Иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 26 мая 2010 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Беловой Т.В.,

при секретаре Зыза С.Н.,

с участием истицы Ковальчук Т.Г.,

представителя ответчика ГУ – УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края по доверенности Гончаровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчук Т.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края об обжаловании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

У С Т А Н О В И Л:

Ковальчук Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края об обжаловании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, суду показала, что *** года у неё родилась дочь Т., которая умерла *** года, то есть на второй день жизни после рождения. В органах записи актов гражданского состояния свидетельство о рождении дочери выписано не было, в виду того, что дочь прожила один день. Вместо свидетельства о рождении была выдана справка о рождении. Сотрудниками ЗАГСа ей было разъяснено, что в случае смерти ребенка на первой неделе жизни свидетельство о рождении не выдается.

*** года, она родила второго ребёнка - дочь К.. В связи с возникновением у неё права на дополнительные меры государственной поддержки семей, она обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский семейный капитал в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району, однако, в выдаче сертификата ей было отказано решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району от *** года в связи с отсутствием правовых оснований, так как ею не было предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка, умершего на первой неделе жизни. Считает отказ в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал необоснованным, поскольку Законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определен исчерпывающий перечень категорий детей, в отношении которых право на материнский капитал не распространяется. Указаний на отсутствие права получения указанной поддержки в случае смерти ребёнка, закон не содержит.

Просит обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка К.

Представитель ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края по доверенности Гончарова М.В., с требованиями истицы не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, к заявлению необходимо предъявление копий свидетельств о рождении детей. Свидетельство о рождении ребёнка, умершего на первой неделе жизни органы ЗАГСа ей не выдали. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки содержит реквизиты именно свидетельств о рождении, в связи с чем считает отказ Управления Пенсионного фонда в выдаче сертификата обоснованным.

Кроме того, в соответствии со ст. 3 ФЗ № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан РФ, независимо от места их жительства. Формально Ковальчук Т.Г. подпадает под правоотношения, регулируемые названным законом, по смыслу которого устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Т.е. закон предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и последующих детей.

В п. 6 ст. 3 указанного закона предусмотрено право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях), которое прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализации указанного права, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в число которых входят сведения, как предполагается, о живых детях.

Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Информация о лицах, содержащихся в регистре, является государственным информационным ресурсом. Наличие в регистре сведений, предусмотренных ст. 4 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», является обязательным.

Вопрос по поводу складывающейся в процессе реализации Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» судебной практики при рассмотрении дел о признании незаконными отказов, принимаемых территориальными органами Пенсионного фонда РФ, о выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в случаях, если дети, с рождением которых возникает право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, умерли или родились мертвыми, обсуждался 18 марта 2010 года на совещании судей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В ходе обсуждения данного вопроса Верховный Суд РФ обозначил свою позицию, которая выразилась в следующем: женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мёртвыми или их смерти на первой недели жизни, право на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов определен как государственное учреждение. Вместе они составляют единую централизованную систему управления государственным внебюджетным Пенсионным фондом в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии ст. 10, ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Пенсионный фонд является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Т.е., выступая в суде в качестве ответчика Управление Пенсионного фонда прежде всего представляет интересы государства, несет ответственность за распоряжение средствами государственного бюджета, поскольку материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Следуя принципу равенства всех перед законом, а также с целью недопущения не целевого использования средств федерального бюджета представитель государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края, просит в удовлетворении требований Ковальчук Т.Г. отказать.

Кроме того, считает необоснованными исковые требования в части взыскания расходов на оплату услуг адвоката – 1500 рублей, поскольку написание искового заявления не входит в перечень судебных издержек определенных Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Просит в заявленных исковых требованиях Ковальчук Т.Г. отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, к заявлению необходимо предъявление копий свидетельств о рождении детей.

Как установлено в судебном заседании, *** года у истицы родилась дочь Т., о чем составлена запись акта о рождении ребёнка, умершего на первой неделе жизни *** от *** года, которая подтверждается справкой о рождении *** от *** года л.д. 9).

*** года органом ЗАГСа по Нефтекумскому району составлена запись акта о смерти *** года Т., которая подтверждается справкой о смерти *** и копией свидетельства о смерти серии II – ДН *** л.д. 8,10).

Свидетельство о рождении ребёнка, умершего на первой неделе жизни органами ЗАГСа истице не выдано, в то время как Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит реквизиты именно свидетельств о рождении.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан РФ, независимо от места их жительства. Таким образом, закон предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и последующих детей.

В п. 6 ст. 3 названного закона предусмотрено право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях), которое прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализации указанного права, Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в число которых входят сведения, как предполагается, о живых детях. Наличие в регистре сведений, предусмотренных ст. 4 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», является обязательным.

Вопрос по поводу складывающейся в процессе реализации Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» судебной практики при рассмотрении дел о признании незаконными отказов, принимаемых территориальными органами Пенсионного фонда РФ, о выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в случаях, если дети, с рождением которых возникает право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, умерли или родились мертвыми, обсуждался 18 марта 2010 года на совещании судей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В ходе обсуждения данного вопроса Верховный Суд РФ обозначил свою позицию, которая выразилась в следующем: женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мёртвыми или их смерти на первой недели жизни, право на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов определен как государственное учреждение. Вместе они составляют единую централизованную систему управления государственным внебюджетным Пенсионным фондом в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. ст. 10, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации, представляет интересы государства, несет ответственность за распоряжение средствами государственного бюджета, в том числе и материнского (семейного) капитала, который выдается за счет средств федерального бюджета, передаваемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Следуя принципу равенства всех перед законом, а также с целью недопущения не целевого использования средств федерального бюджета, в удовлетворении требований Ковальчук Т.Г. надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ковальчук Т.Г. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края об обжаловании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней с момента его оглашения.

Судья: Т.В. Белова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200