Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 12 января 2011 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гандембул И.В.,
при секретаре Неклюдовой И.А.,
с участием представителя истца по доверенности Багандова Ш.И.,
представителя УТиСЗН администрации Нефтекумского муниципального района по доверенности Голенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзиани З.Е. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взысканию недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,
У С Т А Н О В И Л:
Арзиани З.Е. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взысканию недополученных сумм в возмещение вреда здоровью.
В судебном заседании представитель истца Багандов Ш.И. поддержал заявленные требования, суду показал, что Арзиани З.Е. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ1988 года по ДД.ММ.ГГГГ1988 год. Согласно заключению решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ 2003 года у Арзиани З.Е. заболевание связано с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ.2003 года является инвалидом 2 группы, и получает ежемесячно сумму в возмещение вреда здоровью в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями. Согласно названной норме Закона инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Истцу назначена и выплачивается ежемесячная сумма в возмещение вреда причиненного здоровью с ДД.ММ.ГГГГ 2003 года, то есть с даты выдачи ему удостоверения. Считает, что выплата должна быть произведена и выплачиваться с даты заключения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ 2003 года.
В соответствии с п. 5 статьи 208 ГК РФ и статьи 58 Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» взысканию подлежат недополученные ежемесячные суммы возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ.2003 года по ДД.ММ.ГГГГ.2010 года.
Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, равный <данные изъяты> руб. для инвалидов - чернобыльцев 2 группы, установленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с 1 января 2003 года составляет <данные изъяты> руб./мес. х 1,682 х 1,222 = <данные изъяты> руб. С ДД.ММ.ГГГГ составляет:. <данные изъяты> х 1,195 = <данные изъяты> руб./мес.
При расчете размера возмещения вреда здоровью и недополученных сумм по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необходимо применять коэффициенты инфляции.
Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01.01.2005 года - <данные изъяты> руб./мес. С 01.01.2006 года - <данные изъяты> руб./мес. С 01.01.2007 года - <данные изъяты> руб./мес. С 01.01.2008 года - <данные изъяты> руб./мес. С 01.01.2009 года - <данные изъяты> руб./мес. С 01.01.2010 года - <данные изъяты> руб./мес.
Таким образом, размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, за период с ДД.ММ.ГГГГ.2003 года по ДД.ММ.ГГГГ2010 года, составляет <данные изъяты> рублей.
Также, считает, что недополученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ 2003 года по ДД.ММ.ГГГГ 2010 года подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой.
С учетом индекса потребительских цен за вышеуказанный период расчет недополученных сумм составляет:
за 2003 год - <данные изъяты> руб. х 2,251 = <данные изъяты> рублей; за 2004 год - <данные изъяты> руб. х 2,028 = <данные изъяты> рублей; за 2005 год - <данные изъяты> руб. х 1,780 = <данные изъяты> рублей; за 2006 год - <данные изъяты> руб. х 1,611 = <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> руб. х 1,488 = <данные изъяты> рублей; за 2008 год - <данные изъяты> руб. х 1,322 = <данные изъяты> рублей; за 2009 год - <данные изъяты> руб. х 1,149 = <данные изъяты> рублей; за 2010 год - <данные изъяты> руб. х 1,054 = <данные изъяты> рублей.
Сумма недоплаты, согласно приведенного расчета по индексации недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в связи с несвоевременной выплатой, составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты>Общая сумма недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью по приведенным выше расчетам, подлежащая взысканию составляет: <данные изъяты> рублей + <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты>
Кроме того, считает, что ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью должна быть увеличена до <данные изъяты> в месяц.
Просит суд обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района назначить Арзиани З.Е., ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 1 сентября 2010 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> с последующей её индексацией в установленном законом порядке. Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района включать Арзиани З.Е., с 01 сентября 2010 г. в списки на выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета с указанием суммы в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>. Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района, единовременно, в пользу Арзиани З.Е. за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> в возмещение недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ2003 года по ДД.ММ.ГГГГ.2010 года.
Представитель Управления труда и социальной защиты населения Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности Голенко Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что требуемые к выплате суммы определены истцом с нарушением норм материального и процессуального права. Арзиани З.Е. впервые признан инвалидом 2 группы вследствие заболевания, полученного при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ 2003 года. Суммы в возмещение вреда впервые назначены с ДД.ММ.ГГГГ 2003 года, со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки у граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС возникает с момента предъявления специального удостоверения инвалида, т.е. удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, п. 5 Порядка определено, что для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляется, в том числе копия специального удостоверения инвалида. Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Считает что, требование истца о назначении и выплате ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с даты установления причинной связи заболевания с радиационной подверженностью вследствие чернобыльской катастрофы незаконно. Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ размеры ежемесячных денежных компенсаций (сумм) в возмещение вреда ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако ежегодная величина роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Правительством Российской Федерации официально не определялась.В связи с этим, рассматривая вопрос об индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, Конституционный Суд Российской Федерации пунктом 2 резолютивной части постановления от 19 июня 2002 года № 11-П определил, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм в возмещение вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Истец не реализовал свое право на обращение в суд по вопросу индексации сумм в возмещение вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Указанный механизм индексации размеров ежемесячных денежных компенсации сумм в возмещения вреда представлял собой конституционно-правовую меру временного характера (с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года).
С 29 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, который внес изменения в статью 5 базового закона, согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г. №326, от 07 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 21 марта 2007 г. №171, от 03 сентября 2008 г. № 655 от 07 июля 2009 г. № 545, 16 декабря 2009 г. № 1024 определен порядок индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда и иных выплат в 2002 - 2010 годах. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда истцу правомерно производится в размере, предусмотренном Законом с учетом ежегодной индексации, который с 1 января 2010 года составляет 6191 руб. 93 коп. (2500 руб.х1,048х1,07х 1,12х1,10х1,11х 1,09х 1,08х 1,11 х1,105х1,13х1,1). Однако, пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что суды вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда в 1,581 раза, а с 01.01.2001 г.- в 1,515 раза, то есть с учетом величины МРОТ, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер вышеназванных выплат должен повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации взамен росту МРОТ. По смыслу части 3 статьи 2 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года №11-П, суммы возмещения вреда с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В целях индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда с 1 января 2002 года в большинстве случаев указанный индекс определялся путем деления абсолютной величины изменении прожиточного минимума за 2001 год на абсолютную величину изменения прожиточного минимума за 2000 год, тогда как для его определения, согласно последним разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, следовало брать соотношение абсолютных величин изменения прожиточного минимума за 2001 год и 2002 год, что реально отражало рост величины прожиточного минимума. Данное правило в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации подлежало применению и к расчету индекса изменения прожиточных минимумов с 1 января 2003 года и с 1 января 2004 года. С учетом этого, с 1 января 2003 года суд может применить индекс - 1,222, с 1 января 2004 года -1,195. Таким образом, суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ2003 года по ДД.ММ.ГГГГ.2010 года с учетом их индексации согласно разъяснениями Пленума Верховного суда и норм действующего законодательства составила <данные изъяты>. <данные изъяты> коп., ежемесячная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. - <данные изъяты> руб. Выплата истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в 2003-2009 годах производилась своевременно и в размерах, установленных в соответствии с Законом. Задолженности по данной компенсации нет. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Арзиани З.Е. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района в размерах требуемых истцом к выплате сумм.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам - чернобыльцам гарантируется «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей».
Согласно названной норме Закона инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
Как следует из материалов дела, Арзиани З.Е. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии, непосредственно на объекте <адрес> Чернобыльской АЭС, в составе Комплексной экспедиции при ИАЭ им. И.В. Курчатова в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой №, от ДД.ММ.ГГГГ Выданной <адрес> а так же удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению решения экспертного Совета от ДД.ММ.ГГГГ заболевание у Арзиани З.Е. связано с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Как следует из справки № Арзиани З.Е. является инвалидом <данные изъяты>. Заболевание связано с сочетанным взаимодействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Нетрудоспособен.
Арзиани З.Е. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ 2003 года по настоящее время, на основании Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплачиваются суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, что подтверждается справкой выданной УТ и СЗН администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон), гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшийся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Статьей 15 Закона установлено, что право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки у граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС возникает с момента предъявления специального удостоверения инвалида, т.е. удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 5 Порядка определено, что для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
- заявление о выплате денежной компенсации;
- копия специального удостоверения инвалида;
ые в установленым о, что для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам предствляются следующие документы (их завере- копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
- копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 7 вышеназванного Порядка денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, требование истца о назначении и выплате ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с даты установления причинной связи заболевания с радиационной подверженностью вследствие чернобыльской катастрофы незаконно.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ размеры ежемесячных денежных компенсаций (сумм) в возмещение вреда ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Однако ежегодная величина роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, Правительством Российской Федерации официально не определялась.
В связи с этим, рассматривая вопрос об индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, Конституционный Суд Российской Федерации пунктом 2 резолютивной части постановления от 19 июня 2002 года № 11-П определил, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм в возмещение вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Истец не реализовал свое право на обращение в суд по вопросу индексации сумм в возмещение вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Указанный механизм индексации размеров ежемесячных денежных компенсации сумм в возмещения вреда представлял собой конституционно-правовую меру временного характера (с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года).
С 29 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, который внес изменения в статью 5 базового закона, согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г. №326, от 07 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 21 марта 2007 г. №171, от 03 сентября 2008г. № 655 от 07 июля 2009г. № 545, 16 декабря 2009 г. № 1024 определен порядок индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда и иных выплат в 2002 - 2010 годах.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда истцу правомерно производится в размере, предусмотренном Законом с учетом ежегодной индексации, который с 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб.х1,048х1,07х 1,12х1,10х1,11х 1,09х 1,08х 1,11 х1,105х1,13х1,1).
Однако, пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что суды вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда в 1,581 раза, а с 01.01.2001 г.- в 1,515 раза, то есть с учетом величины МРОТ, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер вышеназванных выплат должен повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации взамен росту МРОТ.
По смыслу части 3 статьи 2 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года №11-П, суммы возмещения вреда с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
С учетом последних разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, с 1 января 2003 года суд может применить индекс - 1,222, с 1 января 2004 года -1,195.
Следовательно единовременная сумма возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ.2003 года по ДД.ММ.ГГГГ2010 года с учетом их индексации согласно разъяснениями Пленума Верховного суда и норм действующего законодательства составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ежемесячная по состоянию на 01.09.2010 г. - <данные изъяты> руб, которые и подлежат взысканию.
Ссылка истца на пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидам прав, гарантированных, Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также необоснованна поскольку в нем речь идет о том, что суд вправе, удовлетворить требование истца об индексации назначенных сумм в возмещение вреда с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
В соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ органы социальной защиты населения уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, оценивая доказательства в их совокупности, суд считает требования истца частично подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Арзиани З.Е. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взысканию недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, удовлетворить частично.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (за счет казны Российской Федерации) в пользу Арзиани З.Е. сумму возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., единовременно.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края выплачивать Арзиани З.Е., начиная с ДД.ММ.ГГГГ 2010 года ежемесячно суммы возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части исковых требований Арзиани З.Е., отказать.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гандембул