Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Нефтекумск 15 ноября 2011 года Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гандембул И.В., при секретаре Кривченковой И.А., с участием истица Гончарова И.В., представителя ответчика - ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району СК по доверенности Грибко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова И.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району СК № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Гончаров И.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истец Гончаров И.В. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, и так как служба в Вооруженных силах СССР не засчитана в педагогический стаж. Однако, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии вопределенных законом случаях и размерах. Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года (далее Закон), трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Изменений условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в закон. В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Периоды службы в составе Вооруженных сил СССР... (пункт 1 «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее - Положение № 1397) могут быть включены в стаж, дающей право на пенсию за выслугу лет, при строго определённом условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Он обратился за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, когда требуемый для назначения пенсии стаж в соответствии с Положением № 1397 составлял 21 год 10 месяцев 22 дня, что составляет более 2/3 педагогического стажа, что даёт ему право обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Однако ему не засчитан в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 с 01 января 2002 года утратила законную силу. Такое толкование и применение пенсионного законодательства повлекло ограничение его конституционного права на социальное обеспечение. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы госслужащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службы по призыву - один день военной службы за два дня работы. Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, так как он проходил военную службу до 01.01.2002 года и его педагогический стаж на момент обращения в пенсионный фонд был не менее 2/3, время её прохождения подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Просит признать решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости необоснованным и обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё. Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края по доверенности Грибко Е.Н. с требованиями истца не согласилась. В обоснование своих возражений указала, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, Гончарову И.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Норма подпункта 19 пункта 1 статьи 27 не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации. В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. При этом за периоды работы граждан до 01.11.1999 года применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее Список № 463), а за периоды работы граждан после 01.11.1999 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 (далее Список № 1067). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила № 781). В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 (далее Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции (пункт 1 «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее Положение № 1397) могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2002 № 781) признан утратившим силу перечень решений Совета Министров СССР, которые не применяются на территории Российской Федерации (Приложение № 3 п. 1). С учетом вышеизложенного, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в рамках постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П составляет 21 год 10 месяцев 22 дня, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение Гончарову И.В. С учетом изложенного считает, что в удовлетворении требований истца надлежит отказать. Суд, заслушав истца, представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года (далее Закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу ст.ст. 18-19 Закона назначение трудовых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. На основании п. 2 ст. 27 Закона закреплено правило, согласно которому исчислении периодов работы (деятельности) и назначении пенсий, предусмотренных п. 1 указанной статьи, осуществляется в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, гражданин вправе осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Данный федеральный закон вступил в силу с 01 января 2002 года. Ранее пенсия назначалась согласно положений Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340 (в редакции от 16 апреля 2001 года), который вступил в силу 01 января 1992 года. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным выше указанным постановлением. В п. 1 Положения указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, так как Гончаров И.В. проходил военную службу до 01 января 2002 года и его педагогический стаж на момент обращения в пенсионный фонд был не менее 2/3, время её прохождения подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Статьёй 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. В ст. 10 Закона № 4338-1 от 22.01.1993 года «О статусе военнослужащих» было указано, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы. Данный закон утратил силу в связи с принятием ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998 года. Суд считает, что поскольку Гончаров И.В. проходил военную службу до принятия указанных выше законов, то при подсчёте стажа по специальности время нахождения Гончарова И.В. на военной службе по призыву не должно засчитываться как один день военной службы за два дня работы. При таких обстоятельствах решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Гончарову И.В., выразившееся в не включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд находит необоснованным, противоречащим закону, конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом и о праве граждан на пенсию, а также принципам разумности и справедливости, применяемым в гражданском законодательстве, считая требования Гончарова И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Гончарова И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края, - удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Гончарову И.В., выразившееся в не включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - необоснованным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края включить в трудовой стаж Гончарову И.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть один день службы в армии по призыву за один день работы (всего 2 года 2 месяца 25 дней) и назначить Гончарову И.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё. Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде. Судья И.В. Гандембул