Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 11 февраля 2011 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гандембул И.В.,
при секретаре Неклюдовой И.А.,
с участием представителя администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края по доверенности Кусогонова Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Нефтекумского районного суда Ставропольского края гражданское дело по заявлению Джентемирова К.А. об оспаривании постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», о восстановлении Джентемирова К.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента его обращения.
У С Т А Н О В И Л:
Джентемиров К.А. обратился в Нефтекумский районный суд Ставропольского края с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», о восстановлении Джентемирова К.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента его обращения.
В обоснование заявленных требований Джентемиров К.А. указал, что постановлением главы муниципального образования Каясулинского сельсовета от 19 апреля 2010 года № «О постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список» он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Постановлением главы муниципального образования Каясулинского сельсовета от 15 октября 2010 года № «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании протеста прокуратуры района. Основаниями для снятия Джентемирова К.А. с учета явилось то обстоятельство, что он в 2008 году подарил свое домовладение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> своей дочери П. Считает, что указанный вывод сделан неверно, поскольку при постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, 19 апреля 2010 года, администрации МО Каясулинского сельсовета было известно о том, что он подарил принадлежащее ему домовладение дочери, при этом никаких вопросов сих стороны не возникло. В настоящее время он зарегистрирован и проживает в вышеуказанном домовладении в связи с тем, что ему негде жить. Просит признать постановление администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановить Джентемирова К.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заявитель Джентемиров К.А. в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие, равно как и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.
Представитель администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефитекумского района Ставропольского края по доверенности Кусогонов Т.К. пояснил, что на основании постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от 15 октября 2010 года № Джентемиров К.А. был снят с учета в улучшении жилищных условий. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Согласно договора дарения жилого дома от 15 ноября 2008 года Джентемиров К.А. подарил домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, своей дочери П., которая является собственником домовладения. Джентемиров К.А. намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив свое домовладение дочери. При таких обстоятельствах считает, что Джентемиров К.А. не может быть принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя АМО Каясулинского сельсовета Кусогонова Т.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Дела по жалобам лиц, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года» (в ред. 09.01.2010 г. № 30) предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно удостоверению серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ УТиСЗН по <адрес> Джентемиров К.А. является инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст.ст. 50, 51, 52,54 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Перечень документов, подтверждающих право граждан на получение жилых помещений, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 05 сентября 2006 года № 126-п.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные статьей 52 ЖК РФ документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий) срок.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Как следует из представленных суду материалов, согласно Постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета <адрес> № от 19 апреля 2010 года, было постановлено принять Джентемирова К.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Включить Джентемирова К.А., ветерана Великой Отечественной Войны в список участников в реализации подпрограммы об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.
Впоследствии на основании Постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № 15 октября 2010 года, Джентемиров К.А. снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ 1941-1945 г., на основании ст. 53 ЖК РФ, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, а так же обеспеченностью жильем Дженетмирова К.А. и членов его семьи необходимой учетной нормой жилья на каждого члена семьи.
В чем выразились действия Джентемирова К.А. в намеренном ухудшении своих жилищных условий, уже после фактического принятия его на учет для улучшения жилищных условий, администрацией муниципального образования Каясулинского сельсовета не представлено.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, исследованных в судебном заседании, Джентемиров К.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования Каясулинского сельсовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Как следует из договора дарения земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, Джентемиров К.А. подарил П. земельный участок и размещенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №, П. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, на момент подачи заявления Джентемиров К.А. собственного жилья не имел.
Иного по делу не представлено.
Таким образом, оснований у администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края для снятия Джентемирова К.А. с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Джентемиров К.А. в своем заявлении просил восстановить ему срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая, что срок им пропущен по уважительной причине в связи с тем, что он своевременно не узнал о том, что постановление администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета он был снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий. Об этом решении он узнал только в конце октября 2010 года, когда пришел в администрацию МО Каясулинского сельсовета по личному вопросу, почтовой связью никаких писем или сообщений из администрации муниципального образования о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не получал и ранее прийти в администрацию МО Каясулинского сельсовета в силу своего пожилого возраста и состояния здоровья он не мог.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая доводы Джентемирова К.А., суд приходит к выводу, что они заслуживают внимания и срок обращения в суд был пропущен Джентемировым К.А. по уважительной причине.
Оснований относится критически, к обстоятельствам изложенным в заявлении Джентемирова К.А. у суда не имеется, так как данные обстоятельства подтверждаются доказательствами по делу, а представителем администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края не представлено доказательств опровергающих доводы заявителя Джентемирова К.А.
В связи с этим Джентемирову К.А. срок обращения в суд с заявлением подлежит восстановлению, а его права защите.
В соответствии с п. 1 ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», является необоснованным, в связи с чем заявленные требования Джентемирова К.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Джентемирову К.А. восстановить срок для обращения с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий»
Требования Джентемирова Кошмухамбета Абдуловича удовлетворить в полном объеме.
Признать постановление администрации муниципального образования Каясулинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № от 15 октября 2010 года о снятии Джентемирова К.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - необоснованным.
Возложить на администрацию муниципального образования Каясулинского сельсовтеа Нефтекумского района Ставропольского края обязанность принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранить препятствия к их осуществлению, восстановив Джентемирова К.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента его обращения.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.
Судья И.В. Гандембул