Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 25 января 2011 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гандембул И.В.
при секретаре Неклюдовой И.А.,
заявителя Сусло И.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Светенко И.В.,
представителя избирательной комиссии муниципального образования г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности - Ульянич Н.В.,
председателя Совета депутатов г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края Васильева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сусло И.Ф. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от 20 января 2011 года № об отказе в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска от 20 января 2011 года №, отказано в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6.
Сусло И.Ф. обратился в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от 20 января 2011 года № об отказе в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6.
В обоснование заявленных требований Сусло И.Ф. в своем заявлении указал, что в декабре 2010 года он подал в избирательную комиссию муниципального образования города Нефтекумска письменное заявление и приложенные к нему все необходимые документы о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинув себя в порядке самовыдвижения. 13 января 2011 года им в избирательную комиссию муниципального образования города Нефтекумска были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку его как кандидата. Избирательная комиссия муниципального образования города Нефтекумска своим Постановлением № 131 от 20 января 2011 года отказала в регистрации его как кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6 ссылаясь на то, что в обосновании принятого избирательной комиссией решения положен итоговый протокол проверки подписных листов, в основу, причину которого положено нарушение за кодом № 22, а так же указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей. У избирательной комиссии не было замечаний по форме подписного листа и порядку сбора подписей по тем улицам, которые входят в избирательный округ, по которому он как кандидат баллотируется. Форма подписного листа соответствует требованиям приложения № 4 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» (далее Закон Ставропольского края № 37-кз). Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся в период, установленный Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Подписные листы изготовлены за счет созданного кандидатом в депутаты избирательного фонда.Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в полном объеме в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края № 37-кз. При заверении подписных листов лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей указана фамилия имя отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование органа выдавшего паспорт. Имеющихся сведений достаточно и позволяет проверить избирательной комиссии достоверность паспорта. Закон Ставропольского края № 37-кз, определяя объем сведений при заверении подписных листов не определяет необходимости дополнительного уточнения в наименовании органа выдавшего паспорт при заверении подписных листов лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Решение избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска принято с нарушениями требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, закона Ставропольского края № 37-кз.Подпунктом «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. В результате проверки представленных подписных листов избирательная комиссия не выявила недостоверных и недействительных подписей.
Сборщиком подписей являлся сам кандидат в
депутаты Сусло И.Ф. В порядке представления заявления о
самовыдвижении в депутаты, кандидат представил в избирательную комиссию все необходимые документы, в полном объеме включая и копию паспорта гражданина РФ на имя Сусло И.Ф.. Следовательно, перед избирательной комиссией не стоял вопрос об идентификации, персонифицировании личности сборщика подписей, так как эти данные у комиссии имеются в полном объеме. Указание избирательной комиссией на то обстоятельство, что подписчик не указал полное наименование органа выдавшего паспорт, является надуманной причиной, так это и не требует сама форма подписного листа, т.к в данной строке написано четко, ясно и однозначно наименование (в подписных листах кандидата рукой кандидата написано ОВД Нефтекумского района) или код выдавшего его органа, но ни так как трактует, додумывает, домысливает его избирательная комиссия, как полное наименование. О каком еще полном наименовании может идти речь не понятно. Как очевидно это совсем не одно и то же. В этих обстоятельствах со всей очевидностью в действиях избирательной комиссии усматривается не что иное, как крючкотворство, придирчивость, не умелое высасывание надуманных причин из пальца. Своими действиями они подменяют закон и берут на себя не свойственные функции додумывать, трактовать, толковать в изощренной, лукавой только понятной им форме Российское законодательство, лишая тем самым человека гражданина его Конституционного права избирать и быть избранным. Со всей очевидностью, уверенностью и определенностью напрашивается вполне логический вывод: «А так ли она на самом деле Избирательная комиссия не зависима?». Просит суд отменить как без основательное, не объективное, ущемляющее свободу, законные права и интересы человека-гражданина, Постановление избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска от 20 января 2011 года № об отказе в регистрации Сусло И.Ф., кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6. Обязать избирательную комиссию муниципального образования города Нефтекумска зарегистрировать Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6.
В судебном заседании заявитель Сусло И.Ф. поддержал свое заявление по изложенным основаниям, пояснив суду, что им не нарушены требования действующего законодательства при оформлении подписных листов и порядку сбора подписей избирателей, так как он сам производил сбор подписей избирателей и удостоверял подписные листы, при этом им полно и правильно были заполнены подписные листы и полностью указаны данные его паспорта с учетом данных органа выдавшего ему паспорт, то есть ОВД Нефтекумского района, как требует того Закон Ставропольского края № 37-кз. Просил суд отменить как без основательное, не объективное и ущемляющее его законные права и интересы как человека-гражданина Постановление избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска от 20 января 2011 года № об отказе в регистрации Сусло И.Ф., кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6 и обязать избирательную комиссию муниципального образования города Нефтекумска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности - Ульянич Н.В. суду пояснила, что считает постановление муниципального образования города Нефтекумска от 20 января 2011 года № об отказе в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6 законным. При избирательной комиссии была создана рабочая группа, которая осуществляет проверку предоставляемых гражданами документов для регистрации их в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Нефтекумска. Секретарь избирательной комиссии проверкой правильности заполнения документов не занимается. Действительно, у избирательной комиссии не было замечаний по форме подписных листов и порядку сбора подписей избирателей. При заверении подписных листов лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей указывается фамилия имя отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код, выдавшего его органа, лица, собирающего подписи. Изучив документы, представленные кандидатом в избирательную комиссию и проверив соблюдение им требований законодательства при выдвижении кандидата, соблюдения порядка при оформлении подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах подписей избирателей, избирательной комиссией муниципального образования города Нефтекумска признано, что 27 представленных подписей избирателей не соответствуют требованиям законодательства, в связи с тем, что в представленных кандидатом подписных листах указаны не полные данные лица, собирающего подписи, в связи с чем данные подписи избирателей были признаны недействительными. Кроме того, согласно справки почерковедческого исследования, выполненной привлеченным экспертом ЭКО г. Пятигорска в подписном листе № 4 кандидата Сусло И.Ф. в строке 4, рукописный текст в графе «дата подписания» и подпись в графе «подпись» выполнены разными лицами, что было зафиксировано в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска Сусло И.Ф. С учетом изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявления Сусло И.Ф.
Председатель Совета депутатов г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края Васильев А.Н. суду пояснил, что Сусло И.Ф. четко и аргументировано изложил доказательства выполнения им требований Закона Ставропольского края № 37-кз и Федерального закона 67-ФЗ, перечислил указанные в подписном листе сведения о лице, собирающем подписи, тем более этим лицом является он сам. В документах представленных для уведомления и регистрации представлена копия паспорта кандидата Сусло И.Ф. Комиссия имела достаточно оснований убедиться в достоверности сведенийпредставленных кандидатом. Вместе с тем, в данном конкретном случае рабочая группа комиссии сфокусировала своё внимание не на соблюдении формы подписного листа, не на достоверности сведений об избирателях, а на анализе так называемой полноты сведений о лице, производящем сбор подписей. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ изложены основные термины и понятия, но нет термина - полнота сведений. Закон не определяет этот термин, а раз этого нет, не надо додумывать и трактовать по своему. Считает, что избирательна комиссия муниципального образования города Нефтекумска незаконно отказала Сусло И.Ф. в регистрации его кандидатом в депутаты Совета Депутатов муниципального образования города Нефтекумска, в связи с чем просит требования Сусло И.Ф. удовлетворить в полном объеме.
Помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Светенко И.В. в своем заключении просила суд удовлетворить заявление Сусло И.Ф. Считает, что действующее законодательство при оформлении подписных листов в поддержу кандидата в депутаты Сусло И.Ф. не нарушено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление Сусло И.Ф. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от 20 января 2011 года№ об отказе в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Постановление, которое оспаривает Сусло И.Ф. принято избирательной комиссией 20 января 2011 года.
Заявление Сусло И.Ф. поступило в суд 21 января 2011 года. Десятидневный срок обращения в суд заявителем Сусло И.Ф. не нарушен.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют права избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 4 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправлении в Ставропольском крае» № 37-кз (в действующей редакции), гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и быть избранным депутатом в представительный орган муниципального образования, а по достижении 21 года вправе быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления.
Сусло И.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, способным принимать участие в выборах в органы местного самоуправления.
Согласно ст. 7 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз подготовку и проведение выборов осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Согласно ст. 11 Устава муниципального образования г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края, выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам на основе единой для муниципального образования нормы представительства по решению Совета депутатов муниципального образования. Из содержания ст. 41 Устава следует, что избирательная комиссия муниципального образования г. Нефтекумска организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в составе 9 человек.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии со ст. 10 ст. 7 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Самовыдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу, уведомляет об этом соответствующую избирательную комиссию путем подачи письменного заявления о самовыдвижении. Одновременно с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены иные документы, предусмотренные Федеральным законом.
Сусло И.Ф. 20 декабря 2010 года обратился с соответствующим заявлением в избирательную комиссию муниципального образования г. Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края о самовыдвижении кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 6. В последующем Сусло И.Ф. в поддержу своего выдвижения представил в избирательную комиссию пять подписных листов с 27-ю подписями избирателей.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от 20 января 2011 года№ «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска Сусло И.Ф.» принято решение об отказе в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона Ставропольского края № 37-кз подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме согласно приложениям 1 - 5 к настоящему Закону.
Приложением № 4 к указанному Закону предусмотрена необходимость указания в подписном листе в графе - «подписной лист удостоверяю», фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код выдавшего его органа, лица, собирающего подписи.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства определяется как адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Ставропольского края № 37-кз к отношениям, связанным с назначением, подготовкой и проведением выборов, не урегулированным настоящим Законом, применяются нормы Федерального закона. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
Судом установлено, что во всех подписных листах в поддержку кандидата в депутаты Сусло И.Ф. в нарушение приложения № 4 к Закону в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей и удостоверяющим подписные листы, указаны не полные данные лица, собирающего подписи, каким являлся кандидат в депутаты Сусло И.Ф., то есть не в полном объеме указано наименование органа, выдавшего паспорт Сусло И.Ф., не указан субъект Российской Федерации, то есть Ставропольский край, где расположен орган, выдавший паспорт Сусло И.Ф.
Согласно ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края № 37-кз недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности (пункт 7). Также недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к настоящему Закону (пункт 11).
Кроме того, как установлено в судебном заседании, согласно справки почерковедческого исследования, выполненной привлеченным экспертом ЭКО г. Пятигорска в подписном листе № 4 кандидата Сусло И.Ф. в строке 4, рукописный текст в графе «дата подписания» и подпись в графе «подпись» выполнены разными лицами, что было зафиксировано в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска Сусло И.Ф.
Таким образом, с учетом выявленных нарушений действующего законодательства (Закона Ставропольского края № 37-кз), все подписи избирателей, представленных в избирательную комиссию муниципального образования г. Нефтекумска кандидатом Сусло И.Ф., подлежат признанию недействительными.
Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Нормы Закона Ставропольского края № 37-кз не содержат правил, при наступлении которых подписи избирателей могли быть признаны действительными в случае, если сведения о кандидате (лице собирающем подписи) указаны не в полном объеме.
Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Таким образом, суд находит доводы заявителя необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Сусло И.Ф. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от 20 января 2011 года№ об отказе в регистрации Сусло И.Ф. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования города Нефтекумска по одномандатному избирательному округу № 6 - отказать.
Мотивированное решение суда составлено 27 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 5 дней.
Судья И.В. Гандембул