РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск «10» февраля 2011 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Минаева Е.В.,
при секретаре Кондаковой И.Л.,
с участием заявителя Якубова Э.С.,
заинтересованного лица Ш.,
представителя администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якубова Э.С. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Якубов Э.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязании восстановить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований Якубов Э.С. указал, что он является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», в том числе на обеспечение жильем. В ДД.ММ.ГГГГ, имея семью в составе четырех человек, встал на учет в администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако, постановлением администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ он со своей семьей был снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении. Этим же постановлением признано утратившим постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации «О признании семьи Якубова Э.С. и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях». Основанием для снятия его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении явилось отсутствие документов, подтверждающих состав семьи. Так, в доме, в котором он проживает со своей семьей, зарегистрированы другие близкие родственники (всего 8 человек). Указанный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит его бабушке Я В настоящее время он проживает в данном жилом доме с согласия бабушки. Наряду с ним там проживают его отец, мать и сестра. У него в собственности или на основании договора социального найма какого-либо жилья не имеется. Членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, не является.
Другим доводом для снятии его семьи с учета послужило отсутствие справки о наличии у него и членов его семьи другого жилья, а также справки, подтверждающей, что никто из членов его семьи не производил никаких сделок с недвижимым имуществом в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления о постановке на учет. На самом деле он такие справки в администрацию предоставлял.
Считает данное решение незаконным и необоснованным, так как на момент принятия решения о снятии его с учета он не был обеспечен жильем.
В судебном заседании заявитель Якубов Э.С. поддержал доводы своей жалобы по изложенным в ней основаниям. Суду пояснил, что является ветераном боевых действий, так как принимал участие в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 2004 по 2006 годы. В жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий его бабашке, он был вселен с разрешения последней как член ее семьи. Однако в последующем ДД.ММ.ГГГГ в связи с регистрацией брака с С он прекратил семейные отношения вместе со своей бабушкой и родителями, создав новую семью совместно с С В последующем их семья расширилась за счет рождения двоих совместных детей. В настоящее время они проживают в отдельном здании кухни, расположенном на территории домовладения его бабушки Я С собственником жилого помещения общие хозяйство и бюджет не ведут, пользуются отдельными предметами быта. Кроме того, у его супруги сложились неприязненные отношения с бабушкой. По этой причине он с последней поддерживает лишь родственные отношения, не являясь ее членом семьи. Я постоянно требует от него и членов его семьи покинуть данное жилье.
Просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского восстановить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заинтересованное лицо Р, являющаяся супругой заявителя, в судебном заседании поддержала требования Якубова Э.С. в полном объеме, подтвердив вышеуказанные доводы. Суду пояснила, что после вступления в брак с Якубовым Э.С. они создали совместную семью и стали проживать в месте регистрации супруга в <адрес>. В последующем у них родилось двое детей. С бабушкой Якубова Э.С., которая является собственником жилого дома, где они проживают в настоящее время, у нее сложились неприязненные отношения, так как та регулярно требует от них покинуть данное жилье. Совместное хозяйство, общий бюджет с Я они не ведут. Она вместе с супругом и двумя детьми в настоящее время проживают в отдельном здании кухни и каких-либо семейных отношений с собственником жилья не поддерживают.
Представитель администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности К суду пояснил, что в удовлетворении заявления Якубова Э.С. не возражает, так как в ходе обследования жилищных условий Якубова Э.С. установлено, что его семья в составе четырех человек, проживающая по адресу: <адрес>, семейных отношений с собственником данного жилого помещения - Я не имеет. Более того, у супруги заявителя - Р сложились неприязненные отношения с Я До настоящего времени Якубов Э.С. вместе со своей семьей проживают у его бабушки по причине отсутствия у того собственного жилья, а также отсутствия финансовых возможностей для найма другого жилья.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы в судебном порядке.
Дела по жалобам лиц, которые сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.
В ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории лиц, отнесенных к ветеранам боевых действий. В соответствии с разделом 3 приложения к Федеральному закону «О ветеранах» на лиц, принимавших участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
Судом установлено, что Якубов Э.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стрелка проходил военную службу в составе ОГВ(с) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. При этом в течение одного дня принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях, что подтверждается военным билетом <данные изъяты>. По этой причине ему выдано удостоверение серии <данные изъяты>, подтверждающее, что он имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Так, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 названного закона предусмотрено, что ветеранам боевых действий в числе прочего предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть 3)
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В связи с тем, что Якубов Э.С. и члены его семьи не обеспечены жилым помещением, нанимателями жилых помещений по договору социального найма или собственниками жилых помещений не являются, постановлением администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ он, как ветеран боевых действий, и его семья, состоящая из четырех человек: жена, сын и дочь, признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Однако, в последующем постановлением администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Якубов Э.С. и его семья сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу. Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило то обстоятельство, что Якубов Э.С. поставлен на учет в составе семьи из четырех человек при фактическом проживании по адресу: <адрес> совместно с заявителем близких родственников в количестве 8 человек, а также отсутствие подтверждающих документов о наличии (отсутствии) жилья и о наличии сделок с недвижимым имуществом в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления о постановке на учет, у проживающих совместно отца, матери, бабушки, сестры заявителя.
Суд приходит к выводу, что указанное постановление главы муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета является незаконным, необоснованным, не соответствующим нормам жилищного законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 52 ЖК РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 16 марта 2006 года № 13-кз полномочия по определению перечня документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях делегированы Правительству Ставропольского края. Правительством Ставропольского края по данному вопросу принято соответствующее постановление от 05 сентября 2006 года № 126-п, которым в указанный перечень включены следующие документы:
1. Документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи:
1) паспорт гражданина Российской Федерации;
2) свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
3) документ, заменяющий паспорт (документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом).
2. Документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи гражданина:
1) свидетельство о заключении брака;
2) свидетельства о рождении детей;
3) решение об усыновлении (удочерении);
4) решение суда об определении состава семьи (при необходимости).
3. Документы, подтверждающие право гражданина быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма:
1) копия финансового лицевого счета по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - заявление);
2) выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственной книги) по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления;
3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные);
4) выписка из технического паспорта предприятия технической инвентаризации с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
5) справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления;
6) свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина и членов его семьи на жилое помещение и (или) земельный участок, выделенный для строительства жилого дома.
Акт обследования жилищных условий гражданина, составленный органом местного самоуправления поселения Ставропольского края.
Исследованием материалов учетного дела в отношении Якубова Э.С. судом установлено, что все требуемые документы при постановке на учет заявителем были представлены. Данные документы, в том числе справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления, Якубовым Э.С. представлены только на состав его семьи из четырех человек. Суд приходит к выводу, что требования органа местного самоуправления относительно предоставления справок в отношении других родственников Якубова Э.С., проживающих с ним по одному адресу, неправомерен. Также является необоснованным вывод органа местного самоуправления о том, что семья Якубова Э.С. состоит из восьми человек.
При постановке на учет и вплоть до настоящего времени Якубов Э.С. проживает по адресу: <адрес>. Данное домовладение принадлежит его бабушке Я, с которой заявитель прекратил семейные отношения при вступлении в брак с С ДД.ММ.ГГГГ. В результате в состав его семьи из четырех человек, кроме него самого, входят супруга Р, сын Ю <данные изъяты> и дочь Э <данные изъяты>. Ссылка органа местного самоуправления в оспариваемом постановлении на то, что состав семьи Якубова Э.С. состоит из семьи в 8 человек и последний является членом собственника жилого дома, в котором проживает, противоречит фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Так, семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из объяснений заявителя, а также заинтересованного лица Р следует, что они проживают в отдельном здании кухни, расположенном на территории домовладения, принадлежащей Я С собственником жилого помещения общие хозяйство и бюджет не ведут, пользуются отдельными предметами быта. Кроме того, у Р сложились неприязненные отношения с Я По этой причине заявитель с последней поддерживает лишь родственные отношения, не являясь ее членом семьи. Я постоянно требует от них покинуть данное жилье.
Представитель администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности К подтвердил указанные доводы заявителя и пояснил, что до настоящего времени Якубов Э.С. вместе со своей семьей проживают у Я по причине отсутствия у него собственного жилья, а также отсутствия финансовых возможностей для найма другого жилья.
Свидетели Г, И, М, Д, Х подтвердили объяснения сторон относительно отсутствия каких-либо семейных отношения у заявителя с Я
Оснований сомневаться в объяснениях сторон и показаниях допрошенных свидетелей у суда не имеется.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Оценивая вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что Якубов Э.С. при вступлении в брак отказался от ведения общего хозяйства с Я У него и у его супруги отсутствуют с собственником жилья общий бюджет, общие предметы быта, они не оказывают взаимную поддержку друг другу. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что состав семьи Якубова Э.С. состоит из четырех человек, и членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, он не является.
Учитывая, что остальные лица, проживающие по адресу: <адрес>, (отец, мать, бабушка, сестра заявителя членами его семьи не являются, вывод органа местного самоуправления в оспариваемом постановлении о необходимости предоставления справок органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у указанных лиц жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления, является необоснованным. Вместе с тем, заявителем по материалам учетного дела соответствующие справки на него самого и членов его семьи предоставлены.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц возлагаются на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая указанные доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Якубова Э.С. и его семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является незаконным и необоснованным. Оспариваемое решение принято в нарушение ст. 56 ЖК РФ, предусматривающей основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чем были нарушены права Якубова Э.С. на жилище.
Содержание оспариваемого решения противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, других законов и нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
В связи с нарушением требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения, заявление Якубова Э.С. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Якубова Э.С. и его семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Якубова Э.С. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Якубова Э.С. и его семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным и необоснованным.
Обязать администрацию муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края в месячный срок восстановить Якубова Э.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по единому общему и льготному спискам граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.
Судья Е.В. Минаев