Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Нефтекумск 14 декабря 2011 года Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гандембул И.В., с участием заместителя прокурора Нефтекумского района Каралюк В.Н., представителя ответчика - администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Харитоновой А.И., представителей третьего лица - отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Кубанцевой Т.М., при секретаре Кривченковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Каралюк В.Н. в интересах А. к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Правительству Ставропольского края об обеспечении жилым помещением, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Каралюк В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и Правительству Ставропольского края об обеспечении А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Каралюк В.Н. поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила, что 09 ноября 2011 года в прокуратуру <адрес> обратился с заявлением А.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с просьбой о направлении в суд в его интересах искового заявления об обеспечении вне очереди жилым помещением, так как он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что его матерью является Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, Л. лишена родительских прав в отношении своего сына Д. Я. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Д. являлся воспитанником ГОУ Детский дом (смешанный) № <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Д. окончил обучение в ГОУ СПО <данные изъяты> по специальности мастер отделочных строительных работ. Постановлением главы администрации муниципального образования Каратюбинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №за несовершеннолетним Д. и А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу постановление главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за несовершеннолетним Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, по <адрес> Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> А. принят на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и льготный учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди. Д. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. До настоящего времени жилое помещение Д. не предоставлено. Просила суд обязать администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края обеспечить Д., относящегося и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, вне очереди благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. Д. в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление о том, что исковые требования прокурора он поддерживает в полном объеме и просит исковые требования удовлетворить, обязать администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края обеспечить его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Представитель администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Х. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, суду пояснила, что Д. действительно состоит на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако обеспечить своевременно Д. жилым помещением вне очереди не представляется возможным в связи с очередностью сводного списка и отсутствием в местном бюджете достаточных денежных средств, предусмотренных на эти цели. Правительством Ставропольского края не выделяется необходимое количество денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель третьего лица - отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Кубанцева Т.М. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, суду пояснила, что действительно, Д. имеет право на внеочередное обеспечение жильем, однако Правительством Ставропольского края недостаточно финансируется обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все поступившие денежные средства в 2011 году уже распределены. Для обеспечения жильем Д. выделенных денежных средств не хватило, в связи с чем считает, что нет возможности для обеспечения жильем Д. администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласны. Представитель ответчика - Правительства Ставропольского края в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежаще, возражений по иску не представил. Суд, с учетом мнения участвующих лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Правительства Ставропольского края, а также в отсутствие представителя третьего лица - администрации муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края. Рассмотрев исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края об обеспечении Д. вне очереди жилым помещением, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Положениями частей 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Д. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных упреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии и социальную поддержку. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты. Согласно свидетельства о рождении А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе отец указан Я., в графе мать - Л. (л.д. 11). В настоящее время Д. собственного жилья не имеет и никогда не имел, что подтверждается справкой ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Нефтекумский филиал от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Д. являлся воспитанником ГОУ Детский дом (смешанный) № <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Д. окончил обучение в ГОУ СПО <данные изъяты> по специальности мастер отделочных строительных работ. Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации муниципального образования Каратюбинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним Д. и А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу постановление главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за несовершеннолетним Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, по <адрес>». Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> А. принят на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и льготный учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди. С 2005 года ответчик - администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, наделена Законом Ставропольского края отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем у администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края возникла обязанность по обеспечению Д. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Ставропольском крае. Д. выполнил требования Порядка внеочередного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, по договору социального найма, утвержденного постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, но однако до настоящего времени жилым помещением Д. не обеспечен. Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории, в связи с чем доводы администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края о невозможности предоставления Д. жилого помещения в порядке очередности сводного списка несостоятельны. Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз на администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края возложены полномочия по обеспечению вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями. Вместе с тем, материальное обеспечение реализации данных полномочий осуществляется за счет бюджета Ставропольского края. Так, ст. 5 названного Закона предусмотрено, что органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края (ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз). Учитывая то, что Д. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору, либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств. Таким образом, администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края обязана обеспечить Д. жильем путем предоставления изолированного, благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодным для постоянного проживания (отвечающим санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства Российской Федерации) либо предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что возникшее у Д. право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ не реализовано и требует судебной защиты. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Каралюк В.Н. в интересах А. к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Правительству Ставропольского края об обеспечении вне очереди жилым помещением, удовлетворить. Обязать администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края обеспечить А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2011 года. Судья И.В. Гандембул