Решение по делу №2-905/2011 об удовлетворении заявления Куликова Ю.М. об оспаривании действий ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, УФСИН России по СК по отказу в направлении на медико - социальную экспертизу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск                20 октября 2011 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Минаева Е.В.,

с участием заявителя Куликова Ю.М.,

представителя ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности Григоренко А.С.,

представителей УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенностям Гейко С.С. и Зволибовского Д.В.,

при секретаре Кондаковой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куликова Ю.М. об оспаривании действий администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю по отказу в направлении на медико-социальную экспертизу,

УСТАНОВИЛ:

Куликов Ю.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, отказавших в направлении на медико-социальную экспертизу.

В обоснование заявленных требований Куликов Ю.М. указал, что он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. В связи с заболеванием туберкулезом в ДД.ММ.ГГГГ ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности; являлся получателем пенсии по инвалидности. По истечению срока, на который ему устанавливалась инвалидность, он направлялся на переосвидетельствование, в том числе и администрацией исправительных учреждений. В ДД.ММ.ГГГГ очередной срок, на который была установлена инвалидность, истек. Он неоднократно ходатайствовал перед администрацией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю о направлении его на медико-социальную экспертизу для переосвидетельствования, однако получал отказ. В Управлении ФСИН России по Ставропольскому краю в удовлетворении его ходатайства также отказано. Просит суд признать действия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю незаконными, обязать администрацию ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю принять меры для его направления на медико-социальную экспертизу для переосвидетельствования и продления группы инвалидности.

В судебном заседании заявитель Куликов Ю.М. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям. Кроме того, суду пояснил, что группа инвалидности ему была установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в ДД.ММ.ГГГГ ему необходимо было пройти очередное переосвидетельствование. Администрация ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю на неоднократные его просьбы о направлении на медико-социальную экспертизу, в устной форме ему в этом отказывала, не предоставляя никаких медицинский документов, справок, тем самым лишая его возможности самостоятельного обращения в бюро МСЭК. Просил суд признать действия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю незаконными, обязать администрацию ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю предоставить документы для направления на медико-социальную экспертизу для переосвидетельствования и продления группы инвалидности.

Представитель администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности Григоренко А.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявления Куликова Ю.М. Кроме того, суду пояснил, что в соответствии с рекомендациями по методике применения «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 к разделу 2, пунктов 5,6, установлены три обязательных условия признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности; в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Только наличие всех трех условий дает право на установление инвалидности. Наличие только факта заболевания, травмы или дефекта само по себе не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом.

Представитель УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности Зволибовский Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворении требований Куликова Ю.М., указывая, что у Куликова Ю.М. состояние здоровья <данные изъяты>, ухудшений не происходит, динамика лечения положительная; при условии аккуратного лечения возможно полное выздоровление. В связи с тем, что у Куликова Ю.М. выраженных стойких расстройств по основным категориям жизнедеятельности не наблюдается, направление его на освидетельствование в бюро СМЭ является нецелесообразным.

Представитель УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности Гейко С.С. также возражал против удовлетворения требований Куликова Ю.М. по тем же основаниям.

         Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 11 УИК РФ суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод

Куликов Ю.М. осужден приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 228-1 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В настоящее время Куликов Ю.М. отбывает наказания в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю.

Согласно п. 6,7 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Осужденный имеет право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии с частью 4 статьи 1 ФЗ № 181 признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в редакции от 30 декабря 2009 года, утверждены Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с пунктом 1 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).

В соответствии с пунктом 3 Правил признания лица инвалидом (далее - Правила) медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 1013н от 23 декабря 2009 года утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Таким образом, в силу прямого указания вышеприведенных правовых норм комплексная оценка различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, отнесена к компетенции соответствующего учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно пункту 5 Правил условиями признания лица инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата
гражданином         способности         или         возможности         осуществлять
самообслуживание,      самостоятельно     передвигаться,      ориентироваться,
общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься
трудовой деятельностью);

          в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
         При этом, как следует из пункта 6 Правил, наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом.

В соответствии с пунктом 15 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Согласно пункту 16 Правил организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Форма направления на медико-социальную экспертизу, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В направлении на медико-социальную экспертизу, указываются данные о состоянии здоровья гражданина,отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).

Согласно копии выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> , Куликову Ю.М., <данные изъяты> года рождения, установлена инвалидность <данные изъяты> группы на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письма Управления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ Куликов Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время получателем пенсии по инвалидности не является. Выплата Куликову Ю.М. пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой права на пенсию, впоследствии истечения срока, на который установлена инвалидность.

В соответствии с выпиской из амбулаторной карты осужденного Куликова Ю.М. у последнего установлен диагноз - <данные изъяты> туберкулез <данные изъяты> Туберкулез выявлен в ДД.ММ.ГГГГ. За время нахождения в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН Росси по Ставропольскому краю ухудшение состояния здоровья не наблюдается. Динамика туберкулезного заболевания - <данные изъяты> В настоящее время состояние больного <данные изъяты>. Микобактерии туберкулеза бактериоскопически не выделяет. Нуждается в продолжении туберкулезного лечения под наблюдением фтизиатра. Инвалидом не является. Признаков инвалидности нет.

Из медицинской справки, выданной <данные изъяты> З. следует, что наличие одного лишь заболевания без стойких нарушений функций организма, приведших к ограничению жизнедеятельности, и при отсутствии необходимости в мерах социальной защиты, не является основанием для признания лица инвалидом. Выраженных стойких расстройств по основным категориям жизнедеятельности у осужденного Куликова Ю.М. не наблюдается. Показаний для освидетельствования в МСЭ в настоящее время нет.

Согласно письма <данные изъяты> УФСИН России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в адрес осужденного Куликова Ю.М., выраженных стойких расстройств по основным категориям жизнедеятельности у Куликова Ю.М. не наблюдается, в связи с чем направление его на освидетельствование в бюро МСЭ является не нецелесообразным. Самостоятельно в установленном законом порядке с целью освидетельствования на группу инвалидности в бюро МСЭ Куликов Ю.М. не обращался. В случае необходимости ФКУ ЛИУ-8 по запросу бюро МСЭ может выслать справку с обоснованием отказа в направлении на освидетельствование в бюро МСЭ, так как согласно п. 19 приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка ИУ данная справка осужденному на руки не может быть выдана.

Вместе с тем, суд находит вышеуказанную медицинскую справку и письмо <данные изъяты> УФСИН России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и необоснованными.

Так, судом установлено, что Куликов Ю.М. обратился в медицинскую часть ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю с просьбой о его направлении на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности. Однако ему в этом было отказано в связи с отсутствием оснований. Вместе с тем, администрацией ФКУ ЛИУ-8 в соответствии с Правилами осужденному Куликову Ю.М. справка, на основании которой он может обратиться в бюро самостоятельно, не выдана.

Действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими указанные правоотношения, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, не установлено ограничение, по которому вышеуказанная справка не должна выдаваться осужденному. В том числе такое ограничение прав осужденных не установлено и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640, Министерства юстиции Российской Федерации № 190 от 17 октября 2005 года «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

При этом имеющаяся в материалах гражданского дела медицинская справка не содержит сведения о диагнозе заболеваний Куликова Ю.М., не отражает степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма. Сведений о том, проводились ли в отношении заявителя какие-либо реабилитационные мероприятия, в указанной справке также не имеется.

Администрация ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, направляет осужденного на медико-социальную экспертизу. Однако, согласно представленной администрацией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю медицинской документации, в отношении Куликова Ю.М. указанные мероприятия не проводились, Куликов Ю.М. на медико - социальную экспертизу на направлялся.

Вопрос нуждаемости Куликова Ю.М. в мерах социальной защиты не находится в компетенции лечебного исправительного учреждения, поскольку разрешается компетентными органами в случае признания гражданина инвалидом по итогам проведения медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Кроме того, незаконным является требование письма <данные изъяты> УФСИН России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому справка с обоснованием отказа в направлении на освидетельствование в бюро МСЭ лечебное исправительное учреждение может выслать только по запросу бюро МСЭ. Согласно же вышеуказанных Правил данная справка должна быть выдана осужденному, который может обратиться в бюро самостоятельно с указанной справкой.

Вопрос о месте хранения данной справки: в материалах личного дела или в медицинской карте решающего значения не имеет. В любом случае, учитывая режимные требования, осужденный должен быть ознакомлен со справкой, в которой указываются основания, по которым ему отказано в направлении на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности. При обращении в бюро самостоятельно данная справка должна быть приложена к заявлению осужденного, а не выдаваться только по требованию бюро МСЭ.

Однако указанные требования по отношению к осужденному Куликову Ю.М. администрацией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН Росси по Ставропольскому краю не выполнены.

Таким образом, действия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, отказавших в направлении Куликова Ю.М. на медико-социальную экспертизу, являются незаконными и необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Куликова Ю.М. об оспаривании действий администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю по отказу в направлении на медико-социальную экспертизу - удовлетворить.

Признать действия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю по отказу осужденному Куликову Ю.М. в направлении на медико-социальную экспертизу незаконным.

Обязать администрацию ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю в месячный срок провести клинико-диагностическое обследование осужденного Куликова Ю.М.. В случае подтверждения выраженных нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности оформить осужденному Куликову Ю.М. направление на медико-социальную экспертизу, а в случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу оформить осужденному Куликову Ю.М. справку, на основании которой он будет иметь возможность обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.

          Судья                                                                                     Е.В. Минаев