РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Нефтекумск «24» февраля 2011 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Минаева Е.В.,
с участием истцов Магомедова А.А., Долгатова А.,
представителя ответчика в лице главы администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края Н.,
при секретаре Кондаковой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова А.А. и Долгатова А. к администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, Улановой В.С., Белоглазову М.И. о признании права собственности на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Магомедов А.А. и Долгатов А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, Улановой В.С., Белоглазову М.И. о признании права собственности на объекты недвижимости, а именно, за Магомедовым А.А. - на жилой <адрес> общей площадью <данные изъяты>. и на <данные изъяты> % доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты>. <адрес>, а также за Долгатовым А. - на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>.
В обоснование своих требований истцы указали, что они ранее являлись акционерами АОЗТ «Закумское», созданного в результате реорганизации совхоза «Закумский». ДД.ММ.ГГГГ Совет АОЗТ «Закумское» постановил: в счет имущественных паев выделить в долевую собственность Магомедову А.А., Улановой В.С., Белоглазову М.И. и Долгатову А. производственные помещения старшего чабана Долгатова А., состоящие из кошары, жилого дома, сена и мелкого инвентаря. При этом доли распределились следующим образом: Магомедов А.А. - <данные изъяты>, Белоглазов М.И. - <данные изъяты>, Уланова В.С. - <данные изъяты> и Долгатов А. - <данные изъяты>. Жилой дом предоставлен единолично Магомедову А.А. Имущество передано счетом-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Уланова В.С. продала свой имущественный пай по остаточной стоимости в размере <данные изъяты> Магомедову А.А., что подтверждается письменной распиской.
ДД.ММ.ГГГГ Белоглазов М.И. продал свой имущественный пай по остаточной стоимости в размере <данные изъяты> Долгатову А., что также подтверждается письменной распиской. Таким образом, жилой дом остаточной стоимостью на момент передачи в размере <данные изъяты> приобретен Магомедовым А.А. Кошара остаточной стоимостью на момент передачи в размере <данные изъяты> приобретена в долевую собственность Магомедова А.А. за <данные изъяты> - доля Улановой В.С. + <данные изъяты> - доля Магомедова А.А. по счету-фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ) (<данные изъяты>) и Д. за <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Однако до настоящего времени свое право собственности они в установленном законом порядке не зарегистрировали, так как правопреемник АОЗТ «Закумское» - СПК «Закумский» ликвидирован.
В судебном заседании истец Магомедов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что спорное недвижимое имущество было получено акционерами Магомедовым А.А., Долгатовым А., Улановой В.С. и Белоглазовым М.И. пропорционально их вкладам в уставном капитале общества. Участники долевой собственности Уланова В.С. и Белоглазов М.И. получили денежные компенсации за причитающиеся им доли и на жилой дом с кошарой не претендуют. Кроме того, в феврале 2010 года Уланова В.С. и Белоглазов М.И. вышли из крестьянско-фермерского хозяйства, в настоящее время членами КФХ не являются, индивидуальной предпринимательской деятельностью не занимаются.
Истцы Магомедов А.А. и Долгатов А. пришли к соглашению относительно размера причитающихся им долей в праве общей долевой собственности на указанное имущество и какой-либо спор между ними отсутствует. В связи с этим просил суд признать право собственности на объекты недвижимости за Магомедовым А.А. - на жилой <адрес> общей площадью <данные изъяты>. и на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>, а также за Долгатовым А. - на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>.
Истец Долгатов А. также подержал заявленные исковые требования. Суду пояснил, что какого-либо спора между ним и Магомедовым А.А. относительно долей в праве собственности на кошару не имеется. Уланова В.С. и Белоглазов М.И. получили денежные компенсации за свои доли в праве собственности на имущество. Просил суд признать право собственности на объекты недвижимости за Долгатовым А. - на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>, а также за Магомедовым А.А. - на жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> и на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>.
Представитель ответчика - глава администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края Н. в судебном заседании исковые требования Магомедова А.А. и Долгатова А. поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в 1998 году он являлся председателем Совета АОЗТ «Закумское». Решением данного Совета действительно на основании действующего в тот период законодательства принималось решение о передаче в собственность Магомедова А.А., Долгатова А., Улановой В.С. и Белоглазова М.И. спорных жилого дома и кошары. В дальнейшем АОЗТ «Закумское» было преобразовано в СПК «Закумский», который в настоящее время ликвидирован в связи с банкротством. По этим причинам истцы не имеют возможности зарегистрировать свое право собственности во вне судебном порядке. Ему известно, что Уланова В.С. и Белоглазов М.И. получили денежные компенсации за причитающиеся им доли и каких-либо претензий по этому поводу не имеют. Считает, что требования истцов являются законными и обоснованными.
В судебное заседание ответчики Уланова В.С. и Белоглазов М.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Представили заявления с просьбой о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие. Относительно удовлетворения требований истцов Магомедова А.А. и Долгатова А. не возражают. Суд, с учетом мнения остальных участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года, а также постановления Правительства РФ «О порядке регистрации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 года зарегистрировано АОЗТ «Закумское», которое являлось правопреемником имущественных прав и обязанностей совхоза «Закумский».
Магомедов А.А., Долгатов А., Уланова В.С. и Белоглазов М.И., являясь акционерами АОЗТ «Закумское», обратились в Совет АОЗТ о выделении им в долевую собственность имущественных паев для организации крестьянских фермерских хозяйств. Решением Совета АОЗТ «Закумское» от ДД.ММ.ГГГГ указанным акционерам выданы имущественные паи производственными помещениями, а также выделены земельные паи каждому из расчета 8,1 га пашни, 11,3 пастбищ; земли пастбищ выделены около кошары чабана Долгатова А. (прикошарный участок). Имущество в виде кошары и жилого дома чабана Долгатова А. передано акционерам в долевую собственность счетом-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом доли распределились следующим образом: Магомедов А.А. - <данные изъяты> %, Белоглазов М.И. - <данные изъяты> %, Уланова В.С. - <данные изъяты> % и Долгатов А. - <данные изъяты> %. При этом жилой дом передан единолично Магомедову А.А.
Суд приходит к выводу, что указанная передача недвижимости соответствовала закону, действующему в тот период времени, и уставу акционерного общества.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции от 13 июня 1996 года, действующей на момент передачи имущества, особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно - технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 94 названного Федерального закона впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов перечисленные в пункте 4 статьи 1 настоящего Федерального закона общества действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие настоящего Федерального закона.
Однако до настоящего времени такие специальные федеральные законы относительно реорганизованных колхозов и совхозов не приняты. Поэтому в 1998 году действовали нормативно-правовые акты, касающиеся реорганизации колхозов и совхозов, которые и регулировали особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных на базе таких реорганизованных колхозов и совхозов.
Так п. 6 постановления Правительства РФ от 06 марта 1992 года № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» установлено в дополнение к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).
Данный документ утратил силу с 27 января 2003 года и являлся действующим в 1998 году.
Вышеуказанные положения зафиксированы и в уставе АОЗТ «Закумское», пунктом 2.10 которого предусмотрено, что в случае выхода участника из общества для создания крестьянского (фермерского) хозяйства согласия общего собрания и других органов управления общества не требуется. При выходе участника из общества, кроме выхода для создания крестьянского хозяйства, ему выплачивается часть стоимости имущества общества пропорционально доли его вклада (сумма акций) в уставном капитале. По требованию участника и с согласия общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме. При выходе участника из общества для создания крестьянского (фермерского) хозяйства ему возвращается земельный пай и, по возможности, имущественный пай в натуре в месячный срок со дня подачи заявления о выходе из общества для создания крестьянского фермерского хозяйства.
Факт передачи имущества на основании решения Совета АОЗТ «Закумское» от ДД.ММ.ГГГГ, помимо копии протокола №, подтверждается показаниями допрошенного свидетеля Б., работавшей в АОЗТ «Закумское» главным бухгалтером. Кроме того, свидетель Э., работавший в АОЗТ «Закумское» мастером, суду подтвердил, что спорное имущество находилось на балансе АОЗТ. Оснований относится критически к показаниям данных свидетелей у суда не имеется.
Таким образом, вышеуказанная передача имущества в долевую собственность, как допускаемая законом, порождает у акционеров гражданские права и обязанности по отношению к этому имуществу.
В настоящее время истцы не имеют возможности зарегистрировать свое право собственности на объекты недвижимости по той причине, что ДД.ММ.ГГГГ АОЗТ «Закумское» распоряжением главы Нефтекумской районной государственной администрации Ставропольского края №-р преобразовано в СПК «Закумский». Однако СПК «Закумский» ликвидирован в связи с банкротством ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом МИФНС России № по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомлений Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на спорное имущество отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 59 и 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
Права истцов на указанные объекты недвижимости никем не оспариваются.
Месторасположение жилого дома и кошары, а так же их техническое состояние подтверждается техническим паспортом и справкой Нефтекумского отдела ГУП СК «Крайтехинвентаризация», согласно которым жилой дом № (литер А) общей площадью <данные изъяты>., кошара (литер Б) общей площадью <данные изъяты>., инвентарный номер <данные изъяты>, расположены по адресу: <адрес>; литер А введен в эксплуатацию в 1962 году, а литер Б - в 1985 году, то есть до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.
В связи с этим суд приходит к выводу, что исковые требования Магомедова А.А. и Долгатова А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, спорное имущество было передано Магомедову А.А., Долгатову А., Улановой В.С. и Белоглазову М.И. в общую долевую собственность, за исключением жилого дома, который фактически передан единолично Магомедову А.А.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Уланова В.С. продала свой имущественный пай по остаточной стоимости в размере <данные изъяты> Магомедову А.А., что подтверждается письменной распиской, а Белоглазов М.И. ДД.ММ.ГГГГ продал свой имущественный пай по остаточной стоимости в размере <данные изъяты> Долгатову А.
Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом.
В соответствии со ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Судом установлено, что Уланова В.С. продала свою долю Магомедову А.А., а Белоглазов М.И. - Долгатову А. Возражений относительно удовлетворения исковых требований Магомедова А.А. и Долгатова А. ответчики не имеют. Спора между истцами относительно определения состава долей не имеется, они пришли по этому поводу к соглашению, выраженному в исковом заявлении.
В связи с этим, с учетом положений ст. 252 ГК РФ, суд считает необходимым признать за Магомедовым А.А. право собственности на жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> и на <данные изъяты> % доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>, а за Долгатовым А. - на <данные изъяты> % доли в праве общей долевой собственности на кошару общей площадью <данные изъяты> <адрес>.
Учитывая, что вышеуказанное недвижимое имущество за истцами не зарегистрировано, суд считает, что в соответствии со ст.ст. 11 и 12 ГК РФ имеются основания для защиты гражданских прав истца путем признания за ними права собственности на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст. 11, 12, ст. 252 ГК РФ, ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Магомедова А.А. и Долгатова А. к администрации муниципального образования Закумского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, Улановой В.С., Белоглазову М.И. о признании права собственности на объекты недвижимости - удовлетворить.
Признать право собственности Магомедова А.А. на жилой дом (литер А) общей площадью <данные изъяты>., инвентарный номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Магомедова А.А. на <данные изъяты> % доли в праве общей долевой собственности на кошару (литер Б) общей площадью <данные изъяты>., инвентарный номер <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Долгатова А. на <данные изъяты> % доли в праве общей долевой собственности на кошару (литер Б) общей площадью <данные изъяты>., инвентарный номер <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для регистрации права собственности истца на указанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.
Судья Е.В. Минаев