Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 10 декабря 2010 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Гандембул И.В.,
с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по доверенности Смоляковой Г.Н.,
при секретаре Неклюдовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аженьязовой М.В. об обжаловании действий должностных лиц отделения Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе,
У С Т А Н О В И Л:
Аженьязова М.В. обратилась в Нефтекумский районный суд Ставропольского края с заявлением об обжаловании действий должностных лиц отделения Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю.
В обоснование заявления указано, что в 1992 году Аженьязова М.В. вынуждена была покинуть место жительства в следствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой принадлежности, вероисповедания, языка, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. В связи с данными обстоятельствами она была вынуждена покинуть место жительства на территории Чечено-Ингушской АССР и прибыть на территорию другого субъекта Российской Федерации - Ставропольский край. С 1992 года она постоянно проживает на территории Нефтекумского района Ставропольского края, зарегистрирована на жилой площади родственников, собственного жилья не имеет. Согласно Закона «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.Исходя из вышеизложенного, она, в соответствии с нормами Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 (ред. от 23.07.2008) «О вынужденных переселенцах», имела право на получение статуса «Вынужденного переселенца». Отделом УФМС России по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе Аженьязова М.В. была признана «вынужденным переселенцем», срок действия статуса составил с 28.07.1992 года по 28.07.1999 года. 28.07.1999 года у неё забрали статус «вынужденного переселенца», с чем она не согласна. В соответствии со ст. 3 указанного Закона лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 указанного Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 23.07.2008 года) «О вынужденных переселенцах» решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Согласно ст. 9 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 23.07.2008) "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 указанного Закона; таких оснований не имелось.Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.1993 года, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Просит признать действия должностных лиц Отдела УФМС России по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе, выразившиеся в принятии решения о прекращении статуса «вынужденного переселенца», незаконными.
Заявительница Адженьязова М.В. в судебное заседание не явилась, судом приняты все меры к надлежащему извещению заявительницы о дате, времени и месте проведения судебного заседания. О рассмотрении дела в отсутствие, равно как и об отложении рассмотрения дела, заявительница не ходатайствовала.
Согласно рапорта судебного пристава по ОУПДС Нефтекумского районного отдела управления ФССП по СК, Аженьязова М.В. проживает по вышеуказанному адресу, но в настоящее время по месту последнего известного места жительства длительное время отсутствует, в связи с выездом и дата её прибытия не известна. Судом приняты все меры к надлежащему извещению заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по СК по доверенности Смолякова Г.В., требования заявителя не признала в полном объеме пояснила суду, что согласно статьи 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» - вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства в следствии совершённого в отношении его или членов его семьи насилия и преследования в иных формах либо в следствии реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а так же по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Аженьязова М.В. прибыла на территорию Ставропольского края из Чеченской Республики, для постоянного проживания в 1992 году. Ей был предоставлен статус вынужденного переселенца сроком действия с 28.07.1992г. по 28.07.1997 г., ч. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.Так статус вынужденного переселенца Аженьязовой М.В. был предоставлен до 28.07.1997 года, а в дальнейшем неоднократно продлевался на 1 год, до 28.07.1999 года. Приказом ФМС РФ от 31.03.1997 № 19, утверждена Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации (в настоящее время утратила силу). Согласно п. 28 инструкции заявление лица в письменной форме о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается территориальным органом миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено, при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Аженьязова М.В. заявление о продлении статуса вынужденного переселенца должно было быть подано в срок до 28.07.1999 года. Тем не менее, данного заявления в указанный срок подано не было. Данное заявление ею подано только 07.09.1999 года, при этом, к заявлению не были приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока подачи заявления. В связи с указанным обстоятельством, решением от 10.09.1999 года Аженьязовой М.В. было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца. Согласно ст. 8 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»- Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Срок подачи жалобы не должен превышать: одного месяца - со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на неё ответ в письменной форме; трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Заявление датировано 25 ноября 2010 года, следовательно, вышеуказанный трехмесячный срок заявителем пропущен, так как истёк 10.12.1999 года. В своем заявлении Аженьязова М.В. просит признать незаконными действия должностных лиц отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе, в свою очередь решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца выносилось Миграционной службой Ставропольского края в 1999 году. На тот период времени, УФМС России по Ставропольскому краю и отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе не существовало. Просит в заявленных требованиях Аженьязовой М.В. отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичный срок закреплен и частью первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Как следует из протокола от 10 сентября 1999 года, а так же уведомления от 10 сентября 1999 года Аженьязовой М.В. было отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с нарушением срока обращения.
С заявлением о восстановлении статуса «вынужденного переселенца» Аженьязова М.В. в отдел по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по ставропольскому краю не обращалась.
Заявление, поступившее в Нефтекумский районный суд Ставропольского края 01 декабря 2010 года, датировано 25 ноября 2010 года.
Заявителем не представлено никаких доказательств, в подтверждение того, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие её обращению с заявлением в предусмотренный законом срок, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Кроме того, согласно ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 указанного Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.
Как установлено судом Аженьязова М.В., прибыла на территорию Ставропольского края для постоянного проживания в 1992 году. Ей был предоставлен статус вынужденного переселенца сроком действия с 28.07.1992 года по 28.07.1997 год.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, да каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Так статус вынужденного переселенца Аженьязовой М.В. был предоставлен до 28.07.1997 года, а в дальнейшем неоднократно продлевался на 1 год, до 28.07.1999 года.
Приказом ФМС РФ от 31.03.1997 № 19 утверждена Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации (в настоящее время утратила силу).
Согласно п. 28 инструкции заявление лица в письменной форме о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается территориальным органом миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Как установлено в судебном заседании Аженьязовой М.В. заявление о продлении статуса вынужденного переселенца должно было быть подано в срок до 28.07.1999 года, однако данного заявления в указанный срок подано не было. Из материалов дела следует, что данное заявление ею было подано только 07.09.1999 года, при этом, к заявлению не были приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока подачи заявления.
При установленных обстоятельствах, суд находит неубедительными доводы заявителя о том, что у неё забрали статус «вынужденного переселенца».
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
На основании изложенного, суд считает, что требования Аженьязовой М.В.. надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 254, 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Аженьязовой М.В. об обжаловании действий должностных лиц отделения Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе, выразившихся в принятии решения о прекращении её статуса «вынужденного переселенца», признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.
Судья И.В. Гандембул