того, в связи с принятым Федеральным законом от 03.11.2010 года № 286-ФЗ, ст. 50 Федерального закона признана утратившей силу с 21.11.2010 года.

Согласно ч.3 ст. 48 Устава <данные изъяты>, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

Таким образом, ч.3 ст. 48 Устава <данные изъяты> противоречит ст. 50 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 года № 286-ФЗ).

Учитывая изложенное, в настоящее время в Уставе <данные изъяты> указаны противоречащие и не соответствующие федеральному законодательству нормы, которые следует привести в соответствие с требованиями ст.19 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ, Федерального закона от 03.11.2010 года № 286-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ, путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений.

В связи с этим, в целях восстановления нарушенного права жителей <данные изъяты> на осуществление местного самоуправления, возникла необходимость обращения в суд с заявлением.

В судебное заседание прокурором представлено уточнение требования, в котором он просит суд признать Устав <данные изъяты> недействующим в части п.3 ч.1 ст. 7, ч.6 ст.22, п.8 ч.1ст.25, абз.1 ч.2 ст.39, ч.4 ст.49, абз.6 ч.2 ст.52 Устава, противоречащих Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных ст.19 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ, в части п.6 ч.1 ст.48 Устава, противоречащего Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных ст.9 Федерального закона от 29.12.2010 года № 442-ФЗ, а также ч.3 ст. 48 Устава, противоречащей Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 03.11.2010 года № 286-ФЗ.

Помощник прокурора Нехаевского района Волгоградской области Щеренко С.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме и просил суд удовлетворить их.

Представитель Совета депутатов <данные изъяты> Абрамова А.Г. в судебном заседании признал заявленные требования подлежащими к удовлетворению и суду пояснил, что изменения в Устав <данные изъяты> были направлены в ГУ Минюста по Южному федеральному округу, для регистрации. До настоящего времени изменения в Устав не зарегистрированы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Устав <данные изъяты> принят решением Совета депутатов <данные изъяты> от 27 декабря 2005г. № 55/1, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 31 декабря 2006г. №

Пунктом 3 ч. 1 ст. 7 Устава <данные изъяты> установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями создания муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа».

Частью 6 ст.22 Устава <данные изъяты> установлено, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального района.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 25 Устава <данные изъяты> установлено, что к компетенции Совета относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги.

Абзацем 1 ч.2 ст.39 Устава <данные изъяты> установлено, что Совет, администрация поселения, контрольно-счетная комиссия поселения, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст.49 Устава <данные изъяты> органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Из абзаца 6 ч.2 ст. 52 Устава <данные изъяты> следует, что в доход бюджета поселения зачисляется часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением Совета, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после оплаты налогов и сборов.

Согласно п.6 ч.1 ст.48 Устава <данные изъяты> в собственности поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.

Частью 3 ст.48 Устава <данные изъяты> предусмотрены особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

Согласно ст. 19 ФЗ от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения и дополнения, которые вступили в законную силу с 01.01.2011 года.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

«3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа».

Согласно с ч. 9 ст. 34 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Согласно п. 6 ч.10 ст.35 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ), в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а так же об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 55 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) к собственным доходам Местных бюджетов относится часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

Согласно ч.3 ст. 48 Устава <данные изъяты>, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 50 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности

Из анализа вышеприведенных норм, очевидно усматривается, что в Уставе <данные изъяты> указанные нормы противоречат и не соответствуют Федеральному закону. При таких обстоятельствах, суд, установив, что оспариваемые нормы в Уставе <данные изъяты> противоречат Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, признаёт эти нормы не действующими со дня вступления в силу нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании Устава <данные изъяты>, противоречащим закону в части, удовлетворить.

Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», п.3 ч.1 ст. 7, ч.6 ст.22, п.8 ч.1ст.25, абз.1 ч.2 ст.39, ч.4 ст.49, абз.6 ч.2 ст.52 Устава <данные изъяты> принятого решением Совета депутатов <данные изъяты> от 27 декабря 2005г. № 55/1, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 31 декабря 2006г. № RU345183112006001.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение 10 суток через Нехаевский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Судья: Н.Н.Ефремов