Решение по делу № 2-218/2011 об отказе в иске ГУ-УПФ РФ по Левокумскому району к Кадиеву о взыскании ущерба за несвоевременную регистрацию в органе ПФР



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 11 мая 2011 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Горностай Н.Е.,

при секретаре Кустовой Я.А.,

с участием представителя истца по доверенности З.,

ответчика Кадиева И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края к Кадиеву И.Р. о взыскании штрафа за несвоевременную регистрацию в органе ПФР,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края обратилось в суд с иском к Кадиеву И.Р. о взыскании штрафа за
несвоевременную регистрацию в органе ПФР.

В обоснование заявленного требования истец указал, что согласно п.п. 2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», адвокаты являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. На основании п.1 ст. 11 Федерального Закона № 167-ФЗ регистрация данной категории
страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных
органах Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту их жительства
на основании представляемого в срок, не позднее 30 дней со дня выдачи
удостоверения адвоката, заявления. Порядок регистрации в территориальных
органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный
фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, действующая
редакция утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации от 02.08.2006 № 197п, в преамбуле которого указан
круг страхователей, на которых распространяет свое действие данный
указанный нормативный акт, в числе которых указаны и адвокаты.

В соответствии с п. 5 Порядка адвокаты регистрируются в территориальных органах ПФР в качестве страхователей, уплачивающих страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования (юридические коллегии, юридические консультации, адвокатские бюро), исполняющих в отношении адвокатов функции налогового агента, в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения, по месту жительства. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в статье 20 определяет формы адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), вопросы же обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации адвокатов решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Согласно ст. 24 Налогового Кодекса РФ ч.1 налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с
настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Исчисление и уплата страховых взносов в виде фиксированных платежей через соответствующие коллегии адвокатов адвокатские бюро и юридические консультации не освобождает физическое лицо - адвоката от регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя. Ответчик Кадиев И.Р. является адвокатом, о чем свидетельствует удостоверение адвоката от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное Министерством юстиции РФ по Ставропольскому краю согласно п. З ст. 15 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 63-ФЗ адвокатом является лицо, получившее установленном данным Федеральным законом порядке статус адвоката право осуществлять адвокатскую деятельность. В связи с этим, учитывая, что Кадиев И.Р. осуществляет свою деятельность в качестве адвоката, обязан был зарегистрироваться в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края в течении 30 дней с момента получения удостоверения. На основании поступившего реестра расхождений, выявленных по результатам сверки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в качестве адвокатов в органах ПФР Ставропольского края, обнаружен факт, свидетельствующий о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно согласно ст. 27 Закона № 167-ФЗ страхователем Кадиевым И.Р. нарушен срок регистрации в Управлении более чем на 90 дней и влечет взыскании штрафа в размере <данные изъяты>. Управлением был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам рассмотрения акта, заявления о регистрации в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, поступившего от Кадиева И.Р. ДД.ММ.ГГГГ, руководителем Управления было вынесено решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ № и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ №, которое содержит сведения о сумме штрафа и сроке исполнения требования. До настоящего времени данное требование в добровольном порядке ответчиком исполнено не было.

Представитель истца по доверенности З. поддержала исковые требования по изложенным основаниям, просила суд взыскать с ответчика в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации штраф за несвоевременную регистрацию в органе ПФР в сумме <данные изъяты>.

Ответчик Кадиев И.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что после вынесения ДД.ММ.ГГГГ Акта № об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, с которым он был лично ознакомле-ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день подал заявление о регистрации страхователя з Пенсионный Фонд Российской Федерации по Левокумскому району. После разъяснениями, ему были выданы три квитанции об оплате штрафа на общую сумму <данные изъяты> рублей, которые он в этот же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ полностью оплатил. Кроме того, он приобрёл статус адвоката до принятия закона об обязательном пенсионном страховании. Таким образом, просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными по следующим основаниям.

Обязанность адвокатов регистрироваться в территориальных органах Фонда в 30-дневный срок со дня выдачи удостоверения адвоката была установлена только с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В то же время требование Закона № 185-ФЗ о регистрации в ПФ РФ в 30-дневный срок со дня выдачи удостоверения адвоката не может иметь обратной силы и распространятся на отношения, возникшие до вступления в силу соответствующего Закона, это вытекает из положения ст.54 Конституции РФ.

Ответчик Кадиев И.Р. приобрел статус адвоката в <данные изъяты> году, что подтверждается копией трудовой книжки Кадиева И.Р., а также копией удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Международной коллегией адвокатов «Санкт-Петербург».

В соответствии со ст. 2 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части отношения контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Учитывая, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п.2 ст.5 Налогового кодекса РФ), привлечение к ответственности за пропуск срока регистрации с даты выдачи удостоверения адвоката не основано на законе и в силу этого не правомерно в отношении адвокатов, получивших удостоверения адвокатов до 1 января 2004 г. либо до 22 ноября 2002 года, когда адвокатам, в связи с новым законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» менялись удостоверения.

Действовавшая на июнь 2002 г. ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ, как и в настоящее время, устанавливала, что адвокаты являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со ст. 14 указанного Закона в 2002 г., как и сейчас, на адвокатов возлагалась обязанность зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 Закона, т.е. в 30-дневный срок со дня государственной регистрации или получения лицензии на определенный вид деятельности.

Данное требование относилось к страхователям, перечисленным в подп.2 п.1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании, т.е. к индивидуальным предпринимателям, адвокатам, частным детективам и занимающимся частной практикой нотариусам.

В отношении индивидуальных предпринимателей, действительно, существовала и продолжает существовать система государственной регистрации, регулировавшаяся до 1 января 2004 г. Указом Президента РФ от регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации», а с 1 января 2004 г. - Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Деятельность нотариусов и детективов как подлежала, так и подлежит лицензированию, а в отношении адвокатов ни государственная регистрация, ни лицензирование никогда не осуществлялись.

Ни в законе РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР», на основании которого до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») граждане приобретали статус адвоката, ни в Законе об адвокатуре, ни в каком-либо другом законе не содержится такого понятия, как «государственная регистрация адвоката», и не определяется момент государственной регистрации адвоката. В законе об адвокатуре есть только понятие «получение статуса адвоката».

При этом действовавшее до 1 января 2004 г. законодательство не определяло, что можно было считать началом течения срока для регистрации адвоката в территориальных органах ПФ РФ. В частности, Законом об адвокатуре определен момент присвоения претенденту статуса адвоката - это день принятия претендентом присяги адвоката (ст. 12). Приказом Минюста Росси от 29 июля 2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка ведения реестра адвокатов субъектов РФ» определяется дата внесения в региональный реестр сведений об адвокате - это дата издания соответствующего распоряжения территориального органа Минюста России (п.2 Приказа). В форме удостоверения адвоката, утвержденной Приказом Минюста России от 8 августа 2002 г. № 216, предусмотрена строка «регистрационный номер», однако нет указания на дату присвоения этого регистрационного номера. В то же время в форме удостоверения адвоката предусматривается строка «дата выдачи удостоверения».

Таким образом, совершенно неясно, что можно считать началом течения срока для регистрации адвоката, получившего адвокатское удостоверение до 1 января 2004 г. в территориальных органах ПФ РФ. Учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст. 3 НК), можно утверждать, что адвокат, получивший удостоверение до 1 января 2004 г., не обязан соблюдать сроки регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда в силу того, что ст. 11 Закона об обязательном пенсионном страховании, на основании которой в 30-дневный срок с момента государственной регистрации регистрировались лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в бюджет ПФ РФ, не могла быть применена к адвокатам в связи с отсутствием законодательно установленной процедуры государственной регистрации адвокатов.

В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. (по гражданским делам), утвержденного Президиумом ВС РФ от 7 апреля 2004 г., Верховный Суд отмечает, что Законом об обязательном пенсионном страховании не предусмотрены государственная регистрация и лицензирование адвокатской деятельности, т.е. момент, с которого начинает течь срок, в течение которого адвокат должен зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда, в Законе не определен.

Вместе с тем ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 28 октября 2003 г.) устанавливает, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

На основании приведенных правовых норм следует сделать вывод о том,
что срок, в течение которого адвокат должен зарегистрироваться в
территориальном органе Пенсионного фонда, начинает течь со дня внесения
адвоката в региональный реестр государственным органом
территориальным органом федерального органа исполнительной власти в
области юстиции. В случае нарушения срока, установленного ст. 11
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации", адвокат на основании ст. 27 этого же Федерального
закона может быть привлечен к административной ответственности.

Закон об обязательном пенсионном страховании неоднократно подвергался изменениям с момента принятия. Однако вплоть до декабря 2003 г. эти изменения не затрагивали действовавшую редакцию ст. 11 данного Закона, устанавливавшую требование регистрации в территориальных органах ПФ РФ в 30-дневный срок со дня государственной регистрации или получения лицензии на определенный вид деятельности. Только изменения
от 23 декабря 2003 г., внесенные Законом N 185-ФЗ, установили, что адвокаты регистрируются в качестве страхователей в течение 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката. Следует полагать, что именно отсутствие
легального определения понятия "государственная регистрация адвокатов" побудило законодателя изменить формулировку ст. 11 Закона и установить обязанность для адвокатов регистрироваться в течение 30 дней со дня выдачи

удостоверения адвоката, а не со дня государственной регистрации, как это было указано в первоначальной редакции данной статьи.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что привлечение адвокатов к ответственности на основании пропуска срока регистрации в территориальном органе ПФ РФ в связи с тем, что удостоверение адвоката было получено до 1 января 2004 г., а регистрация в территориальном органе Пенсионного фонда была осуществлена после 1 января 2004 г., по истечении более чем одного месяца с даты получения удостоверения адвоката, является неправомерным, т.к. требование о регистрации в 30-дневный срок с момента получения удостоверения было введено только в декабре 2003 г. и не имеет обратной силы.

Таким образом, исковые требования Пенсионного фонда о привлечении к ответственности ответчика Кадиева И.Р. за пропуск указанного срока с момента государственной регистрации в качестве адвоката также не могут иметь какого-либо юридического обоснования в связи с отсутствием процедуры государственной регистрации адвокатов.

Кроме того, ответчик Кадиев И.Р. ДД.ММ.ГГГГ добровольно и своевременно произвел оплату штрафа в Пенсионный фонд РФ по Левокумскому району в общей сумме <данные изъяты> рублей, т.е. до вынесения решения № о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ, и до направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно Письма ПФ РФ от 11.03.2010 № 30-24/2468 «Об организации работы территориальных органов ПФР по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в судебном порядке», в случае неуплаты плательщиком страховых взносов недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере и в срок, указанные в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, территориальный орган ПФР осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в судебном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края к Кадиеву И.Р. о взыскании штрафа за несвоевременную регистрацию в органе ПФР в сумме <данные изъяты> рублей - отказать.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде.

Судья Н.Е. Горностай