РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 ноября 2011 года ст-ца Нехаевская Нехаевский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н., при секретаре Чернобровкиной О.А., с участием с участием помощника прокурора Нехаевского района Мамонтова Г.К., представителя ответчика <данные изъяты> Абрамова А.Г., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах Харитоновой Д.А. к администрации Нехаевского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нехаевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Харитоновой Д.А. к <данные изъяты> о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Нехаевского района была проведена проверка по обращению Харитоновой Д.А. по вопросу предоставления жилого помещения. Проверкой установлено, что Харитонова Д.А. (в девичестве Вдовкина ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшей возраста 18 лет и состоящей на учете в качестве нуждающегося на внеочередное предоставление жилья, поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ. Между тем до настоящего времени жилое помещение Харитоновой Д.А. по договору социального найма не предоставлено. Данное исковое заявление предъявляется прокурором в защиту интересов Харитоновой Д.А. так как в соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится с заявлением в суд в защиту нарушенных или оспоренных прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просит суд признать незаконным бездействие <данные изъяты> в части не предоставления Харитоновой Д.А. жилого помещения, обязать <данные изъяты> вне очереди предоставить Харитоновой Д.А. жилое помещение не ниже установленных норм, благоустроенное применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту его жительства Харитоновой Д.А.. Истец Харитонова Д.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает и просит удовлетворить их. Помощник прокурора Нехаевского района Мамонтов Г.К. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил обязать <данные изъяты> предоставить Харитоновой Д.А. жилое помещение не ниже установленных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным, техническим требованиям в населённом пункте, расположенном на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Представитель ответчика <данные изъяты> Абрамов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что главой <данные изъяты> на имя председателя комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области М.А. Симоновой направлено ходатайство о выделении № тысяч рублей на приобретение жилого помещения для проживания Харитоновой Д.А., однако ответа на ходатайство до настоящего времени не получено. Поэтому, из-за отсутствия денежных средств <данные изъяты>, по независящим от неё причинам, не может удовлетворить заявленные исковые требования. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора законными и обоснованными. Как установлено материалами дела, Харитонова Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до замужества Вдовкина Д.А. (л.д.14), относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Нехаевского районного суда Волгоградской области от 18 апреля 2001 года, мать истца ФИО8 и отец истца ФИО9 признаны недееспособными.(л.д.12). Постановлением <данные изъяты> от 26.12.2000 года № 138 (л.д.13), ввиду того, что отец истца ФИО9 вследствие серьезного психического расстройства по решению суда помещен в психиатрический стационар, а мать истца ФИО8 страдала тяжелой формой заболевания после перенесенной травмы головного мозга, и они не могли воспитывать и содержать несовершеннолетних детей. На этом основании над несовершеннолетней Вдовкиной Д.А. была учреждена опека. Согласно, диплома о среднем профессиональном образовании Вдовкина Д.А. в июле 2011 года окончила обучение в <данные изъяты> № 5 г. Урюпинск» (л.д.15-18). В этот период времени, согласно заключения орана опеки и попечительства администрации Нехаевского муниципального района от 19.05.2011 (л.д.9), на основании актов обследования жилого помещения от 17.07.2009 года и 18.05.2011 года (л.д.10,11), было установлено, что Вдовкина Д.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, после обучения не может вернутся, в закрепленное за ней жилое помещение, поскольку там проживает её сестра со своей семьей. В связи с этим, 15 августа 2011 года истец обратился с заявлением к <данные изъяты> с просьбой о постановке её на учет, как нуждающейся в жилье по договору социального найма (л.д.23). Постановлением Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16.09.2011 года (л.д.25), истец Харитонова Д.А. постановлена на учет детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. Отделу образования администрации Нехаевского муниципального района постановлено включить Харитонову Д.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. Согласно, ходатайства главы администрации Нехаевского муниципального района к председателю комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области, следует от 1.11.2011 года, следует, что у администрации Нехаевского района на приобретение жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, осталась денежная сумма № рублей, но этих денег не достаточно для приобретения жилья Харитоновой Д.А., так как образовалась очередь. Исходя из указанных выше относимых, допустимых доказательств, суд посчитав их достаточными и пришел к выводу о том, что Харитонова Д.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области, жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено органами местного самоуправления, то есть <данные изъяты> за счет средств областного бюджета в Волгоградской области. А <данные изъяты>, в части незамедлительного предоставления Харитоновой Д.А. жилого помещения, будет являться в данном случае не законным. Поскольку, принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и тетей оставшихся без попечения родителей, базируется на ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии; с установленными законом нормами. Согласно ч. ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся; без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания; в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договоров социального найма. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 1.1 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» предусмотрено, что в случае если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормативами. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Частью 2.3 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района или городского округа: ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования. Частью 4 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» установлен порядок реализации гарантий права на жилое помещение и правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории Волгоградской области, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти Волгоградской области. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями: обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны: осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с Законом и другими нормативными правовыми актами Волгоградской области по вопросам осуществления государственных полномочий. Согласно ч.1 ст. 6 Закона Волгоградской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки». Финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций: на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктами 1,2 раздела 3 Решения Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 29.09.2011 № 27/9 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» предусмотрено, что с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа администрацией Нехаевского муниципального района приобретаются в муниципальную собственность жилые помещения для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам социального найма. Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций. Согласно пунктов 5,6 Постановления Администрации Волгоградской области от 08.08.2011 № 409-п «Об утверждении Порядка осуществления и учёта расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, направляются в бюджеты городских округов и муниципальных районов Волгоградской области в форме субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее именуются - субвенции). Для осуществления расходов областного бюджета на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Волгоградской области Комитет по образованию и науке представляет в УФК по Волгоградской области платежные документы, оформленные в установленном порядке. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов Волгоградской области осуществляется в пределах доведенных Комитету по образованию и науке предельных объемов финансирования на счет, открытый УФК по Волгоградской области для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые в УФК по Волгоградской области. В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя, в том числе, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определением Верховного Суда РФ по делу № 85-В08-3 опубликованного в бюллетене Верховного суда РФ № 5 в мае 2009 года, преюдициально закреплено, что реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма предполагает незамедлительное обеспечения соответствующим жильем. Доводы представителя ответчика о невозможности предоставления жилой площади Харитоновой Д.А. в силу недостаточного финансирования из областного бюджета судом не принимаются во внимание, как несостоятельные. Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в том числе, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список вне очередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье, должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора к администрации Нехаевского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью Харитоновой Д.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересахв интересах Харитоновой Д.А. к <данные изъяты> о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,удовлетворить. Признать незаконным бездействие <данные изъяты> в части не предоставления Харитоновой Д.А. жилого помещения. Обязать администрацию Нехаевского муниципального района вне очереди предоставить Харитоновой Д.А. жилое помещение не ниже установленных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным, техническим требованиям по месту жительства Харитоновой Д.А.. Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд в течение 10-ти дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера. Судья Н.Н.Ефремов