о признании незаконным представления Прокурора Нехаевского района Волгоградской области



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года                                                                                  ст-ца Нехаевская

Нехаевский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,

при секретаре Чернобровкиной О.А.,

с участием представителя заявителя - Измайловой Г.Т. (действующей на основании доверенности), прокурора Нехаевского района Мусина Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М. об оспаривании решений, действий органов государственной власти, должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьянова Ю.М., обратилась с заявлением в Нехаевский районный суд Волгоградской области в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просит признать представление прокурора Нехаевского района Мусина Р.А. об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенного 12 сентября 2011 года <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М, незаконным.

В обоснование заявления заявитель указала, что прокуратурой Нехаевского района в отношении <данные изъяты> УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП «Почта России» Ю.М.Гурьяновой было вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. С требованиями представления заявитель не согласна и считает их незаконными поскольку отделения почтовой связи, расположенные в <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, хут<адрес>, <адрес>, <адрес>, располагались в данных помещениях до 1991 г., то есть в соответствии с Приложением №4 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 являются федеральной собственностью. Полномочия собственника федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) в соответствии с 4,2 п.1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432. В соответствии с п. 6 данного положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФГУП «Почта России» было создано по распоряжению Правительства РФ от 5 сентября 2002 г. №1227-р на базе федерального имущества переданного от ликвидируемых ГУ УФПС, преданного ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения. В 2005 г. Правительством РФ было принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и ГУ- УФПС Волгоградской области (распоряжение от 8 сентября 2005 г. № 1362-р). Пунктом 3 данного распоряжения было установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России». Ранее существовавшее Федеральное государственное учреждение - Управление федеральной почтовой связи Волгоградской области ликвидировалось, что подтверждает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о его ликвидации от 04.06.2009 г. В соответствии с Распоряжением министерства имущественных отношений РФ и Министерства РФ по связи и информатизации от 01.03.2004 г. №1006-р/ЛР-П5-1511 «О наделении ФГУП «Почта России» федеральным имуществом» имущество, в том числе имущественные обязательства были переданы от ГУ УФПС Волгоградской области на баланс ФГУП «Почта России». Распоряжением Правительства РФ от 28.06.02 № 885-р утверждена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, которая предусматривает объединение всех существующих организаций федеральной почтовой связи и создание ФГУП «Почта России» с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства, то есть изменение его организационно-правовой формы путем преобразования в хозяйственное общество. Создание предприятия на базе существующих организаций почтовой связи является промежуточным этапом реорганизации. В исполнение Концепции, а также в соответствии с п.2 Распоряжения Правительства РФ от 05.09.02 № 1227-р Министерство имущественных отношений РФ и Министерство РФ по связи и информатизации издали совместное распоряжение от 01.03.04 г. №1006-р/ЛР-П5-1511 «О наделении ФГУП «Почта России» федеральным имуществом», согласно которому Минимущества России и Минсвязи России обязаны обеспечить передачу имущества, в том числе имущественных обязательств ГУ УФПС, на баланс предприятия с соблюдением требований гражданского законодательства, применяемого к условиям и форме перевода долга. Пунктом 4 данного распоряжения предприятию в срок до 31.03.04 поручено принять от ГУ УФПС имущество, в том числе имущественные обязательства. Пунктом 4.2. Плана мероприятий Мининформсвязи России по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и устранению недостатков, выявленных контрольным управлением Президента РФ, утв. Приказом Мининформсвязи России от 24.03.05 г. №33 предусмотрено, что в течение 2005 года УФПС передает, а ФГУП «Почта России» принимает имущественные обязательства в полном объеме. При буквальном толковании названных норм следует, что ФГУП «Почта России» является правопреемником ГУ УФПС. Также в соответствии с Разделом IV приложения N 1 Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1, предприятия связи независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно п.3.1. Устава ФГУП «Почта России», утв. Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003 г., имущество Предприятия находится в федеральной собственности, и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Реальные возможности по осуществлению правомочий обладателями названных вещных прав в значительной степени зависят от воли собственника и от прямого указания закона - ст. ст. 294, 295ГКРФ. Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием возникает, по ст.4.1 КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 административная ответственность наступает только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина нарушителя, причем вина должна быть доказана в порядке, специально предусмотренном КоАП РФ.

Представитель заявителя - <данные изъяты> юридического отдела УПФС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» - Измайлова Г.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд удовлетворить заявление, пояснив, что ФГУП «Почта России» были приняты все зависящие меры для соблюдения земельного законодательства. Однако, не смотря на это, по причинам независящим от воли <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М., исполнить требование изложенные в представлении прокурора не возможно. Следовательно, эти требования будут являться незаконными.

Прокурор Нехаевского района Мусин Р.А. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявления пояснив, что им представлены доказательства подтверждающие факт нарушения закона должностным лицом УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России», которому внесено представление. Должностное лицо <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьянова Ю.М., полномочна устранить допущенные нарушения закона. Он не требует от должностного лица принимать меры, указанные в заявлении, которые это лицо не вправе осуществлять. Он требует прекратить нарушать земельное законодательство и требует от должностного лица принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений закона и не допускать их впредь, а в случае установления виновных должностных лиц решить вопрос о их дисциплинарной ответственности. В связи с этим он считает требования указанные в представлении правомерными. Разрешение вопроса о урегулировании отношений касающихся права владения недвижимым имуществом, возникший между собственниками недвижимого имущества и фактическими владельцами этого имущества, он оставляет на усмотрение заявителя.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Полномочия прокурора закреплены Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». При этом требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат исполнению в установленный срок.

Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты, конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В судебном заседании установлен тот факт, что УФПС Волгоградской области филиал ФГУП «Почта России» на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области владеет земельными участками, с расположенными на них нежилыми зданиями и помещениями, используемые УФПС Волгоградской области филиал ФГУП «Почта России» в своей деятельности, при этом не имея правоустанавливающих документов. Данный факт в судебном заседании не оспаривался и подтверждается представленной в суд информацией поступившей от начальника Нехаевского почтамта и Урюпинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, из которой установлено, что в фактическом владении УФПС Волгоградской области филиал ФГУП «Почта России» находятся земельные участки, с находящимися на них зданиями отделений почтовой связи, а именно: в <адрес> по <адрес>, в <адрес>, в <адрес> по <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>. При этом правоустанавливающие документы на право владения указанными земельными участками у УФПС Волгоградской области филиал ФГУП «Почта России», отсутствуют.

Между тем, в соответствии с ч.1 ст.26 Земельного Кодекса РФ, установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 данного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Учитывая приведенные положения закона, прокурор Нехаевского района внес представление об устранении нарушений земельного законодательства, должностному лицу <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М., которая полномочна устранить допущенные нарушения. В представлении прокурор потребовал от должностного лица принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений закона и не допускать их впредь. И в случае установления виновных должностных лиц решить вопрос о их дисциплинарной ответственности. При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих о результатах принятых мер требуется сообщить в прокуратуру Нехаевского района в письменной форме. Одновременно с этой информацией требуется представить копии приказов о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Должностное лицо <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьянова Ю.М., полномочна устранить допущенные нарушения закона. Данный факт, подтверждается положением об УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России», в котором п.4.3, указано, что филиал осуществляет государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимое имущество в регистрирующих органах по месту нахождения Филиала в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно, п.6.1 настоящего положения, указано, что исполнительным органом, непосредственно управляющим Филиалом, является ФИО2 Филиала.

Оценивая приведенные доказательства, суд считает, что в судебном заседании установлен факт нарушения земельного законодательства УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России». Следовательно, оспариваемое представление прокурора Нехаевского района, внесенное должностному лицу <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М., которая полномочна, устранить допущенные нарушения, совершено в соответствии с законом и в пределах его полномочий.

Вместе с тем суд учитывает, что требования прокурора отраженные в представлении, при осуществлении им надзора за исполнением законов, сами по себе не имеют абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладают, поскольку преследуют цель понудить должностное лицо устранить допущенные нарушения земельного законодательства, прежде всего в добровольном порядке. Данные требования представления сформулированы так, что прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организации, не конкретизирует, что должно сделать должностное лицо, а предоставляет должностному лицу принять меры по устранению нарушения земельного законодательства по своему усмотрению и наказать в пределах своих прав виновных в этом должностных лиц.

В случае не согласия должностного лица с требованиями прокурора, они могут быть реализованы прокурором путем специальных процедур - внесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Поэтому, при рассмотрении в судебном порядке дел об оспаривании представления прокурора, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление и правомерность своих требований.

Данная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2005 года № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушения её конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»»

Таким образом, суд считает, что факт нарушения закона должностным лицом УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России», которому внесено представление, прокурором в судебном заседании доказан. Должностное лицо <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьянова Ю.М., полномочна устранить допущенные нарушения закона, в связи с этим требования прокурора указанные в представлении являются правомерными.

Учитывая это, суд отказывает в удовлетворении заявления, поскольку установил, что оспариваемое представление прокурора принято в соответствии с законом в пределах его полномочий и права либо свободы гражданина в данном случае нарушены не были.

Доводы, представителя заявителя о том, что по причинам независящим от воли <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М., исполнить требование изложенные в представлении прокурора не возможно, суд считает не основанными на законе. Поскольку в силу закона права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 данного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В случае если собственники препятствуют осуществлению законного права владения земельными участками и находящимися на них зданиями или нежилыми помещениями, то заявитель может принять решение о судебной защите этого права или отказаться от прав на указанные земельные участки. При этом в любом случае о результатах принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства заявитель должен сообщить в прокуратуру Нехаевского района в письменной форме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления <данные изъяты> УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России» Гурьяновой Ю.М. об оспаривании решений, действий органов государственной власти, должностных лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд в течение 10-ти дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Судья                                                                                                 Н.Н.Ефремов