Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «18» октября 2011 года г.Нефтекумск Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Исайкиной А.В., при секретаре Стаценко Ю.А., с участием истца Манохина Н.А., представителя истца адвоката Коваленко И.В., представителя ответчика отдела Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району Черней С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манохина Н.А. к Министерству Обороны РФ, ОАО «Росгосстрах», отделу Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району о признании получения тяжелого увечья в период прохождения службы, УСТАНОВИЛ: Манохин Н.А. обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ, ОАО «Росгосстрах», отделу Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району о признании получения тяжелого увечья в период прохождения службы. В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы при выполнении прыжка с парашютом истец получил травму коленного сустава, о чем имеется справка № от ДД.ММ.ГГГГ о получении истцом легкого увечья, в связи с которым истцу выплачена страховая сумма. В апреле ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы. После увольнения ДД.ММ.ГГГГ истец вынужден был обратиться за медицинской помощью в ГШУЗ «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи», где ему было произведено удаление внутреннего мениска, выполнено протезирование передней крестообразной связки правого коленного сустава. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в бюро судебно-медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью, установившей, что Манохину Н.А. причинен вред здоровью средней тяжести по квалифицирующему признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на 10 % не более чем на 1/3. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ с претензией к ОАО «Росгосстрах» с предложением о производстве перерасчета страховой выплаты и принятии решения о проведении судебно-медицинской экспертизы, получил отказ, что препятствует истцу обратиться в соответствующие органы для оформления инвалидности и получении дополнительных льгот при последующем лечении. Просит признать Манохина Н.А. получившим тяжелое увечье в период прохождения службы. Истец поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Как установлено, истец проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией военного билета истца. Обосновывая свои требования о признании получения им тяжелого увечья в период прохождения службы, истец сослался на заключение военно-полевой терапии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при обследовании Манохина Н.А. установлены МР-признаки хронического повреждения передней крестообразной связки и дегенеративных изменений в заднем роге медиального мениска, повреждения суставного хряща надколенника; копию выписки из медицинской карты стационарного больного № ГУЗ «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Манохина Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что у истца имеется гипермобильность внутреннего мениска, разрыв крестообразной связки; акт судебно-медицинского обследования №от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у истца обнаружены телесные повреждения в виде закрытой травмы правого коленного сустава, сопровождавшейся разрывом связок коленного сустава, осложнившемся хроническим воспалением полости сустава и нарушением функций связочного аппарата, вследствие чего был причинен средней тяжести вред здоровью; копию свидетельства о болезни №от ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии военного комиссариата Ставропольского края, из которой следует, что Манохин Н.А. был освидетельствован в учетных целях по направлению начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району, в анамнезе: ДД.ММ.ГГГГ при совершении учебно-тренировочного прыжка из самолета получил травму правого коленного сустава. Согласно заключению ВВК признан В-ограниченно годным к военной службе. Заключение утверждено в учетных целях. Требования истца о признании получения им тяжелого увечья в период прохождения службы предъявлены им к Министерству Обороны РФ, ОАО «Росгосстрах», отделу Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району, тем самым истец определил ответчиков как лиц, состоящих с ним в определенных материально-правовых отношениях и имеющих перед ним соответствующие обязательства материально-правового характера. Между тем названные лица какими-либо полномочиями в отношении признания получения истцом тяжелого увечья в период прохождения службы не обладают. Согласно положений статьи 51 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, и военнослужащих, определяет военно-врачебная экспертиза, которая также устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов). В силу названного положения закона военно-врачебная экспертиза также определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации, в том числе медико-психологической реабилитации. Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации. Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 5.1. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья определяется «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. №123. В силу п.29 названного Положения организация и проведение медицинского освидетельствования военнослужащих возлагаются на военно-врачебную комиссию. Пунктом 3 названного Положения определяются задачи, возложенные на военно-врачебные комиссии, к числу которых отнесены в том числе: организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходивших военную службу; определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов; определение категории годности граждан по состоянию здоровья к военной службе (службе в органах) на момент их увольнения с военной службы (из органов); организация и проведение контрольного обследования и повторного медицинского освидетельствования (в том числе в целях проведения военно-врачебной экспертизы по результатам независимой военно-врачебной экспертизы) в порядке, определяемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба в органах). При этом под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации (п.37 Положения). В соответствии с «Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов) (далее именуется - причинная связь увечий, заболеваний), а также для осуществления медико-социальной помощи гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (военные сборы). Пункт 198 Инструкции устанавливает, что ВВК определяет тяжесть увечья в соответствии с Перечнем увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции. По смыслу вышеприведенных норм на Министерство Обороны РФ возложена обязанность определения порядка организации и проведения медицинского освидетельствования вышеупомянутых лиц, на отдел Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району - направление на освидетельствование граждан, пребывающих в запасе. Таким образом, признание истца получившим тяжелое увечье в период прохождения службы не входит в компетенцию ответчиков - Министерства Обороны РФ, отдела Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району, поскольку разрешение названных вопросов возложено на специальные органы, а, следовательно, в удовлетворении заявленных исковых требований к данным ответчикам надлежит отказать. Из претензии истца ОАО «Росгосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истец обращался за перерасчетом по выплаченной ему страховой сумме, ссылаясь на получение им травмы в период прохождения военной службы, относящейся к категории тяжкой. Из ответа ОАО «Росгосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу отказано по тем мотивам, что им представлены документы, подтверждающие наступление страхового случая в виде легкого увечья. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации. Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации. Исходя из вышеприведенных норм, страховщик - ОАО «Росгосстрах» также не вправе определять степени тяжести увечий, поскольку законом названная обязанность возложена на соответствующие медицинские органы, а не на страховщиков. При таких обстоятельствах требования истца, заявленные к ответчику ОАО «Росгосстрах», о признании его получившим тяжелое увечье в период прохождения службы, также являются необоснованными, в связи с чем в их удовлетворении надлежит отказать. Истец не лишен права обращаться в соответствующие медицинские органы в установленном порядке для признания его получившим тяжелое увечье в период прохождения службы, а в случае несогласия с решением указанных органов обжаловать их, в связи с чем установление данного факта в судебном порядке не подлежит, поскольку условия для установления юридического факта, предусмотренные ст.265 ГПК РФ, отсутствуют. Признание истца получившим тяжелое увечье в период прохождения службы не может устанавливаться судом, следовательно, истцом избран неверный способ защиты права. При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований истцу надлежит отказать. Р Е Ш И Л : Манохину Н.А. в иске к Министерству Обороны РФ, ОАО «Росгосстрах», отделу Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району о признании получения им тяжелого увечья в период прохождения службы отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2011 года. Судья: А.В. Исайкина Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, уважительности причин неявки не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, уважительности причин неявки не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району возражений против иска не имеет.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика Военного комиссариата Ставропольского края по Нефтекумскому району, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.