Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 08 октября 2010 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Гандембул И.В.,
с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногоровой В.А.,
при секретаре Неклюдовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства А. по адресу: ...
В обоснование заявления указано, что в соответствии с п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Кроме того, согласно п. 13.1 Положения УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Согласно сведений отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ставропольскому краю А., *** года рождения с *** 2008 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: ...
Из ответа и.о. главы администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета, что ... в реестре ... числится как нежилое помещение. При этом, согласно домовой книге администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета, в ней значится А. с отметкой о регистрации по месту жительства с *** 2003 года по настоящее время по адресу: ...
В отделении № 4 МРО ОУФМС России по Ставропольскому краю в г. Буденновске (с местом дислокации в г. Нефтекумске) имеется адресный листок прибытия А. с отметкой о регистрации по месту жительства по указанному выше адресу с *** 2008 года, проставленной администрацией муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края. Таким образом, регистрация по месту жительства гр. А. была произведена администрацией муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета Ставропольского края.
Основополагающие правила прописки граждан, действующие на момент регистрации А., были закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». В соответствии с данным Постановлением регистрация граждан по месту пребывания, месту жительства осуществляется в жилые помещения на основании документов, являющихся основанием для проживания по месту жительства (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающее наличие права пользования жилым помещением).
Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим в 2003 году, прописка производилась только в жилые помещения.
В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям
(общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.
При этом согласно ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Таким образом, в действующем на 2003 год законодательстве, было дано точное определение жилого помещения, под которое ... не попадает. Следовательно, А. зарегистрирован по месту жительства администрацией муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка, и соответственно незаконно.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и п.п Ж п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Регистрационный учет должен быть основан на добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.
Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства А. был установлен в ходе служебной проверки, согласно заключения от *** 2010 года.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногорова В.А., поддержала заявление требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила суду, что А. зарегистрирован в нежилом помещении, что является нарушением установленного законом порядка. Просит признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства А. по адресу: ...
Представитель заинтересованного лица, Администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен телефонограммой, об уважительности причин неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие, равно как и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Заинтересованное лицо А. в судебное заседание не явился. Согласно рапорта судебного пристава по ОУПДС Нефтекумского районного отдела управления ФССП по СК, А. проживает по вышеуказанному адресу, но в настоящее время по месту последнего известного места жительства отсутствует и дата его прибытия не известна.
Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения заявителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.
Как установлено судом, факт нарушения порядка регистрации по месту жительства А. был установлен в ходе служебной проверки *** 2010 года.
В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденной постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, закреплены правила прописки на момент регистрации А.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 года № 2 «О практике применения жилищного законодательства (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 № 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.
Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплутационной организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.
Согласно сведениям домовой книгиА. значится зарегистрированным по адресу: ... с *** 2003 года.
Как следует из справки, выданной АМО ... от *** года № * ... в реестре ... значится как нежилое помещение.
Данные обстоятельства подтверждаются также заключением УФМС по СК по материалам проверки оформления регистрации по месту жительства в с. Махмуд-Мектеб Нефтекумского района Ставропольского края от *** 2010 года.
Таким образом, ..., расположенное в ... где значится зарегистрированным А. не подпадает под статус жилого помещения, и его регистрация является неправомерной в помещении ... Действия должностного лица муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета при производстве регистрации А. по адресу: ... 2 являются незаконными.
Согласно абз. 4 ст. 1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002 года № 27-кз (в ред. от 03 марта 2005 года) «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае» органами регистрационного учета понимаются: органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства.
По общему правилу организации и граждане в силу ст.ст. 3.4 ГПК РФ вправе обратиться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителя, и они являются нарушенными, в связи с незаконной регистрацией А. в нежилом помещении, осуществленной неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ.
Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя - миграционного органа нарушенными, требования заявителя суд признает основанными на действующем законодательстве.
Руководствуясь ст. ст. 254, 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства А. *** года рождения, по адресу: ...
Мотивированное решение суда составлено 13 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней.
Судья И.В. Гандембул