Решение по делу № 2-549/2011 по иску прокурора Нефтекумского района в интересах Министерства финансов РФ, министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов СК, Министерсв сельского хозяйства СК к Меньязову о взыскании неосновательного обогащения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» августа 2011 года                                         г. Нефтекумск

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Исайкиной А.В.,

при секретаре Стаценко Ю.А.,

с участием прокурора Нефтекумского районной прокуратуры Светенко И.В.,

представителя министерства сельского хозяйства Ставропольского края Николаенко М.Н.,

представителя ответчика адвоката Кожевниковой Г.Г.,

представителя третьего лица - главы администрации МО Новкус-Артезианского сельского совета Адженьязова А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района в интересах Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Меньязову Т.А. о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Нефтекумского района обратился в суд с иском в интересах Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Меньязову Т.А. о взыскании неосновательного обогащения, указывая, что проверкой, проведенной аудиторами и инспекторами Счетной палаты Ставропольского края в рамках контрольного мероприятия «Проверка эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» за 2008-2009 годы и истекший период 2010 года, и в соответствии с полномочиями, установленными Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 года № 67-кз «О счетной палате <адрес>», выявлены факты нарушений целевого использования средств федерального и краевого бюджетов.

Согласно акту проверки счётной палаты от ДД.ММ.ГГГГ семья Меньязова Т.А., состоящая из 5 человек, в соответствии с постановлением главы Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заявление о включении в состав участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» Меньязовым Т.А. было подано ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с актом материально-бытового обследования условий проживания семьи Меньязова Т.А от ДД.ММ.ГГГГ данная семья проживала в старом доме площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Согласно справкам Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Меньязов Т.А. и члены его семьи не имели в своей собственности жилых помещений.

Постановлением главы Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Меньязову Т.А. дано разрешение на строительство дома на имеющемся земельном участке площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Меньязовым Т.А. с ООО «<данные изъяты>» заключен договор строительного подряда на выполнение комплекса работ по строительству жилого дома на общую сумму <данные изъяты>. рублей по адресу: <адрес>

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Меньязова Т.Л. находится жилой дом общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

По данному адресу проживало 5человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла <данные изъяты> кв.м, при учетной норме <данные изъяты> кв. м.

В результате в нарушение части 1 статьи 51 ЖК РФ, при наличии в собственности у Меньязова Т.А. жилого помещения и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы, семья Меньязова Т.А. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Меньязовым Т.А. сООО «<данные изъяты>» заключен договор строительного подряда на выполнение комплекса работ по строительству жилого дома по вышеуказанному адресу (без указания стоимости работ).

Согласно объектной смете на строительство одноквартирного жилого дома в а. <адрес>, подготовленной муниципальным учреждением «Проектно-сметное Бюро», сметная стоимость строительства составляла 1 <данные изъяты>. рублей.

В ДД.ММ.ГГГГ Меньязову Т.А. Минсельхозом Ставропольского края выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Социальная выплата предоставлена в размере <данные изъяты>. рублей (в том числе средств федерального бюджета -<данные изъяты> руб., краевого бюджета -<данные изъяты>. рублей).

Согласно разрешениям на перечисление социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» в соответствии с договорами подряда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты>. рублей - на счет ООО «<данные изъяты> и <данные изъяты>. рублей - на счет ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с сообщением инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя исх. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты> было создано ДД.ММ.ГГГГ. При этом в ДД.ММ.ГГГГ по решению учредителей общество было добровольно ликвидировано. Среднесписочная численность работников ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ составила 2 человека.

ДД.ММ.ГГГГ главой Новкус-Артезианского сельсовета дано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного трехкомнатного жилого дома обшей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> Реконструкция дома состояла в сооружении пристройки площадью <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, Меньязов Т.А.., при наличии собственного жилья и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы, не мог участвовать в государственной программе «Социальное развитие села до 2010 года» и быть получателем социальной выплаты, в связи с чем получение Меньязовым Т.А. бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей является незаконным, а расходование средств на реконструкцию дома- нецелевым их использованием. В связи с изложенным Меньязов Т.А. обязан возвратить неосновательное обогащение государству - полученную социальную выплату.

Просит взыскать с Меньязова Т.А. в пользу бюджета Российской Федерации <данные изъяты> рубль и в пользу бюджета Ставропольского края <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рубля.

В судебном заседании прокурором поддержаны требования искового заявления по изложенным в нем основаниям, просит взыскать с Меньязова Т.А. в пользу бюджета Российской Федерации <данные изъяты> рубль и бюджета Ставропольского края <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рубля.

В судебное заседание представитель Министерства финансов Российской Федерации не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации также не явился, надлежаще извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель Министерства финансов Ставропольского края не явился, надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве на исковое заявление пояснил, что согласно федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» право на получение выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условий а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В нарушение ч.1 ст. 51 ЖК РФ при наличии в собственности у Меньязова Т.А. жилого помещения и обеспеченности жилым помещением больше учетной нормы на каждого члена семьи, ответчик необоснованно состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В результате в декабре 2009 года Меньязовым Т.А. необоснованно были получены денежные средства в соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты в рамках реализации указанной программы. Исковые требования прокурора Нефтекумского района к Меньязову Т.А. о взыскании денежных средств (неосновательного обогащения) поддерживает в полном объеме.

Представитель Министерства сельского хозяйства Ставропольского края поддержал исковые требования, суду пояснил, что с момента включения ответчика в сводный список по краю последний является участником мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», денежные средства на которую предоставлены из федерального и краевого бюджетов.

На момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты ответчику тот имел в собственности жилой дом и обеспеченность жилой площадью свыше учетной нормы, и, таким образом, права на предоставление ему социальной выплаты не имел. В связи с чем социальную выплату ответчик получил необоснованно. Просит взыскать неосновательное обогащение с ответчика.

Представитель ответчика Кожевникова Г.Г. в судебном заседании иск не признала, суду показала, что семья Меньязова Т.А., состоящая из пяти человек проживала в старой хате из трех комнат, площадью <данные изъяты> кв. м., которая не была зарегистрирована в Нефтекумском филиале ГУП СК «Крайтехинвентаризация» как жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ Меньязов Т.А. обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ семья была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», а ДД.ММ.ГГГГ включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». В марте 2008 года Меньязов был приглашен в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, где ему предложили заключить договор подряда на строительство дома с ООО «<данные изъяты>», и сказали, что тогда он получит свидетельство о предоставлении ему социальной выплаты. Не дожидаясь получения свидетельства, ответчик заключил договор с ООО «<данные изъяты>», а затем с ООО «<данные изъяты>», которыми были произведены строительные работы, о чем был составлен акт с участием представителя министерства сельского хозяйства. При обмере дома, который возводился на фундаменте, существующем до заключения договоров со строительными фирмами, было выявлено, что площадь дома не соответствует той, на которую подлежали выделению средства, и М.Т. было предложено зарегистрировать право собственности на уже возведенное строение, а затем сделать пристройку, что ответчиком и было сделано. После этого Министерство сельского хозяйства Ставропольского края перечислило деньги на счет подрядчика, ответчик денежные средства не получал.

Представитель третьего лица - глава администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета А.А. с исковыми требованиями прокурора Нефтекумского района не согласился, суду показал, что в ДД.ММ.ГГГГ администрация проводила осмотр домовладения семьи Меньязовых, это была старая хата, площадью <данные изъяты> кв.м, которая и в настоящее время стоит во дворе. Администрация поставила семью на очередь по программе «Социальное развитие села до 2010 года». 30 % расходов на строительство жилого дома семья Меньязовых взяла на себя. Они сами ездили в Министерство сельского хозяйства, где им сообщили, чтобы строительство они начинали своими силами, из расчета 18 кв.м. на человека. Они уже имели фундамент площадью <данные изъяты> кв.м. Когда дом был возведен, подрядчик после замеров сказал, что по норме на человека площади не хватает, необходимо пристраивать. Тогда они возвели пристройку, которую им оформили как реконструкцию к существующему дому.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 года № 858 ( в редакции от 31.01.2009 г.) устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ в пределах средств, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно названным правилам право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:

а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;

г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;

д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

е) копий трудовых книжек (для работающих).

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Уполномоченный орган обязан уведомить получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств.

Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.

Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты.

После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты кредитная организация направляет в уполномоченный орган, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.

Приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.

Как установлено, ответчик имел право на получение социальной выплаты, что подтверждается нижеследующим.

Факт постоянного проживания семьи ответчика в сельской местности сторонами не оспаривается.

Из копии трудовой книжки видно, что Меньязов Т.А. работает в СПКК «<данные изъяты>» механизатором.

В ДД.ММ.ГГГГ Меньязов Т.А. обратился в профсоюзный комитет СПКК «<данные изъяты>» с просьбой оказать ему материальную помощь для строительства дома, в связи с чем на заседании правления колхоза был рассмотрен вопрос об оказании ему материальной помощи в сумме <данные изъяты> рублей, однако из-за финансовых затруднений, отсутствия денежных средств, материальная помощь оказан не была (л.д. 32-33,93).

Согласно копии справки администрации муниципального образования Новкус- Артезианского сельсовета видно, что семья Меньязова Т.А. состоит из 5 человек.

Из копии свидетельства о праве собственности на землю видно, что Меньязову Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>.

Из копии документа-описания, выданного Нефтекумским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» видно, собственность у Меньязова Т.А. и членов его семьи отсутствует.

Согласно сообщений Нефтекумского отдела УФС Государственной регистрации, кадастра и картографии запись о регистрации в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о регистрации на недвижимое имущество за Меньязовым Т.А. и членами его семьи.

Из копии акта материально-бытового обследования условий проживания семьи от ДД.ММ.ГГГГ видно, что комиссионно было установлено, что семья Меньязова Т.А. из пяти человек отнесена к категории малоимущей, занимает жилую площадь <данные изъяты> кв.м в хате с газовым отоплением, с привозной водой, жилая площадь не соответствует нормам проживания на территории муниципального образования (л.д.36).

Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обсуждения заявления Меньязова Т.А. отмечено, что семья проживает в небольшом стареньком доме из трех комнат, требующих капитального ремонта, полы в одной из комнат провалены, штукатурка стен осыпается, условия помещения не отвечают установленным санитарным и техническим требованиям. Решением комиссии Меньязов Т.А. включен в общий список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» (л.д.35).

Постановлением главы МО Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Меньязов Т.А. и его семья признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО Новкус-Артезианского сельсовета, как изъявившие желание участвовать в программе «Социальное развитие села до 2010 года» (л.д. 34, 35, 36,37).

Таким образом, муниципальное образование Новкус-Артезианского сельсовета, которое в соответствии с вышеупомянутыми Правилами проверяло правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, а также формировало списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, какой-либо недостоверной информации, содержащейся в представленных ответчиком документах не выявило, злоупотребления ответчиком предоставленным ему правом ничем не подтверждены, документы заявителю муниципальным образованием не возвращались.

Доказательств предоставления ответчиком недостоверной информации о нуждаемости в улучшении жилищных условий прокурором, истцами не представлено.

Постановление главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края, которым Меньязов Т.А. и его семья признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, не отменено, законность его не оспаривается.

Следовательно, имелись основания для включения ответчика в списки участников мероприятий.

В целях реализации на территории Ставропольского края федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858, приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 3.06.2009 года были утверждены порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы, а также порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Как установлено, строительство жилого дома ответчиком было начато до получения им свидетельства о предоставлении ему социальной выплаты.

Из копии постановления главы муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Меньязову Т.А. разрешено строительство жилого дома на имеющемся у него земельном участке <данные изъяты> га в а. <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Меньязовым Т.А. заключен договор подряда на строительство жилого дома с ООО «<данные изъяты>» (л.д. 40-42).

С ДД.ММ.ГГГГ строительство дома по договору выполняло ООО «<данные изъяты>» (л.д. 67-69).

Выполненные работы за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы по акту приемки ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при приемке произведенных строительных работ присутствовал представитель Министерства сельского хозяйства Ставропольского края С.Р., сумма стоимости работ согласно акту составила <данные изъяты> руб. (л.д. 99).

Из копии свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности видно, что Меньязову Т.А. предоставляется социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рубль, за счет средств бюджета Ставропольского края в размере <данные изъяты> рублей (л.д.78).

Указанное свидетельство Меньязову Т.А. выдано ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей были переведены на счета ООО «<данные изъяты>» (л.д.58).

Право собственности на возведенный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, оформлено ДД.ММ.ГГГГ на Меньязова Т.А.

ДД.ММ.ГГГГ выполнение комплекса работ по строительству жилого дома по поручению заказчика Меньязова Т.А. приняло на себя ООО «<данные изъяты>», что подтверждается договором и актом приемки этапов выполненных работ.

ДД.ММ.ГГГГ Нефтекумским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» проведено обследование жилого дома и выявлена пристройка площадью <данные изъяты> кв.м.

Из копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ видно, что разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного трехкомнатного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Из копии свидетельства о государственной регистрации права видно, что ДД.ММ.ГГГГ Меньязовым Т.А. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию оформлено право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.

Из копии платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей были переведены на счета ООО «<данные изъяты>» (л.д.57).

Согласно техническому паспорту, выданному ГУП СУ «Крайтехинвентаризация» ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома, расположенного по указанному адресу составила <данные изъяты> кв.м.

Из копии администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Меньязов Т.А. снят с учета очередников-участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в связи с получением в установленном порядке средств из федерального и краевого бюджета на строительство жилья.

Доказательств того, что ответчик использовал предоставленные ему социальные выплаты на иные цели, прокурором, истцами не представлено, в материалах дела не содержится.

В соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. № 858 (далее - Программа), основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что в результате действий ответчика, как лица, проживающего в сельской местности, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, и осуществившего улучшение своих жилищных условий путем перечисления денежных средств, выделенных на строительство жилья, цель мероприятия, предусмотренного Программой, была достигнута.

Каких-либо ограничений для осуществления строительства жилого дома в счет денежных средств, перечисляемых по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», до полного их перечисления, в Программе не содержится.

Доводы о нецелевом использовании денежных средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ничем не подтверждены, опровергаются договорами строительного подряда и перечислением денежных средств в соответствии с указанными договорами лицам, осуществившим строительные работы.

Ссылка прокурора на акт проверки эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Меньязова Т.А. находится жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, на жилой площади в котором проживало 5 человек, из чего сделан вывод об отсутствии нуждаемости ответчика в улучшении жилищных условий, является необоснованной, поскольку данный акт опровергается вышеприведенными доказательствами, из которых следует обратное. Наличие в собственности ответчика вышеназванного жилого дома указывает на то, что строительство было осуществлено, и не опровергает имеющихся в деле доказательств о том, что ответчик обоснованно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, после чего улучшил их, используя свое право, предоставленное вышеуказанной Программой, путем строительства, реконструкции, в пределах выделенных ему денежных средств.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с пунктом 9 «Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 г. № 136-п возврат полученных социальных выплат в доход бюджета Ставропольского края производится получателем социальных выплат в случаях: неисполнения условий предоставления социальных выплат; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат; установления факта нецелевого использования социальных выплат. Возврат полученных социальных выплат может быть произведен получателем социальных выплат добровольно по согласованию с министерством либо по решению суда.

Исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, суд считает, что утверждения прокурора о том, что ответчик не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем не мог быть получателем социальной выплаты, а также расходовал денежные средства на реконструкцию дома (а не строительство), в связи с чем допустил нецелевое использование денежных средств, достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждены, не соответствуют материалам дела.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору Нефтекумского района в иске в интересах Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Меньязову Т.А. о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рубля, в том числе <данные изъяты> рубль в пользу бюджета Российской Федерации, <данные изъяты> рублей в пользу бюджета Ставропольского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2011 года.

Судья:                                                                 А.В. Исайкина