Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Нефтекумск 23 мая 2011 года Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гандембул И.В., при секретаре Неклюдовой И.А., заявителя Куликова Ю.М., представителя ФКУ ЛИУ-8 по доверенности Ренковенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК гражданское дело по жалобе Куликова Ю.М. на действия ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, выразившихся в отказе в направлении его на медико-социальную экспертизу, У С Т А Н О В И Л: Куликов Ю.М. обратился в суд с жалобой на незаконные действия ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, выразившихся в отказе в направлении его на медико-социальную экспертизу. В судебном заседании заявитель Куликов Ю.М. уточнив свои требования, суду пояснил, что он отбывает наказание в ФКУ ЛИУ -8 <адрес>, страдает тяжелым заболеванием, нуждается в специализированном лечении и установлении инвалидности, а сотрудники медицинской части ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю препятствуют ему в назначении медико-социальной экспертизы на предмет продления группы инвалидности и не выдают направление в бюро МСЭ, не представляют медицинские документы, чем нарушают его права и свободы, как гражданина. Он самостоятельно обращался в бюро МСЭ с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы, но документы ему были возвращены в связи с не предоставлением медицинской справки по состоянию его здоровья. Таким образом, просит суд признать действия должностных лиц медицинской части ФКУ ЛИУ-8 незаконными, обязать должностных лиц медицинской части ФКУ ЛИУ-8 устранить препятствия в назначении медико-социальной экспертизы для определения состояния его здоровья и продления группы инвалидности. Представитель ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК по доверенности Ренковенко В.В. не согласился с предъявленными требованиями, суду пояснил, что медико-социальная экспертиза с целью установления инвалидности осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 года. Экспертиза проводится по письменному заявлению гражданина, подаваемому в бюро МСЭ с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, каковой является ЛИУ-8. Выдать направление заявителю не представляется возможным, поскольку на медико-социальную экспертизу направляются лица в случае расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма, приведшими к ограничению жизнедеятельности и нуждающимися в мерах социальной защиты по результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности. Данными способностями Куликов Ю.М. обладает в полной мере. Наличие одного лишь заболевания без стойких нарушений функций организма, приведших к ограничению жизнедеятельности и при отсутствии необходимости в мерах социальной защиты, не является основанием для признания лица инвалидом. Непосредственно в бюро МСЭ заявитель не обращался. В случае обращения осужденным в бюро МСЭ, экспертам будут представлены все имеющиеся медицинские документы по состоянию здоровья осужденного. Таким образом, выраженных стойких расстройств по основным критериям жизнедеятельности у осужденного Куликова Ю.М. не наблюдается и показаний для освидетельствования в МСЭ в настоящее время не имеется. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно п. 4. ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 от 17.10.2005 года «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в Учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации. Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения. Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в Учреждениях, в условиях ЛПУ УИС, а при необходимости - в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. По результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу. Администрация Учреждения формирует и представляет в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения личное дело, характеристику, медицинскую карту амбулаторного больного (медицинскую карту стационарного больного), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в Учреждении, о проведении освидетельствования (переосвидетельствования), одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования (переосвидетельствования). Освидетельствование (переосвидетельствование) может проводиться как непосредственно в Учреждении, так и в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения на общих основаниях. Как пояснил в судебном заседании лечащий врач ФКУ ЛИУ-8 Ренковенко В.В., оснований для выдачи направления на медико-социальную экспертизу Куликову Ю.М. после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, не имеется, поскольку нарушений здоровья, приведших к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма у Куликова Ю.М. не имеется. Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1013н от 23.12.2009 года «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности. Как следует из представленных суду и исследованных в судебном заседании медицинских документах Куликова Ю.М., данными способностями последний обладает в полной мере. Наличие одного лишь заболевания без стойких нарушений функций организма, приведших к ограничению жизнедеятельности и при отсутствии необходимости в мерах социальной защиты, не является основанием для признания лица инвалидом. Как следует из выписки из амбулаторной карты и представленной суду медицинской справки осужденного Куликова Ю.М., исследованных в судебном заседании, состояние Куликова Ю.М. удовлетворительное, признаков инвалидности нет, режимные требования по состоянию здоровья может выполнять в полном объеме, этапом следовать может. В связи с небольшой тяжестью заболевания, отсутствием выраженных стойких расстройств здоровья, существенных нарушений по основным утвержденным категориям жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, показаний для освидетельствования в МСЭ у Куликова Ю.М. в настоящее время нет. Таким образом, оспариваемое Куликовым Ю.М. действие, выразившееся в отказе дать заявителю направление на МСЭ, принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностных лиц ФКУ ЛИУ-8, тем самым права либо свободы Куликова Ю.М. не были нарушены. Заявитель Куликов Ю.М. не лишен возможности самостоятельно обратиться с письменным заявлением в бюро МСЭ на проведение медико-социальной экспертизы для определения состояния его здоровья и группы инвалидности, однако данное право не реализовал и документального подтверждения этому вопреки своим доводам, суду не представил. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Куликова Ю.М. являются необоснованными и в силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ не подлежит удовлетворению в полном объеме. Поскольку Куликовым Ю.М. при подаче заявления об оспаривании действий должностных лиц медицинской части ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю государственная пошлина не была оплачена, суд считает необходимым взыскать с него государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход государства. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Куликова Ю.М. о признании незаконными действий должностных лиц медицинской части ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившихся в отказе в выдаче направления на прохождение медико-социальной экспертизы, обязании устранить препятствия в назначении медико-социальной экспертизы для определения состояния его здоровья и продления группы инвалидности - отказать. Взыскать с Куликова Ю.М. государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Мотивированное решение суда составлено 25 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней. Судья И.В. Гандембул