решение о признании Устава Тишанского сельского поселения противоречащим закону в части



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» мая 2011 года ст. Нехаевская

НЕХАЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе судьи Зайцевой И.Н.,

с участием помощника прокурора Нехаевского района Мамонтова Г.К.

при секретаре Скачковой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании Устава Тишанского сельского поселения <адрес> противоречащим закону в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании Устава Тишанского сельского поселения <адрес> противоречащим закону в части. В обоснование заявления указал, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением «посредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Устав Тишанского сельского поселения Нехаевского муниципального района (далее - Устав) принят решением Совета депутатов Тишанского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № №, зарегистрирован в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № №

Однако, право граждан, проживающих на территории Тишанского сельского поселения <адрес> <адрес>, на осуществление местного самоуправления нарушается в связи с несоответствием положений Устава нормам действующего законодательства.

Согласно положению п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ устав муниципального образования является муниципальным правовым актом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 Устава Тишанского сельского поселения в исключительной компетенции Совета депутатов находится принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты должны не противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Между тем, в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что Устав Тишанского сельского поселения не соответствует федеральному законодательству в части.

В частности, нормы Устава вошли в противоречие Федеральному закону в связи с внесенными в него изменениями и дополнениями Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

«3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа».

Между тем, согласно п.3 ч. 1 ст. 7 Устава Тишанского сельского поселения в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями:

«3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа».

Таким образом, п.3 ч. 1 ст. 7 Устава Тишанского сельского поселения противоречит п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона.

В соответствии с ч. 9 ст. 34 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Между тем, согласно ч. 6 ст. 22 Устава Тишанского сельского поселения финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета поселения.

Таким образом, ч. 6 ст. 22 Устава Тишанского сельского поселения противоречит ч. 9 ст. 34 Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

«6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений».

Между тем, согласно п. 8 ч. 1 ст. 25 Устава Тишанского сельского поселения в исключительной компетенции Совета находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, п. 8 ч. 1 ст. 25 Устава Тишанского сельского поселения противоречит п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Между тем, согласно абз. 1 ч. 2 ст. 39 Устава Тишанского сельского поселения (в редакции решения от 15.07.2009 года № 11/3) Совет, администрация поселения, контрольно-счетная комиссия поселения, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, абз. 1 ч. 2 ст. 39 Устава Тишанского сельского поселения противоречит ч. 2 ст. 41 Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Между тем, согласно ч. 4 ст. 49 Устава Тишанского сельского поселения, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Таким образом, ч. 4 ст. 49 Устава Тишанского сельского поселения противоречит ч. 4 ст. 51 Федерального закона.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 55 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) к собственным доходам местных бюджетов относится часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

Между тем, согласно абз. 6 ч. 2 ст. 52 Устава Тишанского сельского поселения (в редакции решения от 15.07.2009 года № 11/3) в доход бюджета поселения зачисляется часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением Совета, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после оплаты налогов и сборов.

Таким образом, абз. 6 ч. 2 ст. 52 Устава Тишанского сельского поселения противоречит п.7 ч.1 ст. 55 Федерального закона.

Также выявлено несоответствие положений Устава Федеральному закону в связи с внесенными в него изменениями и дополнениями Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 50 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Между тем, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава Тишанского сельского поселения в собственности поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.

Таким образом, п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава Тишанского сельского поселения противоречит п. 6 ч. 2 ст. 50 Федерального закона.

Кроме того, в связи с принятым Федеральным законом от 03.11.2010 года № 286-ФЗ, ст. 50 Федерального закона признана утратившей силу с 21.11.2010 года.

Между тем, согласно ч.3 ст. 48 Устава Тишанского сельского поселения, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального существа устанавливается федеральным законом.

Таким образом, ч.3 ст. 48 Устава Тишанского сельского поселения противоречит ст. 50 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 года № 286-ФЗ).

Учитывая изложенное, в настоящее время в Уставе Тишанского сельского поселения указаны противоречащие и не соответствующие федеральному законодательству нормы, которые следует привести в соответствие с требованиями ст. 19 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, Федерального закона от 03.11.2010 года № 286-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ, путем внесения в него соответствующих вменений и дополнений.

Обращение в суд с данным заявлением позволит восстановить нарушенные права жителей Тишанского сельского поселения Нехаевского муниципального района на осуществление местного самоуправления.

Помощник прокурора Нехаевского района Волгоградской области Мамонтов Г.К. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме и просил признать Устав Тишанского сельского поселения <адрес> <адрес> недействующим в части п.3 ч.1 ст.7, ч.6 ст.22, п.8 ч.1 ст.25, абз.1 ч.2 ст.39, ч.4 ст. 49, абз.6 ч.2 ст. 52 Устава противоречащих Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных ст. 19 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, в редакции изменений и дополнений, внесенных ст. 9 Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ, а так же ч.3 ст. 48 Устава противоречащей Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 03.11.2010 года № 286-ФЗ.

Представитель Совета депутатов Тишанского сельского поселения Кузнецова Т.В. - действующая на основании доверенности в судебном заседании иск признала и суду пояснила, что в январе 2011 года изменения в Устав Тишанского сельского поселения были направлены в ГУ Минюста по Южному федеральному округу, для регистрации. До настоящего времени изменения в Устав не зарегистрированы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд считает, что в данном случае возможно принять признание иска ответчиком, т.к. это не будет противоречить закону и не будет нарушать права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать Устав Тишанского сельского поселения <адрес> недействующим в части п.3 ч.1 ст.7,ч.6 ст.22,п.8 ч.1ст.25.абз.1ч.2 ст.39 ч.4ст49, абз.6 ч.2 ст. 52 Устава противоречащих Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных ст. 19 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, в редакции изменений и дополнений, внесенных ст. 9 Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ, а так же ч.3 ст. 48 Устава противоречащей Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 03.11.2010 года № 286-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение 10 суток через Нехаевский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Судья: Зайцева И.Н.