Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 08 октября 2010 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Гандембул И.В.,
с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногоровой В.А.,
при секретаре Неклюдовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Закумского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Д. по адресу: ....
В обоснование заявления указано, что в соответствии с п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Кроме того, согласно п. 13.1 Положения УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Согласно сведений отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ставропольскому краю Д. с *** 1992 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., ..., .... В то же время, согласно домовой книге, Д. зарегистрирован по месту жительства с *** 1992 года по адресу: ..., ...
Согласно другой домовой книге с *** 2001 года и по настоящее время Д. зарегистрирован по паспорту гражданина РФ по адресу: .... Однако, сотрудниками администрации Закумского сельсовета, в домовой книге штамм о снятии с регистрационного учета с ... - не проставлен.
Из ответа главы муниципального образования Закумского сельсовета следует, что в реестре жилых помещений по администрации сведений о помещениях: отделение ..., Отделение, Дома животноводов б/н – не имеется. При этом, согласно домовой книге, в ней значится гр. Д. с отметкой о регистрации по месту жительства с ***2001 года в .... В ОУФМС России по СК в ... имеется адресный листок прибытия Д. с отметкой о регистрации по месту жительства по указанному выше адресу, проставленной Администрацией МО Закумского сельсовета. Таким образом, регистрация по месту жительства гр. Д. была произведена АМО Закумского сельсовета.
Основополагающие правила прописки граждан в 1992 г. Были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677. Согласно данному Положению граждане прописываются по месту жительства (п.22). Гражданами предоставляются для прописки: заявление по установленной форме, содержащее также согласие лица, предоставляющего жилую площадь, на прописку; паспорт; учетно-воинские документы
Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим в 1992 году, прописка производилась только в жилые помещения.
В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям
(общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.
При этом согласно ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 23 апреля 1996 года; 14 февраля 1997 года; 16 марта 2000 года; 14 августа 2002 года) регистрация граждан по месту пребывания, месту жительства осуществляется в жилые помещения на основании документов, являющихся основанием для проживания по месту жительства (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающее наличие права пользования жилым помещением).
Таким образом, в законе, действующем в 1992 г., 2001 г., было дано точное определение жилого помещения, под которое ... не подпадают. Следовательно, Д. зарегистрирован по месту жительства администрацией муниципального образования Закумского сельского совета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка, и соответственно незаконно.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и п.п. Ж п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Регистрационный учет должен быть основан на добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Д. был установлен в ходе служебной проверки, согласно заключения от *** года.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногорова В.А., поддержала заявление требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила суду, что Д. зарегистрирован в нежилом помещении, что является нарушением установленного законом порядка. Просит признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Закумского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Д. по адресу: ... с *** 1992 года.
Представитель заинтересованного лица, Администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен телефонограммой, об уважительности причин неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие, равно как и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Заинтересованное лицо Д. в судебное заседание не явился. Согласно рапорта судебного пристава по ОУПДС Нефтекумского районного отдела управления ФССП по СК, Д. проживает по вышеуказанному адресу, в настоящее время по месту последнего известного места жительства отсутствует, его местонахождение и время прибытия не известно.
Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения заявителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.
Как установлено судом факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Д. был установлен в ходе служебной проверки *** года.
В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденной постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, закреплены правила прописки на момент регистрации Д.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 года № 2 «О практике применения жилищного законодательства (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 № 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.
Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплутационной организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.
Согласно сведениям домовой книги, Д. значится зарегистрированным по адресу: ..., ... с *** 1992 года.
Как следует из сведений отдела адресно-справочной работы УФМС России по СК, Д. значится зарегистрированным по адресу: ..., ..., ... с *** 1992 года.
Как следует из справки, выданной АМО ... ... Ставропольского края от *** года № *, сведений о помещениях: отделение ..., Отделение, Дом животноводов б/н не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются также заключением УФМС по СК по материалам проверки оформления регистрации по месту жительства в х. Андрей-Курган Нефтекумского района Ставропольского края от *** года.
Таким образом, ..., где значится зарегистрированным Д. не подпадает под статус жилого помещения, и его регистрация является неправомерной в помещении ... Действия должностного лица муниципального образования Закумского сельсовета при производстве регистрации Д. по адресу: ... являются незаконными.
Согласно абз. 4 ст. 1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002 года № 27-кз (в ред. От 03 марта 2005 года) «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае» органами регистрационного учета понимаются: органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства.
По общему правилу организации и граждане в силу ст.ст. 3.4 ГПК РФ вправе обратиться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителя, и они являются нарушенными, в связи с незаконной регистрацией Д. в нежилом помещении, осуществленной неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ.
Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя - миграционного органа нарушенными, требования заявителя суд признает основанными на действующем законодательстве.
Руководствуясь ст. ст. 254, 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Закумского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Д., *** года рождения, по адресу: ... с *** 1992 года.
Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Закумского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Д., *** года рождения, по адресу: ... с *** 2001 года.
Мотивированное решение суда составлено 13 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней.
Судья И.В. Гандембул