Решение по делу № 2-174/2011 по иску Минсельхоза СК и прокурора Нефтекумского района о взыскании ущерба, причиненного государству, взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство жилья гражданам,проживающим в сельской местности.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2011год г. Нефтекумск

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Беловой Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Светенко И.В.,

представителя истца - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по доверенностям в лице Николаенко М.Н.,

ответчика Колдасова З.Н.

представителя ответчика в лице адвоката Яковенко Е.В., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Мургуствовой Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Колдасову З.Н., и.о. прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту интересов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Российской Федерации к Колдасову З.Н. о взыскании ущерба, причиненного государству, взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края, действуя в защиту интересов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Российской Федерации, обратился в суд с иском к Колдасову З.Н. о взыскании ущерба, причиненного государству, в сумме <данные изъяты> рублей (в том числе краевому бюджету <данные изъяты>), при предоставлении ответчику социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома.

С аналогичным иском к ответчику Колдасову З.Н. в суд обратилось Министерство сельского хозяйства Ставропольского края о взыскании выплаченной социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.

В ходе судебного разбирательства гражданские дела по указанным исковым заявлениям к Колдасову З.Н. в порядке ч. 4 ст. 151 ГПК РФ объединены в одно производство.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор и Министерство сельского хозяйства Ставропольского края указали следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».

В соответствии с актом обследования материально-бытовых условий проживания семьи Колдасова З.Н. от ДД.ММ.ГГГГ данная семья проживала в жилом помещении общей площадью 55,6 кв. м. по адресу: <адрес>.

Постановлением главы муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Колдасов З.Н. вместе со своей семьей в составе 5 человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановлением главы муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ включен в состав участников программы «Социальное развитие села до 2012 года».

В рамках указанной программы Колдасов З.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключил договор строительного подряда с ООО «Прогресс», по условиям которого ООО «Прогресс» обязуется в соответствии со сметной документацией выполнить строительные работы по строительству одноквартирного жилого дома по <адрес>. Стоимость работ по данному договору в соответствии со сметной документацией, подготовленной МУ «Проектно-сметное бюро» г. Нефтекумска, составила <данные изъяты> рублей. Общая площадь дома в соответствии с договором о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на на отведенном земельном участке составила 105,3 кв. м. Фактическая цена 1 кв.м. жилья -<данные изъяты> рублей.

Для реализации этого проекта Колдасов З.Н. на строительство индивидуального жилого дома в 2010 году получил через уполномоченный орган в лице Министерства сельского хозяйства Ставропольского края социальные выплаты в размере <данные изъяты> рублей, из них средства бюджета Ставропольского края <данные изъяты> рублей.

Предоставление социальных выплат в 2010 году осуществлялось в соответствии с приложением № 16 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» к программе «Социальное развитие села до 2012 года», и «Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 года № 136-п.

Предоставление социальных выплат осуществлялось на условиях долевого финансирования из федерального бюджета в размере 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности, бюджета Ставропольского края - 40 %, за счет собственных средств граждан - 30 %.

В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, выданным главой администрации Тукуй-Мектебского сельсовета, разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - одноквартирного четырехкомнатного индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Однако, в ходе контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Ставропольского края, при визуальном осмотре дома, расположенного по указанному адресу, установлено, что этот жилой дом не новой постройки, строительство нового жилого дома в соответствии с проектной документацией не осуществлялось, к существующему дому пристроено дополнительное помещение.

Вместе с тем в соответствии с п. 6 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:

а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства Жилого дома;

в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Предоставленные Колдасову З.Н. бюджетные средства в виде социальных выплат в размере <данные изъяты> рублей использованы им на пристройку и внутренний ремонт жилых помещений, то есть на цели, не предусмотренные пунктом 6 Типового положения, что является неправомерным и нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с п. 9 «Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мая 2009 года № 136-п, возврат полученных социальных выплат в доход бюджета Ставропольского края производится получателем социальных выплат в случаях:

неисполнения условий предоставления социальных выплат;

установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат;

установления факта нецелевого использования социальных выплат.

Возврат полученных социальных выплат может быть произведен получателем социальных выплат добровольно по согласованию с министерством либо по решению суда.

Министерством сельского хозяйства Ставропольского края в адрес Колдасова З.Н. направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно вернуть излишне полученные социальные выплаты, ответ на которое не получен.

Согласно ст. 1064 ПС РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит, возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В связи с изложенным просят взыскать с Колдасова З.Н.. в доход бюджета Российской Федерации <данные изъяты> рублей, в доход бюджета Ставропольского края – <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Светенко И.В., а также представитель истца Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по доверенностям в лице Николаенко М.Н. поддержал заявленные исковые требования по изложенным основаниям, просили суд взыскать с Колдасова З.Н. в пользу Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ставропольского края <данные изъяты> рублей, из них - в доход федерального бюджета - <данные изъяты> рублей, в доход бюджета Ставропольского края – <данные изъяты> рублей.

Ответчик Колдасов З.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Нефтекумского района и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края не признал, суду пояснил, что на земельном участке по адресу: <адрес> располагалась старая хата площадью 50 кв. м. на состав семьи 5 человек, на этом же участке в ДД.ММ.ГГГГ он возвел стены дома, в результате чего был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и получил в Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей на строительство нового жилого дома согласно проекту общей площадью около 105,3 кв. м. Данные деньги были перечислены подрядчику ООО «Прогресс», который полностью выполнил работы по договору. Выделенные в результате программы денежные средства были потрачены на возведение пристройки к существующей коробке, а также достроен дом, накрыта крыша и произведены отделочные работы. Старый жилой дом был снесен. По этому поводу он подписал соответствующие акты приемки выполненных работ. Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований полностью отказать.

Представитель ответчика - адвокат Яковенко Е.В. в судебном заседании также просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по тем основаниям, что Колдасов З.Н. денежными средствами, выделенными в качестве социальной выплаты, не распоряжался. Ему давали подписывать акты приемки выполненных работ, что тот и делал. Фактически же подрядчиками выполнены работы только по пристройке ванны с котельной и кухни, а также достроен существующий дом.

Привлеченные по инициативе суда представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, а также представитель третьего лица - администрации Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, надлежащим образом, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения остальных участников процесса, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей.

Из представленного Министерством Финансов Ставропольского края отзыва следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 (ред. от 28.04.2011) утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года". Одной из основных задач Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Программой установлено, что финансирование ее мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

В период с 25 марта 2008 года по 02 марта 2009 года субсидии из федерального бюджета предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2008 года № 144.

С 03 марта 2009 года вступили в силу изменения в Программе, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года №83. Указанным нормативным актом постановление Правительства Российской Федерации от 05 марта 2008 г. N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности" было признано утратившим силу.

Программой (в редакции, действовавшей в 2010 году на момент перечисления Колдасову З.Н. социальной выплаты министерством сельского хозяйства Ставропольского края) предусматривалось, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Предоставление социальных выплат осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом в соответствии с приложением 16 к Программе.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г, N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" Правительство Ставропольского края постановлением от 20 мая 2009 года № 136-п утвердило Порядок предоставления, за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Порядком установлено, что социальные выплаты, предоставляются в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Ставропольского края, и средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год,

Согласно пункта 6 Порядка, Министерство финансов Ставропольского края на основании представленных Министерством сельского хозяйства Ставропольского края документов перечисляет с лицевого счета министерства на банковские счета получателей социальных выплат, открытые в российских кредитных организациях, соответствующую сумму социальной выплаты.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года № 319-п утверждена краевая целевая программа «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы».

Одной из задач Программы является улучшение жилищных условия граждан, проживающих в сельской местности Ставропольского края, в том числе обеспечение молодых семей и молодых специалистов на селе доступным жильем.

Расходы на реализацию краевой целевой программы предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края.

Приложением 10 к Закону Ставропольского края от 09 декабря 2009 года № 85-кз «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» закреплено распределение бюджетных ассигнований но разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов краевого бюджета. На финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов па селе в рамках краевой целевой программы «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы» предусмотрено 87 000 000 рублей,

Согласно Закону Ставропольского края № 55-кзз от 07 июля 2011 года «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2010 год» распределение расходов краевого бюджета за 2010 год по ведомственной структуре расходов бюджетов Российской Федерации по указанным позициям на 100% исполнено.

На основании изложенного» Министерство финансов Ставропольского края исковые требований прокурора Нефтекумского района Ставропольского края и Министерства Сельского хозяйства Ставропольского края к Колдасову З.Н. поддерживает в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из акта обследования материально-бытовых условий проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья Колдасова З.Н. в составе 5 человек, является малоимущей, своего жилья не имеет, проживает по адресу: <адрес> площадью 55,6 кв. м. (л.д.46).

В связи с этим, постановлением главы муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Колдасов З.Н. вместе своей семьей на основании ст. 51 ЖК РФ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании соответствующего заявления Колдасов З.Н. постановлением главы муниципального образования Тукуй-Мектебского от ДД.ММ.ГГГГ включен в состав участников программы «Социальное развитие села до 2012 года» (л.д.16).

Данная федеральная целевая программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858. В качестве одной из мер данной федеральной целевой программы предусмотрено улучшение жилищных условий граждан.

Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотрено обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений. Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ предусмотрено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.

Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если даются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктом 6 Типового положения предусмотрено, что гражданин, которому предоставляется социальная выплата (получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:

а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:

а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;

б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты;

в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты

является участником долевого строительства,

г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты;

д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.

Приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.

Для реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в 2009 году Правительством Ставропольского края 20 мая 2009 года принято постановление № 136-п, которым утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Данным Порядком предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии, заключенным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Ставропольского края, и средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год, в размере 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

На основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края Колдасовым З.Н. с целью строительства жилого дома по адресу: <адрес> был заключен договор строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Прогресс».

В соответствии с расчетом объема социальной выплаты на строительство жилого дома для семьи Колдасова З.Н. и сметной документацией, подготовленной МУ «Проектно-сметное бюро» г. Нефтекумска стоимость строящегося жилого помещения составляла <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей выплаты по социальной норме (л.д.62,64-65).

Министерством сельского хозяйства Ставропольского края Колдасову З.Н. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей - средства федерального бюджета, <данные изъяты> рублей - средства бюджета Ставропольского края.

ДД.ММ.ГГГГ с Колдасовым З.Н. был заключен договор банковского счета получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (л.д.49-55).

На основании разрешений на перечисление социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты было перечислено ООО «Прогресс» поэтапно в соответствии с актами приемки выполненных работ <данные изъяты> рублей (л.д.56-61).

На основании актов приемки этапов выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик Колдасов З.Н. своими подписями принял у подрядчика ООО «Прогресс» работы по строительству жилого дома по <адрес> на общую сумму <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующего заявления Колдасова З.Н. главой администрации Тукуй-Мектебского сельсовета дано разрешение на ввод в эксплуатацию якобы построенного индивидуального четырехкомнатного жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 105,3 кв.м., дом построен из керамического кирпича, ж/б блоков, дерева, металлопрофиля.

Вместе с тем, как следует из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Колдасов З.Н. является собственником жилого дома общей площадью 55,6 кв. м. (л.д. 97-103).

Данное обстоятельство объективно подтверждается актом проверки эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» за 2008-2009 года и истекший период 2010 года, составленным Счетной палатой Ставропольского края 30 ноября 2010 года, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> располагается дом не новой постройки, строительство нового жилого дома в соответствии с проектной документацией не осуществлялось.

Со слов ответчика Колдасова З.Н. был произведен только внутренний ремонт существующего жилого недостроенного дома и произведена пристройка ванной котельной, кухни. Расходование Колдасовым З.Н. бюджетных средств в общей сумме <данные изъяты> рублей на цели, предусмотренные п. 6 Типового положения, является неправомерным и повлекло нецелевое использование социальной выплаты, поскольку деньги выделялись на строительство нового жилого дома.

В связи с тем, что ответчиком Колдасовым З.Н. изначально полностью отвергалось существование на земельном участке по адресу <адрес> дома не новой постройки, судом были приняты меры к проведению судебно-строительной экспертизы, на разрешение которой были поставлены вопросы о фактической стоимости произведенных строительно-монтажных работ по указанному адресу, соответствии возведенного строения проекту (строительно-сметной документации), на которое выделялись целевые денежные средства, одновременно или в разные периоды времени возводились дом и пристройка к нему по указанному адресу. Однако, Колдасов З.Н., будучи надлежаще извещенным о прибытии экспертов, чего сам не отрицал в судебном заседании, уклонился от проведения экспертизы, лишив экспертов исследовать домовладение и дать ответы на поставленные вопросы. Данному обстоятельству суд дает правовую оценку, расценивает, как согласие с предъявленными исковыми требованиями.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что фактическое расположение и состав конструкций жилого дома полностью соответствует его техническому паспорту, фототаблицам и полностью противоречит сметной документации и разрешению на ввод в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, по указанному адресу в 2010 году новый жилой дом фактически не возводился, а была лишь возведена пристройка к существующему.

Согласно п. 9 Порядка предоставления социальных выплат возврат полученных социальных выплат в доход краевого бюджета производится получателем социальных выплат в случаях:

неисполнения условий предоставления социальных выплат;

установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат;

установления факта нецелевого использования социальных выплат.

Возврат полученных социальных выплат может быть произведен получателем социальных выплат добровольно по согласованию с министерством либо по решению суда.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В данном случае Колдасов З.Н. нецелевым образом использовал социальную выплату. Доводы ответчика и его представителя являются надуманными и полностью противоречат доказательствам по делу. То обстоятельство, что социальная выплата или ее часть могли быть расходованы на ремонт жилого дома, строительство отдельного помещения для ванной комнаты, котельной, кухни никоим образом не влияет на соблюдение условий предоставления социальной выплаты, которая должна расходоваться только на приобретение готового жилья, строительство или пристройку жилого дома, то есть на улучшение жилищных условий. Строительство помещения ванной комнаты, кухни и котельной нельзя отнести к улучшению жилищных условий.

Согласно ст. 9 и 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Ответчик Колдасов З.Н., подписывая акты выполненных работ, которые фактически не исполнялись, и, перечисляя денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты, на расчетный счет ООО «Прогресс» на основании фиктивных документов за несуществующие работы, злоупотребил своим правом на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», причинив вред государству.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По данному делу судом установлено, что вред государству причинен по вине ответчика. Социальная выплата производилась в интересах Колдасова З.Н. для улучшения жилищных условий, и он не мог не знать о фиктивности актов приемки выполненных работ. Вину ответчика подтверждает также то обстоятельство, что с какими-либо жалобами по поводу неправомерных действий подрядчика он не обращался, что свидетельствует о недобросовестности Колдасова З.Н. и о направленности его действий на причинение вреда государству, а также на неосновательное обогащение.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Письмом Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ исх. Колдасову З.Н. предложено обеспечить возврат использованных не по целевому назначению денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.40-41). Однако, ответчик причиненный государству вред добровольно не возместил.

В связи с чем имеются основания для защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Российской Федерации к Колдасову З.Н. и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к нему же являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Колдасову З.Н. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, и. о. прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту интересов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Российской Федерации к Колдасову З.Н. о взыскании ущерба, причиненного государству, удовлетворить.

Взыскать с Колдасова З.Н. в пользу Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Ставропольского края в качестве возмещения причиненного вреда в связи с нецелевым использованием социальной выплаты <данные изъяты> рублей, из них - в доход федерального бюджета -<данные изъяты> рублей, в доход бюджета Ставропольского края - <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2011года.

Судья: Т.В. Белова