Дело № 2-585/2010 - Решение( обжалование бездействия должностного лица)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 06 октября 2010 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Гандембул И.В.,

при секретаре Неклюдовой И.А.,

помощника Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Локтионова В.А.,

представителей ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю Григоренко А.С., Коршунова Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по заявлению и.о. Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышного И.Г. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крага лиц о признании незаконным бездействия ФБУ-ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышный И.Г. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крага лиц обратился в Нефтекумский районный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным бездействия ФБУ-ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю.

В обоснование заявления указано, что Ставропольской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края, во исполнение п. 4 плана работы Ставропольской межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края на 2-е полугодие 2009 года, ***

Так, по результатам проведенной проверки, в деятельности учреждения ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и как следствие нарушение требований части 1 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Осужденные имеют право на личную безопасность»:

1. В административном здании № * учреждения отделка стен на путях
эвакуации выполнена сгораемым материалом на основе МДФ, не произведена
огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций кровли (ФЗ-123
от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03 п. 36, 53);

2. В административном здании № * учреждения отсутствует частично
автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре и не произведена огнезащитная обработка
(пропитка) деревянных конструкций кровли (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ
01-03 п. 3, 16, 36, НПБ 110-03);

3. Строения боксов не имеет автоматической пожарной сигнализации
(ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03);

4. Здания колонии вольного поселения имеет в неисправном состоянии
автоматическую пожарную сигнализацию (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ
01-03 п. 96, 98);

5. В здании дизельной электростанции не имеется автоматическая
пожарная сигнализация (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., н. 6, ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-
03);

6. В здании караульного помещения отсутствует автоматическая
пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей
при пожаре (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03 п. 3, 16, НПБ 110-03);

7. Здание дежурного наряда по жилой зоне автоматическая пожарная
сигнализация находится в неисправном состоянии (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6,
ППБ 01-03 п. 98);

8. В здании столовой не исправен шлейф № * автоматической пожарной
сигнализации (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03 п. 96, 98);

9. В помещении стационара отсутствует автоматическая пожарная
сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при
пожаре (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03 п. 3, 16, НПБ 110-03);

10. В помещении клуба отсутствует автоматическая пожарная
сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
и не произведена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03 п. 3, 16, 36, НПБ 110-03);

11. В здании хозяйственного назначения отсутствует автоматическая
пожарная сигнализация и не произведена огнезащитная обработка (пропитка)
деревянных конструкций (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., н. 6, ППБ 01-03 п. 3, 36, НПБ
110-03);

12. В зданиях отрядов № * отсутствует
автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре и не произведена огнезащитная обработка
(пропитка) деревянных конструкций (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-03
п. 3, 16, 36, НПБ 110-03);

13. В зданиях отрядов № * в неисправном состоянии находится
автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6,1111Б 01-03 п. 98);

14. В помещении амбулатории в неисправном состоянии находится
автоматическая пожарная сигнализация (ФЗ-123 от 22.07.2008 г., п. 6, ППБ 01-
03 п. 96, 98).

Таким образом, начальником ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК не выполняется возложенная на него обязанность по соблюдению прав осужденных на обеспечение безопасности осужденных отбывающих лишение свободы в данном учреждении, допускается бездействие, в результате чего нарушаются названные выше права неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется предусмотренными законом способами. Согласно части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, иные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Право осужденных на личную безопасность принадлежит в силу закона.

В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Лактионов В.А. поддержал доводы заявления, и пояснил, что начальником ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК не выполняется возложенная на него обязанность по соблюдению прав осужденных на обеспечение безопасности осужденных, отбывающих лишение свободы в данном учреждении, допускается бездействие, не принимаются меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведенной проверки деятельности учреждения ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК по исполнению требований Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в результате чего нарушаются названные выше права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК по обеспечению прав осужденных на личную безопасность, обязать начальника ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК создать условия для соблюдения прав осужденных на личную безопасность, согласно предписанию отделения государственного пожарного надзора по Нефтекумскому району № * от *** года от *** года по устранению нарушений требований пожарной безопасности в сроки, установленные судом.

Представитель ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю Григоренко А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснил суду, что ФБУ ЛИУ-8 УФСИН по СК является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения. Учредителем учреждения является Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний. ФБУ ЛИУ-8 является бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, собственного производства и иных, приносящих доход видов деятельности не имеет, поэтому для проведения противопожарных мероприятий средств не имеется. Денежные средства поступают целевым назначением, и их расходование контролируется Федеральными органами казначейства. Не целевое использование денежных средств, поступающих из Федерального бюджета, приводит к возбуждению уголовных дел, поэтому руководство учреждения действует в рамках закона. Кроме того, учреждение является структурным подразделением Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, где непосредственно проводится распределение денежных средств по подразделениям. Учреждением неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств из федерального бюджета, так как у учреждения не имеется собственного производства (внебюджетных источников финансирования) для установки автоматической пожарной сигнализации, проведения огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций зданий. *** года в адрес учреждения поступила лицензия производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Сотрудниками учреждения устраняются недостатки, указанные в акте проверки от *** года, которые не требуют крупных материальных затрат. Просит действия ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК в лице начальника учреждения признать законными, в рамках финансирования выделяемого из федерального бюджета. При поступлении денежных средств из федерального бюджета все указанные в акте проверки от *** года недостатки будут устранены.

Представитель ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю Коршунов Г.Е., действующий на основании доверенности в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержал доводы, изложенные представителем ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю Григорьевым А.С., так как Учреждением неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств из федерального бюджета, в связи с тем, что у учреждения не имеется собственного производства (внебюджетных источников финансирования) для установки автоматической пожарной сигнализации, проведения огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций зданий. Просит действия ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК в лице начальника учреждения признать законными, в рамках финансирования выделяемого из федерального бюджета.

Представитель ОГПН ГУ МЧС по Нефтекумскому району по доверенности Еремин А.В., поддержал заявленные требования исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края, пояснил суду, что *** года в ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК была проведена проверка по соблюдению требований ФЗ «О пожарной безопасности», в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Предписанием отделения государственного пожарного надзора по Нефтекумскому району № 81/155/1 от 08 сентября 2010 года и.о. начальника ФБУ ЛИУ-8 УФСИН РФ по Ставропольскому краю было предложено выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, перечисленные в п.п.1-33 Указанное предписание до настоящего времени не выполнено.

Выслушав помощника Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Лактионова В.А., представителей ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК Григорьева А.С., Коршунова Г.В., исследовав материалы дела, суд находит заявление о признании незаконным бездействия ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по ... подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Таким образом, заявление и.о. Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышного И.Г. подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание на территории исправительного учреждения, родственников, временно находящихся в учреждении в связи с получением краткосрочных либо длительных свиданий, оформления передач осужденным, а также иных лиц, могущих находиться в названном общественном месте.

Согласно Акту проверки № * от *** года в деятельности ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с частью 1 статьи 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу статьи 37 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители учреждений и организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций, учреждений осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Частью 3 Положения о федеральном государственном учреждении «Лечебно исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Ставропольскому краю», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний № * от *** года определены основные функции учреждения, в том числе пунктом 3.25 предусмотрено осуществление противопожарных и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами, пунктом 3.38 – обеспечение противопожарной защиты.

Предписанием отделения государственного пожарного надзора по Нефтекумскому району № * от *** года и.о. начальника ФБУ ЛИУ-8 УФСИН РФ по Ставропольскому краю предложено выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, перечисленные в п.п.1-33. Срок выполнения определен до *** года.

Указанное предписание начальником ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК обжаловано не было, в связи с этим суд не может согласиться с доводами представителя ФБУ ЛИУ-8.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК не выполняет функции по осуществлению противопожарных мероприятий, предусмотренных законом, по соблюдению прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в данном учреждении, не обеспечение их личной безопасности.

Руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю по обеспечению прав осужденных на личную безопасность.

Обязать начальника ФБУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю создать условия для соблюдения прав осужденных на личную безопасность, то есть обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений кровли зданий, находящихся на территории колонии, установить пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре в помещениях учреждения, где они отсутствуют, согласно предписания отделения государственного пожарного надзора по Нефтекумскому району Ставропольского края № * от *** года по устранению нарушений требований пожарной безопасности в сроки, установленные предписанием.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 октября 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Нефтекумский районный суд Ставропольского края.

Судья И.В. Гандембул