Именем Российской Федерации г. Нефтекумск 16 декабря 2011 года Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гандембул И.В., при секретаре Кривченковой И.А., с участием заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Репченко А.А., представителя ответчика Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Муртазалиевой Р.Ш., представителя третьего лица отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района по доверенности К. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности по организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования с учетом потребностей населения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности по организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования с учетом потребностей населения. В ходе проверки состояния законности в сфере доступности дошкольного образования установлено, что на территории Нефтекумского района допускается нарушение прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование. На территории района администрацией Нефтекумского муниципального района допускаются нарушения ст. 43 Конституции Российской федерации, провозглашающей право каждого гражданина на образование, и Федерального закона Российской Федерации «Об образовании», согласно положениям которого, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Установлено, что по состоянию на 24.10.2011 года на территории района осуществляют образовательную деятельность 20 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, одно из которых закрыто на капитальный ремонт. Общая численность детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, составляет 2510 детей. Очерёдность в муниципальные дошкольные образовательные учреждения по состоянию на 15.09.2011 года составляет 1085 человек. Длительность ожидания предоставления мест в МДОУ на территории города составляет до 1 года, на территории муниципальных образований с. Озек-Суат, с. Каясула, а. Тукуй-Мектеб - около 2 лет. Соответственно, в районе наблюдается дефицит мест в МДОУ. Кроме того, на территории района ежегодно рождается не менее 950 детей (2009 г. - 980 детей, 2010 г. - 944 ребёнка, 9 месяцев 2011 года - 698 детей), которые постоянно пополняют возникшую, в связи с дефицитом мест в МДОУ, очередь, нуждающихся в предоставлении бесплатного дошкольного образования. Обеспеченность населения Нефтекумского района дошкольными образовательными учреждениями является недостаточной. Тем самым нарушаются права несовершеннолетних в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение, поскольку своё право на бесплатное и общедоступное образование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, по причине недостаточности мест в МДОУ они реализовать не могут. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады. Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования -исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), то наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, свидетельствует о бездействии со стороны администрации Нефтекумского муниципального района в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Представитель прокуратуры Нефтекумсмкого района Ставропольского края - заместитель прокурора Репченко А.А. в судебном заседании уточнив заявленные прокурором Нефтекумского района требования подержал, просил удовлетворить их и возложить на Администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края обязанность по организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования с учетом потребностей населения, в срок до 01.09.2012 года. Представитель ответчика Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности Муртазалиева Р.Ш. в судебном заседании исковые требования прокурора Нефтекумского района не признала, пояснив суду, что в заявлении прокурора Нефтекумского района не указаны требования о необходимости совершения каких именно конкретных действий Администрацией Нефтекумского муниципального района для реализации права детей на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) определен круг вопросов местного значения муниципального района. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению общеобразовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, решение вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района органом местного самоуправления отнесено к вопросам местного значения и решается органом местного самоуправления самостоятельно. Пунктом 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», установлен закрытый перечень из шести полномочий, отнесенных к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования и ответственность органов местного самоуправления за реализацию права граждан на получение начального, основного общего и среднего (полного) общего образования. Указанные полномочия администрацией Нефтекумского муниципального образования выполняются в полном объеме. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируются в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления. Полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, определены в статье 29 Закона об образовании. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемыхзаконом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Однако доказательств бездействия, то есть неисполнения администрацией Нефтекумского муниципального района возложенных на неё законом обязанностей, а также наличия обстоятельств, могущих создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, приложенными к иску документами не подтверждено. Администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в 2008 году разработан и утвержден «План мероприятий по оптимизации и расширению сети дошкольных образовательных учреждений в Нефтекумском районе (постановление главы администрации Нефтекумского муниципального района от 16.05.2008 года № 427). В целях оптимизации и расширения сети дошкольных учреждений дополнительно открыто 17 групп для 315 детей, на что выделено средств из местного бюджета - 16716,4 тыс. руб. Согласно информации комиссии по комплектованию воспитанниками дошкольных образовательных учреждений Нефтекумского муниципального района с 15 мая текущего года по 15 декабря 2011 года принято в детские сады 892 ребенка (исх.5951 от 15.12.2011 г.). По данным отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района на момент рассмотрения требований прокурора потребность населения в детских дошкольных учреждениях составляет 28,8% (детей от 3 до 5 лет - 178 человек, от 5 до 7 лет - отсутствуют). Согласно акту сверки основных исходных показателей Нефтекумского муниципального района с Министерством финансов Ставропольского края в 2012 году из бюджета Ставропольского края выделено 3401,7 тыс. рублей на открытие дополнительных 6 групп по детскому саду «Сказка» в городе Нефтекумске.Кроме этого, за счет средств бюджета Нефтекумского муниципального района осуществляется строительство образовательного комплекса в селе Озек-Суат, в том числе детского сада на 55 мест. С 2007 года затраты составили более 13 млн. рублей, в том числе на изготовление проектно-изыскательских работ - 2,852 млн.рублей, строительно-монтажные работы - 10,5 млн.рублей (выведен нулевой цикл здания детского сада, ведется кладка стен и т.д.). Согласно постановлению администрации Нефтекумского муниципального района от 18.10.2011 г. № 1647 «О внесении изменений в муниципальную комплексную программу «Развитие инвестиционнойдеятельности в Нефтекумском района на 2010-2012 годы», утвержденную постановлением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 28.07.2009 г. № 1000 запланированы дополнительные средства на строительство дошкольного образовательного учреждения - детский сад на 55 мест в с. Озек-Суат Нефтекумского района. Более того, дополнительно в 2013 году запланировано выделение средств на строительство вышеуказанного образовательного комплекса из федерального и краевого бюджетов в размере более 60 млн. рублей. (Постановление Правительства Ставропольского края от 21 июля 2010 г. № 224-п «О краевой целевой программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Ставропольском крае на 2011-2013 годы»). Между тем, дети до 1,5 лет не обеспечиваются местом в муниципальных, дошкольных образовательных учреждениях, так как в силу Закона «Об образовании» воспользоваться правом на место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении имеют родители детей, которые достигли 2-х месячного возраста и состоят на учете в отделе образования администрации Нефтекумского муниципального района для получения места в МДОУ в возрасте от 2 месяцев до 1 года. Таким образом, администрацией Нефтекумского муниципального района и отделом образования администрации Нефтекумского муниципального района ведутся активные действия по открытию дошкольных учреждений и очередь постоянно меняется с учетом поступающих заявлений и оснований утверждать о бездействии со стороны администрации Нефтекумского муниципального района в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений, не имеется. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12).В силу принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и понуждать данный орган к исполнению его полномочий, не допускается.На основании изложенного просит в удовлетворении требований прокурора Нефтекумского района отказать в полном объеме. Представитель третьего лица отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в судебном заседании просила исковые требования прокурора оставить без удовлетворения, пояснив, что в настоящее время администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и отделом образования Нефтекумского муниципального района принимаются все необходимые меры, направленные на открытие дополнительных мест в муниципальных дошкольных образованиях. Ранее детские сады были в запущенном состоянии. Но после поступления в юрисдикцию администрации Нефтекумского муниципального района, в детских садах района начались производиться ремонты. В настоящее время большая проблема по группам раннего возраста, этот вопрос будет решаться. Открыты 2 группы в детском саду «Буратино» № 19 в с. Тукуй-Мектеб, возможно откроется еще одна группа от 5-7 лет, открыта 1 группа в детском саду «Теремок» № 16 в с. Каясула. Усилия администрации района открыты 2-х этажное здание в с. Кара-Тюбе на 2 группы на 40 мест, детский сад № 14 «Колобок». Принята 1 дополнительная группа в детский сад «Белочка» г. Нефтекумска на 20 мест. Скоро открывается детский сад «Сказка» по приказу о зачислении, есть вакансии в детских садах с. Ачикулак, с. Зимняя Ставка. Так же имеется возможность принять детей в детский сад № 18 «Золотой ключик» с. Махмуд-Мектеб около 5-7 групп детей старшего возраста, в детский сад № 9 «Ласточка» п. Затеречный, особенно детей дошкольного возраста. Проинформировано Министерство образования Ставропольского края о заказе на 2012-2013 годы 20 кроватей трансформеров, что бы принять дополнительно 60 детей. По опросам родителей, они не желают водить детей в детские сады до 1,5 лет, поэтому сады не оборудованы для таких детей. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» № 266-1 от 10.07.1992 года (в редакции от 03.12.2011 года), право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п. 11 ст. 9 «Вопросы местного значения муниципального района», Устава Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению общеобразовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района. Как следует из представленных суду материалов, администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в 2008 году разработан и утвержден Постановлением Главы администрации Нефтекумского муниципального района от 16.05.2008 года № 427 «План мероприятий по оптимизации и расширению сети дошкольных образовательных учреждений в Нефтекумском районе. В целях расширения сети дошкольных учреждений дополнительно открыто 17 групп для 315 детей, на что выделено средств из местного бюджета - 16716,4 тыс.руб. Однако как следует из содержания указанного плана, в 2010 и 2011 годах, никакие мероприятия по оптимизации и расширению сети дошкольных образовательных учреждений в Нефтекумском районе в ДОУ - д/с «Звездочка № 8 п. Затеречный, д/с «Колосок» № 13 с. Ачикулак, д/с «Василек» № 15 а. Новкус-Артезиан, д/с «Золотой ключик» № 18 а. Махмуд-Мектеб, не выполнялись. Согласно информации комиссии по комплектованию воспитанниками дошкольных образовательных учреждений Нефтекумского муниципального района с мая по 15 декабря 2011 года, принято в детские сады 892 ребенка. В городе Нефтекумске и п. Затеречный очередность на определение детей в дошкольные учреждения в возрасте от 3 до 7 лет составляет 32 ребенка, которые будут приняты в мае 2012 года, 173 ребенка в возрасте от 1,5 лет до 3 лет ожидают лета, чтобы пойти в детский сад. Желания родителей определять сейчас детей в детские сады нет, но заявления ими поданы в дошкольные учреждения, поэтому очередность по г. Нефтекумску и п. Затеречный составляет 32 ребенка. В настоящее время в детском саду «Сказка» имеются 7 вакантных мест для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Согласно представленного суду списка очередности на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Нефтекумского района на 14 декабря 2011 года - детей от 1,5 лет до 3 лет в очереди 448 человек, что составляет 71,2%; от 3 до 5 лет - 178 детей, что составляет 28,8%; от 5 до 7 лет - очередности нет, и на учете для определения в ДОУ стоят 130 детей в возрасте до 1,5 лет. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Нефтекумском районе Ставропольского края существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе обратиться в суд с настоящимитребованиями, не состоятельны. Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение места в ДОУ Нефтекумского района Ставропольского края и их родителей нестабилен, постоянно изменяется, то есть, как снижается, так и дополняется. Кроме того, количество нуждающихся в местах в детских садах - величина не постоянная, так как определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан - родителей, которые могут воспользоваться предоставленным им правом, в связи с чем, у прокурора есть право в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих в очереди на получение места в дошкольных учреждений, а также детей, которые обладают таковым правом) в связи с их несовершеннолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защищать нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания. Доводы представителя ответчика о том, что в исковом заявлении прокурора не указано, какие конкретно действия необходимо совершить для реализации права детей на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не являются основанием для отказа в иске, поскольку, в соответствии с указанными выше нормами Закона «Об образовании», Устава Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, порядок и меры организации бесплатного дошкольного образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем, ответчик должен определить, какие конкретно меры необходимо принять для обеспечения детей, состоящих в очереди, местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Так же не состоятельны доводы представителя ответчика о том, что дети до 1,5 лет не обеспечиваются местом в муниципальных, дошкольных образовательных учреждениях, так как в силу Закона «Об образовании» воспользоваться правом на место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении имеют родители детей, которые достигли 2-х месячного возраста и состоят на учете в отделе образования администрации Нефтекумского муниципального района для получения места в МДОУ в возрасте от 2 месяцев до 1 года, проживающих на территории Нефтекумского района Ставропольского края. Доводы представителя ответчика о том, что ими принимаются меры по организациидополнительных мест и что с 15 мая по 15 декабря 2011 года принято в детские сады 892 ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, не являютсяоснованием для отказа в иске, поскольку указанные меры являются недостаточными, так какне обеспечивают потребность всех детей, состоящих на учете, и необходимость открытиядополнительных мест представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Суд, с учетом реальных возможностей органов местного самоуправления, считает необходимым, в силу требований ст. 204 ГПК РФ, определить срок исполнения решения суда и установить срок исполнения решения суда, то есть принять меры для организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования с учетом потребностей населения, в срок до 01.09.2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности по организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования с учетом потребностей населения - удовлетворить. Возложить на Администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края обязанность по организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования с учетом потребностей населения, в срок до 01.09.2012 года. В силу ст. 206 ГПК РФ, разъяснить ответчику последствия неисполнения данного решения в установленные в нем сроки. Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2011 года. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней. Судья И.В. Гандембул