Решение по делу № 2-638/2011 об удовлетворении заявления Семесько об отмене отказа АМО г. Н. в постановке на учет на внеочередное получение жилья как ребенку-сироте и об обязании АМО г. Н. поставить на учет для внеочередного получения жилья как ребенка-с



                                                                                                                  Дело № 2-638/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года               г. Нефтекумск

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Горностай Н.Е.,

при секретаре Кустовой Я.А.,

с участием заявителя Семесько С.Е.,

представителя заинтересованного лица - органа опеки и попечительства отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Нефтекумского районного суда гражданское дело по заявлению Семесько С.Е. об отмене отказа администрации муниципального образования города Нефтекумска Ставропольского края в постановке на учет на внеочередное получение жилья как ребенку-сироте и об обязании администрации муниципального образования города Нефтекумска поставить на учет для внеочередного получения жилья как ребенка-сироты,

УСТАНОВИЛ:

Семесько С.Е. обратился в Нефтекумский районный суд с иском к администрации муниципального образования города Нефтекумска об отмене отказа администрации муниципального образования города Нефтекумска в постановке на учет на внеочередное получение жилья как ребенку-сироте и об обязании администрации муниципального образования города Нефтекумска поставить на учет для внеочередного получения жилья как ребенка-сироты.

В судебном заседании истец, поддержав свои исковые требования, суду пояснил, что в 2002 году у него умерла мать, когда они проживали в <адрес>, а отец был лишен родительских прав. Квартира, в которой они проживали, принадлежала его бабушке. После смерти его матери квартиру бабушка подарила своему внуку, после чего заявитель переехал на постоянное место жительство к своей тете, которая оформила в отношении него опекунство и ему выплачивалась пенсия по утере кормильца. По данному адресу тетя его зарегистрировала. О необходимости постановки его на учет в муниципальном органе на получение квартиры, тетя не знала и ей об этом никто из работников отдела соцобеспечения не пояснил.

Узнав о своем праве на бесплатное обеспечение жильем как ребенок-сирота, он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию муниципального образования г. Нефтекумска, по месту своего жительства, о постановке его на учет как нуждающегося в жилищных условиях. Ему дали список документов, которые он должен был представить для постановки его на учет для получения жилья. Собрав все необходимые документы, он ДД.ММ.ГГГГ сдал их в общий отдел администрации. Однако ответчик своим письмом за от ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилищном помещении. Основанием отказа явились те основания, что он не представил документов, согласно ст.ст. 52, 49 ЖК РФ, о том, что он является малоимущим. Однако, он просил предоставить ему жилье как ребенку-сироте, а не как малоимущему. Вторым основанием для отказа в постановке его на учет было то, что согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», таких детей ставят на учет для предоставления жилья в возрасте до 23 лет, а ему уже исполнилось 24 года. С данным утверждением ответчика он не согласен, поскольку в законе, на который ссылается ответчик ничего не сказано об ограничении возраста, при котором ставят на учет для внеочередного получения жилья.

Так в ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ с изменениями и дополнениями на 8.02.19998 г. № 17-ФЗ и от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ сказано, что «…дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имевшие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от формы собственности, на период службы в вооруженных силах РФ, на период нахождения в местах лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной социальной нормы».

В 2009 году заявитель окончил Нефтекумский колледж, в этом же году был призван в ряды вооруженных сил. В октябре 2010 года он демобилизовался из вооруженных сил. Кроме того, органы социального обслуживания, как указано в данном ФЗ, обязаны самостоятельно контролировать порядок обеспечения детей-сирот всеми предусмотренными им льготами, в том числе и постановки на учет для обеспечения жильем. Однако этого в отношении него сделано не было.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Нефтекумска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещен, просил рассмотреть дело без его участия, суду представил возражение, согласно которому глава МО г. Нефтекумска с доводами, указанными в исковом заявлении, не согласен по следующим основаниям. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии со ст. 49 ЖК РФ. Семесько С.Е. согласно поданным на рассмотрение комиссии документам, не предоставил справку о присвоении ему статуса малоимущего.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно данному закону имеют право быть принятыми на льготный учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. На дату обращения в администрацию муниципального образования г. Нефтекумска (ДД.ММ.ГГГГ Семесько С.Е. исполнилось 24 года.

При таких обстоятельствах Семесько С.Е. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ в случае, если не предоставлены необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, либо представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании изложенного, просят в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Е., представившая доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенную начальником отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района СК, против удовлетворения исковых требования Семесько С.Е. не возражала, суду пояснила, что считает, что заявитель имеет право на получение жилья, в том, что он в срок не был поставлен в очередь для получения жилья он не виновен, это обязанность его опекуна. Кроме того, в связи с обучением и нахождением на службе в Вооруженных силах, считает причину пропуска обращения заявителя с заявлением о постановке на учет на внеочередное получение жилья как ребенку-сироте, уважительной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из свидетельства о смерти Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из решения Нефтекумского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ С. лишен родительских прав в отношении своего сына Семесько С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно копии постановления главы муниципального образования г. Нефтекумска Нефтекумского района от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетним Семесько С.Е. установлена опека, попечителем назначена его тетя К.. Указание на закрепление за Семесько С.Е. жилого помещения отсутствует.

Извещением администрации муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении заявителю Семесько С.Е. было отказано в постановке на учет как гражданина нуждающегося в жилом помещении.

Доводы данного отказа суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из материалов дела, Семесько С.Е. после смерти матери Т. ДД.ММ.ГГГГ, а также после лишения родительских прав отца Семесько С.Е., остался сиротой. Постановлением главы муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ над ним была учреждена опека. За Семесько С.Е. жилое помещение на праве собственности не значится, сам истец в очереди на получение жилья не состоит, как установлено в судебном заседании истец проживает у своей тети, нуждается в жилье, в связи с чем, сразу после увольнения с военной службы обратился с заявлением в администрацию муниципального образования города Нефтекумска о принятии его на льготный учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений, лица из числа детей-сирот.

Как видно из справки Нефтекумского филиала ГПК СК «Крайтехинвентаризации» Ставропольского края, Семесько С.Е. по материалам, находящимся в архиве ПТИ, собственником недвижимости до 1999 года не значится.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК Нефтекумского отдела следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Семесько С.Е. отсутствуют.

Органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления лицом, имеющим право на внеочередное получение жилой площади. Заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления непосредственно заявителем (при достижении им 16 лет) либо законным представителем заявителя (опекуном, попечителем, приемным родителем, органом опеки и попечительства).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, которой предусмотрено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.

Согласно военному билету Семесько С.Е. ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу, ДД.ММ.ГГГГ убыл к месту прохождения военной службы, ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы.

Согласно дипломов ГОУ СПО регионального политехнического колледжа г. Нефтекумска Ставропольского края Семесько С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ обучался в вышеназванном колледже.

Следовательно, у Семесько С.Е, как ребёнка-сироты и нуждающегося в жилом помещении, после окончания его пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, возникло в соответствии с указанной правовой нормой право на внеочередное предоставление жилого помещения. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он подлежал постановке на учет в льготную очередь на получение жилья.

Кроме того, ссылка администрации МО г. Нефтеекумска на то, что Семесько С.Е. не предоставил документы, подтверждающие присвоение ему статуса малоимущего, является несостоятельной, поскольку Семесько С.Е. обратился с заявлением о принятии его на льготный учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений, как ребёнок-сирота, а не как малоимущий.

Поэтому отказ администрации муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края за от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным.

В связи с изложенным, суд считает необходимым отказ главы муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконный.

Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является условием для получения жилых помещений по договорам социального найма и в соответствии с жилищным законодательством (ст. 52 ЖК РФ). При этом принятие на учет граждан в качестве таковых осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Поскольку такая мера социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как внеочередное обеспечение их жилой площадью, поставлена в зависимость от признания указанных лиц нуждающимися в жилом помещении, суд считает необходимым удовлетворить требования Семесько С.Е. в данной части, обязав органы местного самоуправления по месту жительства Семесько С.Е. поставить его на учет для внеочередного получения жилья как ребёнка-сироту.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семесько С.Е. удовлетворить.

Отменить отказ администрации муниципального образования города Нефтекумска Ставропольского края Семесько С.Е. в постановке на учет на внеочередное получение жилья как ребенку-сироте, как незаконный.

Обязать администрацию муниципального образования города Нефтекумска Ставропольского края поставить Семесько С.Е. на учет для внеочередного получения жилья, в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенка-сироту.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:        Н.Е. Горностай