решение о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» сентября 2011 года                                                                 ст-ца Нехаевская

НЕХАЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе судьи Киселевой О.О.,

с участием заместителя прокурора Нехаевского района Стручалина Д.Н., представителя ответчика <данные изъяты> Горбова В.В., третьих лиц: заведующей <данные изъяты> Рясновой Л.В., <данные изъяты> Алпатова Ю.М. представителя несовершеннолетнего Власенко Н.В.

при секретаре Горобцовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к <данные изъяты> о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нехаевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к <данные изъяты> о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. В обосновании своих требований указал, что в ходе проведенной проверки выявлено нарушение законодательства о несовершеннолетних.Так статей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование. Российской Федерацией гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от18.07.2011) «Об образовании» (далее - Закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В силу ст. 18 Закона для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Согласно ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и др. полномочия.

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 (далее - постановление, Положение):

«4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях) и т.д.;

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления».

На основании ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Согласно п. 11ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Между тем, как установлено в ходе проверки, возложенные на <данные изъяты> и <данные изъяты> обязанности по обеспечению несовершеннолетних граждан бесплатным общедоступным дошкольным образованием на территории района исполняются не надлежащим образом, чем нарушаются права несовершеннолетних.

Так, в начале 2009 года Власенко Н.В. поставила на очередь в <данные изъяты> своего несовершеннолетнего сына ФИО1, 2008 года рождения. До настоящего времени ребенок дошкольное учреждение не посещает, в связи с полной комплектацией всех возрастных групп и отсутствием мест. Родители несовершеннолетнего ФИО1 имеют постоянные места работы, и не имеют возможности где-либо оставлять своего несовершеннолетнего сына, вследствие чего, оставление одним из родителей своего места работы нарушит его право на труд, и в свою очередь, не позволит в нужной мере осуществлять свои права и обязанности по воспитанию несовершеннолетнего сына, в т.ч. обеспечить надлежащее материальное благополучие несовершеннолетнего, чем будут нарушены его права, гарантированные Конституцией и федеральными законами.

На территории Нехаевского муниципального района функционируют всего лишь 2 дошкольных образовательных учреждения, одно из которых находится в <адрес> <данные изъяты>, второе в <адрес> <данные изъяты> причем второе учреждение расположено на значительном удалении от места жительства ФИО1 (на расстоянии почти 30 км.), в связи с чем, несовершеннолетний имеет право на обеспечение его местом в учреждении дошкольного образования по месту его жительства, то есть в <данные изъяты>

Однако, как установлено в ходе проверки, в обоих учреждениях дошкольного образования района отсутствуют свободные места, в связи с чем ФИО1 не имеет возможности осуществлять свои права на бесплатное дошкольное образование, закрепленные в Конституции РФ. <данные изъяты> меры по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1 местом в учреждении дошкольного образования не принимает.

Заместитель прокурора Нехаевского района Стручалин Д.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать бездействие <данные изъяты> выразившегося в не обеспечении несовершеннолетнего ФИО1, местом в дошкольном образовательном учреждении, незаконным. Просил обязать <данные изъяты> в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, местом в дошкольном образовательном учреждении.

Представитель несовершеннолетнего ФИО1 - Власенко Н.В. - в судебном заседании иск поддержала, суду пояснила, что ФИО1 её сын, ему 2 года 9 месяцев. В начале 2009 года Власенко Н.В. написала заявление заведующей детского сада «Колосок» о зачислении её сына ФИО1 в детский сад, подала все необходимые документы, таким образом, стала в очередь для предоставления места в дошкольном учреждении. Она неоднократно узнавала о том, не подошла ли их очередь, на что ей сначала ответили, что они в очереди 18, а потом пояснили, что группы укомплектованы и в 2011 году место в детском саду им не предоставят. Она также обращалась в отдел образования Администрации <данные изъяты> с просьбой предоставить место её сыну в детском саду, однако ей ответили, что группы укомплектованы и мест в детском саду нет. Считает, что нарушены права её сына на бесплатное дошкольное образование. Просит обязать <данные изъяты> обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, местом в дошкольном образовательном учреждении.

Представитель ответчика - <данные изъяты> - Горбов В.В. действующий на основании доверенности - в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что действительно свободных мест в <данные изъяты> нет, денежных средств на организацию дополнительных дошкольных учреждений в <данные изъяты> не имеется, в связи с чем, не имеется возможности представить место несовершеннолетнему ФИО1 в детском саду.

Третье лицо - <данные изъяты> Ряснова Л.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Нехаевского района Волгоградской области не признала и суду пояснила, что согласно изменениям №1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета игровой площади - для ясельных групп не менее 2.5 кв.м. на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2.кв. м. на одного ребенка. Как видно из экспликации к поэтажному плану здания расположенного по адресу: <адрес> то есть здание детского сада «Колосок» площадь игровой комнаты в одной группе составляет в среднем 50 кв. м., спальни 33 кв.м., согласно списков групп на дату рассмотрения дела все группы укомплектованы и свободных мест нет. Просит суд в иске отказать.

Третье лицо - <данные изъяты> - Алпатов Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что на данный момент свободных мест в детском саду «Колосок» нет и предоставить место несовершеннолетнему ФИО1 не представляется возможным. Просит суд в иске отказать.

Выслушав стороны, третьих лиц изучив материалы дела, суд находит требования прокурора законными и обоснованными.

Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях закреплены в части первой и второй ст. 43 Конституции Российской Федерации и в п.3 ст. 2, п. 3 ст. 5 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от18.07.2011) «Об образовании».

Пункт 3 ст. 18 этого закона гласит, что для воспитания для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно ст. 8 Закона «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций.

Подпунктом 3 статьи Закона РФ «Об образовании» к основным общеобразовательным программам отнесена программа дошкольного образования.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Пунктом 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесен такой тип как дошкольное учреждение. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено типовое положение «О дошкольном учреждении». Согласно п. 2 и 3 этого положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а так же присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В силу п. 4 этого Положения дошкольное образовательное учреждение создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), ребенок состоит на учете в списке детей для определения в дошкольное учреждение, возраст ребенка позволяет ему быть принятым в дошкольное учреждение, противопоказаний для посещения такого учреждения не имеется, то есть ФИО1 имеет право на дошкольное образование.

Как видно из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> (л.д.21-37) количество групп в ДОУ определяется исходя из их предельной наполняемости от 02 до 03 лет-15 детей, от 03 до 07 лет -20 детей.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденными постановлением № 91 от 22.07.2010года Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главного государственного санитарного врача РФ Онищенко количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной наполняемости, а именно для ясельного возраста от 01 года до 03 лет не более 15 человек, для дошкольного возраста для детей от 03 до 07 лет не более 20 человек (оптимальная 15 человек)

Согласно изменениям № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета игровой площади - для ясельных групп не менее 2.5 кв.м. на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2.кв. м. на одного ребенка.

Как видно из экспликации к поэтажному плану здания расположенного по адресу: <адрес> то есть здание детского сада «Колосок» площадь игровой комнаты в одной группе составляет в среднем 50 кв. м., спальни 33 кв.м.(л.д.44-46).

На дату рассмотрения дела все группы укомплектованы (л.д. 38-43)

Между тем, согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация и предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования и созданию реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п. 11ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления Администрация Нехаевского муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.

Доводы ответчика о том, что не предоставление несовершеннолетнему ФИО1 места в дошкольном учреждении обусловлено отсутствием денежных средств на организацию дошкольных учреждений суд считает несостоятельными, поскольку финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа. Ссылки ответчика на отсутствие мест в дошкольном учреждении так же не состоятельны, так как вопрос об организации общедоступного, бесплатного, дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного самоуправления. Доказательств о наличии или отсутствии денежных средств, а также о мерах принимаемых для разрешения вопроса о предоставлении мест в дошкольном учреждении ответчиком не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора к <данные изъяты> о признании бездействия администрации <данные изъяты> выразившегося в не обеспечении несовершеннолетнего ФИО1, местом в дошкольном образовательном учреждении, незаконным и возложении обязанности в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, местом в дошкольном образовательном учреждении обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора удовлетворить.

Признать бездействие <данные изъяты>, выразившееся в не обеспечении несовершеннолетнего ФИО1 местом в дошкольном образовательном учреждении, незаконным.

Обязать <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд течение 10 суток через Нехаевский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

       Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2011года.

Судья                                                                                   Киселева О.О.