Решение по делу № 2-627/2011 по иску прокурора Нефтекумского района о взыскании ущерба, причиненного государству.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск                   15 августа 2011 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Беловой Т.В.,

при секретаре Мургустовой Э.С.

с участием старшего помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Светенко Н.В.,

ответчика Аджигисиева З.Ф.,

представителя ответчика по доверенности Кожевниковой Г.Г.,

третьего лица - представителя администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Аджениязова А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту интересов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Аджигисиеву З.Ф. о взыскании ущерба, причинённого государству,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с иском в защиту интересов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Российской Федерации к Аджигисиеву З.Ф. о взыскании ущерба, причинённого государству, по тем основаниям, что проверкой, проведённой аудиторами и инспекторами Счётной палаты Ставропольского края в рамках контрольного мероприятия по проверке эффективности и целевого использования средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» за 2008-2009 годы и истекший период 2010 года и в соответствии с полномочиями, установленными Законом Ставропольского края от 27.07.2006 года № 67-кз «О Счётной палате Ставропольского края», выявлены факты нарушений целевого использования средств федерального и краевого бюджетов.

Согласно акту проверки Счётной палаты от ДД.ММ.ГГГГ, семья Аджигисиева З.Ф., состоящая из 4 человек, в соответствии с постановлением главы Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заявление о включении в состав участников мероприятий в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» Аджигисиевым З.Ф. было подано ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с актом материально-бытового обследования условий проживания семьи Аджигисиева З.Ф. данная семья проживала в жилом доме, площадью 73 кв. м., по адресу: <адрес>. Согласно акту жилая площадь не соответствует норме проживания на одного человека на территории муниципального образования. В соответствии с представленными документами по данному адресу проживало 4 человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 18,25 кв. м, при учетной норме 12,0 кв. м.

Кроме того, согласно выписке из похозяйственней книги от ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был закончен строительством и находился в эксплуатации. В нарушение части 1 статьи 51 ЖК РФ, при наличии в собственности у Аджигисиева З.Ф. жилого помещения и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы, семья Аджигисиева З.Ф. была неправомерно признана администрацией Новкус-Артезианского сельсовета нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Главой Новкус-Артезианского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. дано разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно объектной смете на строительство одноквартирного жилого дома в <адрес>, подготовленной муниципальным учреждением «Проектно-сметное Бюро», сметная стоимость строительства составляла <данные изъяты> тыс. рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиевым З.Ф. с ООО «ГЕОТЕХ» заключен договор строительного подряда на выполнение комплекса работ по строительству жилого дома по адресу: <адрес>без указания стоимости работ). Согласно ату приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы по строительству указанного дома были начаты ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. Министерством сельхозом <адрес> выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Социальная выплата предоставлена в размере <данные изъяты> тыс. рублей (в том числе краевой бюджет -<данные изъяты> тыс. рублей).

В соответствии с ответом инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя исх. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГЕОТЕХ» было создано ДД.ММ.ГГГГ. При этом в ДД.ММ.ГГГГ по решению учредителей общество было добровольно ликвидировано. Среднесписочная численность работников ООО «ГЕОТЕХ» в ДД.ММ.ГГГГ составила 2 человека.

Главой Новкус-Артезианского сельсовета выдано разрешение (без даты) на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно ату приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы по строительству указанного дома продолжались до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, свидетельство о государственной регистрации права о наличии у Аджигисиева в собственности жилого дома, общей площадью 76,4 кв. м., по адресу: <адрес>, было выдано ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, площадь жилого дома Аджигисиева З.Ф. не изменилась, строительство не велось, и расходование Аджигиеиевым З.Ф бюджетных средств в размере <данные изъяты> тыс. рублей (в том числе краевой бюджет- <данные изъяты> тыс. рублей), является незаконным.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Просит суд взыскать с Аджигисиева З.Ф. в пользу Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ставропольского края ущерб в сумме <данные изъяты> тыс. рублей (в том числе краевой бюджет - <данные изъяты> тыс. рублей).

В судебном заседании старший помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Светенко И.В. поддержала требования иска по изложенным в нём основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Аджигисиев З.Ф. с иском не согласился, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он узнал о программе социального развития села и обратился с заявлением о включении его в указанную программу. На тот момент им уже был приобретён земельный участок для строительства дома по адресу <адрес>, на котором имелась старая хата, подлежащая сносу. Он был прописан по указанному адресу, но в доме не проживал, т.к. тот подлежал сносу, в нём нельзя было проживать. Он проживал вместе со своей семьей по адресу: <адрес>, у его родителей, в указанном доме его жена и дети были зарегистрированы. Кроме его семьи в доме родителей проживал его брат со своей семьей, всего 9 человек, при этом площадь дома составляла примерно около 80 кв.м.

После того, как он подал заявление и получил разрешение на строительство дома, он заложил фундамент, заключил договор строительного подряда, и в ДД.ММ.ГГГГ началось строительство дома, которое было завершено примерно в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ был завершен первый этап строительства, по окончанию которого был составлен акт, но дом ещё не был полностью готов. После подписания акта были перечислены часть денежных средств. После окончания всех работ, через несколько дней, в ДД.ММ.ГГГГ, был составлен и подписан ещё один акт, затем были перечислены остальные денежные средства. Денежные средства перечислялись на счёт подрядчика, он деньги не получал. 30 % от всей необходимой суммы для строительства он должен был вложить свои личные денежные средства. В Министерстве сельского хозяйства СК ему сообщили, что необходимо оформить собственность на жилой дом и земельный участок, в противном случае ему не будут выделены денежные средства. В связи с этим он в ДД.ММ.ГГГГ оформил документы на жилой дом и земельный участок в упрощённом порядке, а впоследствии он переоформил право собственности в долях на всех членов семьи. Нецелевого использования денежных средств он не допускал. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку не представлено доказательств нецелевого использования денежных средств.

Глава администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Аджениязов А.К. с иском не согласился, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиевым З.Ф. было подано заявление о включении его в социальную программу. На тот момент Аджигисиевым З.Ф. уже был приобретён земельный участок для строительства дома, на котором имелась старая хата, подлежащая сносу, по адресу: <адрес>, но Аджигисиев З.Ф. в указанной хате не проживал, по причине ее аварийности. Проживал вместе со своей семьей по адресу: <адрес>, у своих родителей, где также проживал брат Аджигисиева З.Ф. с семьей, всего 9 человек, при этом площадь дома не соответствовала числу проживающих. При составлении акта обследования был ошибочно указан адрес его фактической регистрации <адрес>, а на самом деле они проживали в <адрес> ошибка была допущена и в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. Данные в похозяйственную книгу внесены со слов.

В ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиев З.Ф. начал строить дом, завершил строительство и отделочные работы полностью, примерно в конце сентября или в ДД.ММ.ГГГГ. Он выезжал и осматривал дом. В ДД.ММ.ГГГГ был завершен первый этап строительства, по окончанию которого был составлен акт, в котором он расписался, но судя по акту, дом ещё не был готов полностью. В ДД.ММ.ГГГГ, был составлен ещё один акт и он его также подписал. У Аджигисиева З.Ф. до ДД.ММ.ГГГГ в собственности никакого жилого дома не было. Считает, что решение о включении Аджигисиева З.Ф. в очередь на улучшение жилищных условий законно. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Николаенко М.Н. в судебном заседании поддержал требования, суду показал, что на основании акта проверки эффективности и целевого использования денежных средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013года» было установлено, что денежные средства, предоставленные Аджигисиеву З.Ф. на строительство нового жилого дома были использованы не по целевому назначению. Министерство сельского хозяйства Ставропольского края на основании сводного списка по Нефтекумскому району включило в сводный список получателей субсидий по Ставропольскому краю на 2009 год семью Аджигисиевых. В ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. было выдано свидетельство о предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Социальная выплата предоставлена в размере <данные изъяты> тыс. рублей (в том числе из краевого бюджета - <данные изъяты> тыс. рублей). В ходе проверки проведенной аудиторами и инспекторами Счетной палаты Ставропольского края, выявлены нарушения в использовании средств федерального и краевого бюджетов. Социальный эффект от реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» в части улучшения жилищных условий граждан, объективно нуждающихся в соответствии с нормами ЖК РФ в улучшении жилищных условий, не был достигнут. В частности, в ходе проверки Счетной палатой было установлено, что на момент включения семьи Аджигисиева в список на получение субсидии, он имел дом площадью 73 кв. м. на состав семьи 4 человека, что подтверждается актом обследования, т.е. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 18,25 кв. м, при учетной норме 12,0 кв. м., что свидетельствует о его незаконном включении в список граждан на получении субсидии.

Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, так как на момент предоставления средств у ответчика Аджигисиева З.Ф. имелся жилой дом, который находился в эксплуатации.

Представитель Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленных письменных возражений следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 (ред. от 28.04.2011) утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" Одной из основных задач Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Программой установлено, что финансирование ее мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетом субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

В период с 25 марта 2008 года по 02 марта 2009 года субсидии из федерального бюджета предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2008 года № 144.

С 3 марта 2009 года вступили в силу изменения о Программу, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N«83. Указанным нормативным актом постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности" было признано утратившим силу.

Программой (в редакции, действовавшей в 2009 году на момент выдачи ответчику свидетельства о предоставлении социальной выплаты) предусматривалось, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Предоставление социальных выплат осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом в соответствии с приложением 16 к Программе.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" Правительство Ставропольского края постановлением от 20 мая 2009 года № 136-п утвердило Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Порядок).

Порядком установлено, что социальные выплаты предоставляются в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Ставропольского края, и средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.

Согласно пункта 6 Порядка, министерство финансов Ставропольского края на основании представленных министерством сельского хозяйства Ставропольского края документов перечисляет с лицевого счета министерства на банковские счета получателей социальных выплат, открытые в российских кредитных организациях, соответствующую сумму социальной выплаты.

Приложением 10 к Закону Ставропольского края от 12 декабря 2008 года № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2009 год» закреплено распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов краевого бюджета. На предоставление субсидий на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности предусмотрено 87 395 060 рублей.

Согласно Закона Ставропольского края № 61-кз от 08 июля 2010 года «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2009 год» распределение расходов краевого бюджета за 2009 год по ведомственной структуре расходов бюджетов Российской Федерации по указанным позициям на 100% исполнено.

На основании изложенного, министерство финансов Ставропольского края исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к Аджигисиеву 3,Ф, поддерживает в полном объеме.

Представитель Министерства финансов РФ по доверенности Ялмамбетов Д.С. в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства сельского хозяйства РФ по доверенности Бондарь А.В. судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 года № 858 (в редакции от 31.01.2009 г.) устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ в пределах средств, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно названным правилам право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:

а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;

г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;

д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

е) копий трудовых книжек (для работающих).

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Уполномоченный орган обязан уведомить получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств.

Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.

Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты.

После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты кредитная организация направляет в уполномоченный орган, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.

Приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.

Как установлено в судебном заседании постановлением главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиев З.Ф., состав семьи 4 человека, зарегистрированные по адресу: <адрес>, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д. 57 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиевым З.Ф. на имя главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края подано заявление о включении его и его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» (л.д.56 т.1).

Постановлением главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ семья Аджигисиева З.Ф., с составом семьи 4 человека, включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.55 т.1).

Постановлением главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. разрешено строительство жилого дома на имеющемся у него земельном участке 0,17 га в <адрес>. Также выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства, срок действия которого до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-54 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиевым З.Ф. с ООО «ГЕОТЕХ» заключен договор строительного подряда на выполнение комплекса работ по строительству жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 193-195 т.1).

Сметная стоимости строительства, согласно объектной смете на строительство одноквартирного жилого дома в <адрес>, подготовленная муниципальным учреждением «Проектно-сметное Бюро», составляет <данные изъяты> рублей.

Как следует из протокола заседания профсоюзного комитета СПКК «Степные зори» от ДД.ММ.ГГГГ профсоюзный комитет просит правление СПКК «Степные зори» оказать материальную помощь в размере 30% от рыночной стоимости для строительства дома трактористу отделения Аджигисиеву З.Ф. В протоколе заседания правления СПКК «Степные зори» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что правление кооператива, рассмотрев вопрос об оказании помощи в строительстве жилья трактористу Аджигисиеву З.Ф., решили оказать помощь в строительстве жилья, в размере 30% от рыночной стоимости (л.д.43-44 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. с численным составом семьи 4 человека Министерством сельского хозяйства Ставропольского края было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности , в соответствии с которым Аджигисиев З.Ф. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». В соответствии с условиями Программы ему предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей (л.д.16 т.1).

Из акта приёмки этапов выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работы по строительству жилого дома начаты ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ выполнены следующие виды работ: общестроительные (в т.ч. отделочные работы) - 90% выполнения; отопление - 80% выполнения, водопровод и канализация - 100% выполнения; электроосвещение - 100% выполнения; газоснабжение - 80% выполнение. Данный акт был подписан заказчиком Аджигисиевым З.Ф., подрядчиком генеральным директором ООО «ГЕОТЕХ» М., главой администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края Аджениязовым А.К. и главным специалистом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края С.. После чего ДД.ММ.ГГГГ Аджигисивеу З.Ф. была перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (л.д.5 т.2).

Согласно акту приёмки этапов выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ работы по строительству дома начаты ДД.ММ.ГГГГ, окончены ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт подписан заказчиком Аджигисиевым З.Ф., подрядчиком генеральным директором ООО «ГЕОТЕХ» М., главой администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края Аджениязовым А.К. и главным специалистом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края С.. ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. были перечислены оставшиеся денежные средства, в размере <данные изъяты> рублей (л.д.4 т 2).

ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиев З.Ф. зарегистрировал за собой, в упрощенном порядке, право собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ указанные жилой дом и земельный участок были зарегистрированы в собственность в долевом порядке, по 1 / 4 доли на Аджигисиева З.Ф., А., А. и А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-26 т.1).

Постановлением главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиев З.Ф. снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещения, из списка очередников - участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», в связи с получением в установленном порядке средств из федерального и краевого бюджета на строительство жилья (л.д. 14 т.1).

Доводы о том, что семья Аджигисиева З.Ф. была неправомерно признана администрацией Новкус-Артезианского сельсовета нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствуют действительности.

Как пояснил в судебном заседании глава администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Аджениязов А.К., на момент подачи Аджигисиевым З.Ф. заявления о включении его в социальную программу, им уже был приобретён земельный участок для строительства дома, на котором имелась старая хата, подлежащая сносу, по адресу: <адрес>, но Аджигисиев З.Ф. в указанной хате не проживал, по причине ее аварийности. Проживал вместе со своей семьей по адресу: <адрес>, у своих родителей, где также проживал его брат Аджигисиева З.Ф. с семьей, всего 9 человек, при этом площадь дома не соответствовала числу проживающих. При составлении акта обследования был ошибочно указан адрес его фактической регистрации <адрес>, а на самом деле они проживали в <адрес>.

Данное обстоятельство объективно подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля З., который пояснил, что он в составе комиссии принимал участие в обследовании семьи ответчика. При составлении акта обследования был указан адрес его фактической регистрации <адрес>, а на самом деле он и его семья проживали в <адрес>. Поскольку обследование касалось семьи Аджигисиева, другие, проживающие в доме родителей, в акте обследования указаны не были, что и явилось причиной искажения фактических данных о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий.

Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ семья Аджигисиева проживает вместе с родителями, где также проживает семья брата, что подтверждает нуждаемость Аджигисиева З.Ф. в отдельном жилье (л.д.58 т.1)

Согласно сообщениям об отказе в предоставлении запрашиваемой информации Нефтекумского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав на недвижимое имущество за: А. ( от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют; А. ( от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют; А. ( ОТ ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют (л.д.29-31 т.1).

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Нефтекумским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация», по материалам, находящимся в архиве ПТИ, Аджигисиев З.Ф., А., А., А. собственниками недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ не значатся (л.д.33т.1).

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиеву З.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 0,17 га, расположенный по адресу: <адрес>, назначение земельного участка - земли поселений, запись № за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42 т.1).

В акте материально-бытового обслуживания условий проживания семьи Аджигисиевых и в постановлении главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ адрес проживания и регистрации указан <адрес>, в то время как, согласно данным о регистрации, указанным в паспортах, А., А. зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями паспортов (л.д. 49-51 т.1).

Как следует из копии домовой книги на домовладение по <адрес>, в указанном жилом доме зарегистрированы 9 человек: А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, снята - ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, снята - ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-139 т.1).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности А.(л.д.134 т.1).

Данные, указанные в похозяйственной книге, о том, что Аджигисиеву З.Ф. принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, не могут являться доказательством, подтверждающим факт наличия у Аджигисиева З.Ф. на праве собственности жилого дома, так как похозяйственная книга не является правоустанавливающим документом и записи в неё вносятся на основании слов, без проверки.

Кроме того, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, жилой дом с надворными постройками на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежал С. до ДД.ММ.ГГГГ. Как пояснил в судебном заседании глава администрации Адженьязов А.К., указанный дом подлежал сносу, а рядом с ним Аджигисиев З.Ф. начал возводить свой дом.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что ответчик имел право на получение социальной выплаты, что подтверждается нижеследующим.

Факт постоянного проживания семьи ответчика в сельской местности сторонами не оспаривается.

Из копии трудовой книжки, справки с места работы видно, что Аджигисиев работает в СПКК «Степные Зори» трактористом (л.д. 46-47 т.1).

Протоколом заседания профсоюзного комитета СПКК «Степные зори» подтверждается рассмотрение вопроса об оказании ему материальной помощи в размере 30% рыночной стоимости строительства дома для семьи Аджигисиева.

Согласно копии справки администрации муниципального образования Новкус- Артезианского сельсовета видно, что семья Аджигисиева З.Ф. состоит из 4 человек.

Из копий свидетельств о праве собственности на землю видно, что членам семьи Аджигисиева принадлежит земельный участок по 1/4 доли в праве общей долевой собственности, расположенный по адресу: <адрес>.

Из справки, выданной Нефтекумским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» видно, собственность у Аджигисиева З.Ф. и членов его семьи отсутствует.

Согласно сообщениям Нефтекумского отдела УФС Государственной регистрации, кадастра и картографии запись о регистрации в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о регистрации на недвижимое имущество за Аджигисиевым З.Ф. и членами его семьи.

Из копии акта материально-бытового обследования условий проживания семьи видно, что комиссионно было установлено, что семья Аджигисиева З.Ф. из четырех человек отнесена к категории малоимущей, занимает жилую площадь, не соответствующую нормам проживания на территории муниципального образования (л.д. 59 т.1).

Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обсуждения заявления Аджигисиева З.Ф. отмечено, что семья проживает вместе с его родителями, там же проживает семья второго сына, что свидетельствует о нуждаемости ответчика в отдельном жилье. (л.д.58 т.1)

Решением комиссии Аджигисиев З.Ф. включен в общий список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» (л.д.55 т.1).

Постановлением главы МО Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиев З.Ф. и его семья признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО Новкус-Артезианского сельсовета, как изъявившие желание участвовать в программе «Социальное развитие села до 2010 года» (л.д.57 т.1).

Таким образом, муниципальное образование Новкус-Артезианского сельсовета, которое в соответствии с вышеупомянутыми Правилами проверяло правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, а также формировало списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, какой-либо недостоверной информации, содержащейся в представленных ответчиком документах не выявило, злоупотребления ответчиком предоставленным ему правом ничем не подтверждены, документы заявителю муниципальным образованием не возвращались.

Доказательств предоставления ответчиком недостоверной информации о нуждаемости в улучшении жилищных условий прокурором, истцами не представлено.

Постановление главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края, которым Аджигисиев З.Ф. и его семья признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, не отменено, законность его не оспаривается.

Следовательно, имелись основания для включения ответчика в списки участников мероприятий.

В целях реализации на территории Ставропольского края федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858, приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 3.06.2009 года были утверждены порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы, а также порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Как установлено, строительство жилого дома ответчиком было начато до получения им свидетельства о предоставлении ему социальной выплаты.

Из копии постановления главы муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Аджигисиеву Ф.З. разрешено строительство жилого дома на имеющемся у него земельном участке 0,17 га в <адрес> (л.д.54 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Аджигисиевым З.Ф. заключен договор подряда на строительство жилого дома с ООО «ГЕОТЕХ», которое выполняло строительство дома по договору (л.д. 193-195 т.1).

Выполненные работы сданы по актам приемки этапов выполненных работ, из которых следует, что при приемке произведенных строительных работ присутствовал представитель Министерства сельского хозяйства Ставропольского края С., сумма стоимости работ согласно актов составила <данные изъяты> руб. (л.д. 3-4 т.2).

Из копии свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности видно, что Аджигисиеву З.Ф. предоставляется социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей, за счет средств бюджета Ставропольского края в размере <данные изъяты> рублей (л.д.16).

Указанное свидетельство Аджигисиеву Ф.З. выдано ДД.ММ.ГГГГ.

Из копий платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей были переведены на счета ООО «ГЕОТЕХ» (л.д.18-19 т.1).

Право собственности на возведенный жилой дом, площадью 76,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, оформлено ДД.ММ.ГГГГ по 1/4 доле на всех членов семьи Аджигисиева (л.д.23,24,27,28 т.1).

Из копии постановления администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Аджигисиев З.Ф. снят с учета очередников-участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в связи с получением в установленном порядке средств из федерального и краевого бюджета на строительство жилья (л.д. 14 т.1).

Доказательств того, что ответчик использовал предоставленные ему социальные выплаты на иные цели, прокурором, истцами не представлено, в материалах дела не содержится.

В соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. № 858 (далее - Программа), основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что в результате действий ответчика, как лица, проживающего в сельской местности, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, и осуществившего улучшение своих жилищных условий путем перечисления денежных средств, выделенных на строительство жилья, цель мероприятия, предусмотренного Программой, была достигнута.

Каких-либо ограничений для осуществления строительства жилого дома в счет денежных средств, перечисляемых по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», до полного их перечисления, в Программе не содержится.

Доводы о нецелевом использовании денежных средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ничем не подтверждены, опровергаются договорами строительного подряда и перечислением денежных средств в соответствии с указанными договорами лицам, осуществившим строительные работы.

Ссылка прокурора на акт проверки эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Аджигисиева З.Ф. находится жилой дом общей площадью 73 кв.м, по адресу: <адрес>, на жилой площади в котором проживало 4 человека, из чего сделан вывод об отсутствии нуждаемости ответчика в улучшении жилищных условий, является необоснованной, поскольку данный акт опровергается вышеприведенными доказательствами, из которых следует обратное. Наличие в долевой собственности ответчика жилого дома указывает на то, что строительство было осуществлено, и не опровергает имеющихся в деле доказательств о том, что ответчик обоснованно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, после чего улучшил их, используя свое право, предоставленное вышеуказанной Программой, путем строительства, в пределах выделенных ему денежных средств.

С требованиями о признании незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о признаны семьи Аджигисиевых нуждающимися в улучшении жилищных условий, и постановления главы администрации муниципального образования Новкус-Артезианского сельского совета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ о включении семьи Аджигисиева З.Ф., с составом семьи 4 человека, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в суд никто не обращался, и в рассматриваемом иске отсутствуют данные требования.

Кроме того, в представленных суду документах отсутствуют ограничения на регистрацию права собственности жилого дома, являющегося объектом строительства, до полного перечисления денежных средств по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с пунктом 9 «Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 г. № 136-п возврат полученных социальных выплат в доход бюджета Ставропольского края производится получателем социальных выплат в случаях: неисполнения условий предоставления социальных выплат; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат; установления факта нецелевого использования социальных выплат. Возврат полученных социальных выплат может быть произведен получателем социальных выплат добровольно по согласованию с министерством либо по решению суда.

Исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, суд считает, что утверждения прокурора о том, что ответчик не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем не мог быть получателем социальной выплаты, а также допустил нецелевое использование денежных средств, достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждены, не соответствуют материалам дела.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту интересов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края в иске к Аджигисиеву З.Ф. о взыскании ущерба, причиненного государству, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2011года.

Судья:                          Т.В. Белова