Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 26 ноября 2010 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Беловой Т.В.,
с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Черногоровой В.А.,
представителя администрации муниципального образования Озек-Суатского сельского совета Нефтекумского района Зарикеевой А.Х.,
при секретаре Мургустовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Озек-Суатского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Салихова Г.Н. по адресу: <адрес>.
Представитель УФМС по СК, начальник отделения № 4 межрайонного отдела УФМС России по Ставропольскому краю, по доверенности Черногорова В.А., поддержала заявленные требования, пояснила суду, что *** года в ходе служебной проверки был установлен факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Салихова Г.Н..
Согласно адресного листка прибытия (Ф-№ 2), по учетам отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ставропольскому краю Салихов Г.Н. зарегистрирован по месту жительства с *** года по адресу: <адрес>.
Из ответа главы администрации муниципального образования Озек-Суатского сельского совета, помещение по указанному адресу в реестре жилых помещений муниципального образования с. Озек-Суат, Нефтекумского района, не значится.
Согласно сведениям домовой книги администрации муниципального образования Озек-Суатского сельского совета, имеется запись о регистрации по месту жительства Салихова Г.Н. с *** года по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 02.12.2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Кроме того, согласно п. 13.1 Положения УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим в 2001 году, прописка производилась только в жилые помещения. Статьей 4 ЖК РСФСР было дано точное определение жилого помещения, под которое отделение № * не попадает.
Следовательно, Салихов Г.Н. зарегистрирован по месту жительства администрацией муниципального образования Озек-Суатского сельского совета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка, и соответственно незаконно.
Просит признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Озек-Суатского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Салихова Г.Н. по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица, Администрации муниципального образования Озек-Суатского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края Зарикеева А.Х. по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, не возражала против их удовлетворения.
Третье лицо Салихов Г.Н. в судебное заседание не явился. Согласно акта АМО Озек-Суатского сельсовета, Нефтекумского района, Салихов Г.Н. зарегистрирован по указанному адресу, но в настоящее время по данному адресу не проживает.
Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения заявителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.
Как установлено судом, факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Салихова Г.Н. был установлен в ходе служебной проверки *** года.
В Положении о паспортной системе в ССР, утвержденной постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, закреплены правила прописки на момент регистрации.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 года № 2 «О практике применения жилищного законодательства (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 № 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.
Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплутационной организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 23 апреля 1996 года; 14 февраля 1997 года; 16 марта 2000 года; 14 августа 2002 года) регистрация граждан по месту пребывания, месту жительства осуществляется в жилые помещения на основании документов, являющихся основанием для проживания по месту жительства (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающее наличие права пользования жилым помещением).
В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.
Таким образом, регистрация по месту жительства Салихова Г.Н. была произведена администрацией муниципального образования Озек-Суатского сельского совета не в жилом помещении.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и п.п Ж п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Регистрационный учет должен быть основан на добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица.
Согласно сведениям домовой книги, а также адресного листка прибытия Салихов Г.Н. значится зарегистрированным по адресу: <адрес> с *** года (л.д. 13-14, 15).
Как следует из справки, выданной АМО Озек-Суатского сельсовета, Нефтекумского района, Ставропольского края от *** года № * отделение № * в реестр жилых помещений территории муниципального образования не входит (л.д. 12).
Данные обстоятельства подтверждаются также заключением УФМС по СК по материалам проверки оформления регистрации по месту жительства в <адрес>, утвержденного заместителем начальника УФМС России по СК *** года (л.д. 9-11).
Таким образом, отделение № *, расположенное в <адрес>, где значится зарегистрированным Салихов Г.Н. не подпадает под статус жилого помещения, и его регистрация в помещении отделения № * является неправомерной. Действия должностного лица муниципального образования Озек-Суатского сельсовета при производстве регистрации Салихова Г.Н. по адресу: <адрес> являются незаконными.
По общему правилу организации и граждане в силу ст.ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителя, и они являются нарушенными, в связи с незаконной регистрацией Салихова Г.Н. в нежилом помещении, осуществленной неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Озек-Суатского сельсовета, Нефтекумского района, Ставропольского края, учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 2.12.2005 года, разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ.
Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя - миграционного органа нарушенными, требования заявителя суд признает основанными на действующем законодательстве.
Руководствуясь ст. ст. 3, 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Озек-Суатского сельского совета, Нефтекумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Салихова Г.Н., *** года рождения, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней.
Судья Т.В. Белова