Дело № 2-600 - Решение (о признании неправомерн. действий должн. лиц при решении вопроса о рег-ции)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 08 октября 2010 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Гандембул И.В.,

с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногоровой В.А.,

при секретаре Неклюдовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета ... Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Ш. по адресу: ....

В обоснование заявления указано, что в соответствии с п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Кроме того, согласно п. 13.1 Положения УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Согласно сведениям домовой книги Администрации Махмуд-Мектебского сельского совета, Ш., в период с *** 1991 года по *** 2004 года была зарегистрирована по адресу: ..., ..., ... ....

С *** года по настоящее время, Ш. зарегистрирована в ауле Махмуд-Мектеб, отделение № * ... Ставропольского края.

Из ответа и.о. главы администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета от *** года № *, следует, что помещения, расположенные по адресу: ..., ..., ..., в реестре по ... данные помещения числятся как нежилые помещения.

Однако, сотрудником администрации Махмуд-Мектебского сельского совета ответственным за регистрацию граждан, в адресном листке прибытия (Ф-№ 2) указана дата регистрации *** 1991 года и этой же датой он выставлен в краевом адресном бюро.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 23 апреля 1996 года; 14 февраля 1997 года; 16 марта 2000 года; 14 августа 2002 года) регистрация граждан по месту пребывания, месту жительства осуществляется в жилые помещения на основании документов, являющихся основанием для проживания по месту жительства (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающее наличие права пользования жилым помещением).

Таким образом, регистрация по месту жительства Ш. была произведена администрацией муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета.

Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим в 2004 году, прописка производилась только в жилые помещения.

В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям
(общественный жилищный фонд);

3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.

При этом согласно ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

Таким образом, в действующем на 2004 год законодательстве, было дано точное определение жилого помещения, под которое *** не попадает. Следовательно, Ш. зарегистрирована по месту жительства администрацией муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка, и соответственно незаконно.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и п.п Ж п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Регистрационный учет должен быть основан на добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Ш. был установлен в ходе служебной проверки, согласно заключения от 07 июня 2010 года.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногорова В.А., поддержала заявление требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила суду, что Ш. зарегистрирована в нежилом помещении, что является нарушением установленного законом порядка. Просит признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Ш. по адресу: ..., ..., ...

Представитель заинтересованного лица, Администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен телефонограммой, об уважительности причин неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие, равно как и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Заинтересованное лицо Ш. в судебное заседание не явилась. Согласно рапорта судебного пристава по ОУПДС Нефтекумского районного отдела управления ФССП по СК, Ш. проживает по вышеуказанному адресу, но в настоящее время по месту последнего известного места жительства отсутствует, дата ее прибытия не известна.

Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения заявителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.

Как установлено судом факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Ш. был установлен в ходе служебной проверки 07 июня 2010 года.

В Положении о паспортной системе в ССР, утвержденной постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, закреплены правила прописки на момент регистрации Ш.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 года № 2 «О практике применения жилищного законодательства (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 № 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.

Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплутационной организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Согласно сведениям домовой книги, а также адресного листка прибытия Ш. значится зарегистрированной по адресу: ..., ..., ... № * с *** 1991 года.

Как следует из справки, выданной АМО ... Ставропольского края от *** года № * *** в реестре ...» значится как нежилое помещение.

Данные обстоятельства подтверждаются также заключением УФМС по СК по материалам проверки оформления регистрации по месту жительства в с. Махмуд-Мектеб Нефтекумского района Ставропольского края от *** года.

Таким образом, ***, расположенное в ..., где значится зарегистрированной Ш. не подпадает под статус жилого помещения, и её регистрация является неправомерной в помещении ***. Действия должностного лица муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета при производстве регистрации Ш. по адресу: ... являются незаконными.

Согласно абз. 4 ст. 1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002 года № 27-кз (в ред. От 03 марта 2005 года) «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае» органами регистрационного учета понимаются: органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства.

По общему правилу организации и граждане в силу ст.ст. 3.4 ГПК РФ вправе обратиться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителя, и они являются нарушенными, в связи с незаконной регистрацией Ш. в нежилом помещении, осуществленной неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ.

Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя - миграционного органа нарушенными, требования заявителя суд признает основанными на действующем законодательстве.

Руководствуясь ст. ст. 254, 258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета ... Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Ш., *** года рождения, по адресу: ....

Мотивированное решение суда составлено 13 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней.

Судья И.В. Гандембул