Дело № 2-1120/2011 - решение по делу по иску Курбановой Х.К. к ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.



                                                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск                 21 декабря 2011 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гандембул И.В.,

при секретаре Кривченковой И.А.,

с участием истица Курбановой Х.К.,

представителя ответчика - ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району СК по доверенности Грибко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбановой Х.К. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району СК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Курбанова Х.К. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Курбанова Х.К. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края от                            ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Однако, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии вопределенных законом случаях и размерах.

В силу ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника                 (ст. 66 ТК РФ).

           Спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(3

года 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 1 день), указаны как периоды работы в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе в МОУ СОШ <адрес>.                          Доводы ГУ-УПФР по Нефтекумскому району Ставропольского края, изложенные в решении от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данная должность не предусмотрена разделами «Наименование должностей» Списков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сами по себе не опровергают тот факт, что в указанный период она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Кроме того, указанные периоды также могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4). Между тем, стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, который не оспаривается ГУ-УПФР по Нефтекумскому району СК и указан в решении от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 18 лет 1 месяц 17 дней, что не менее 2/3 требуемого 25 летнего стажа, для досрочного назначения трудовой пенсии. Данные периоды, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как соблюден сам механизма его зачета, то есть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.При оценке пенсионных прав граждан органы, осуществляющие пенсионное обеспечение должны учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в определении от 05.11.2002 года № 320-0 и в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, состоящих в следующем. Если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по закону «О трудовых пенсиях в РФ» недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены периоды трудовой или иной деятельности, которая засчитывалась в стаж по условиям и нормам действующего законодательства, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату и времени наступления права на пенсию. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18,19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Поэтому, считает, что в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, необходимо включить периоды работы в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из содержания Решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Курбановой Х.К. от                   ДД.ММ.ГГГГ, последней было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Нормы подпункта 19 пункта 1 статьи 27 не является самостоятельными, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При этом за периоды работы граждан до 01.11.1999 г. применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации                    «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (далее - Список       № 463), а за периоды работы граждан после 01.11.1999 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 (далее - Список № 1067).

Согласно п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела «Наименование учреждений» Списка № 1067), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от обьема выполняемой учебной нагрузки.

С 14.11.2002 года при досрочном назначении трудовых пенсий лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.          № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункта 4 Правила об исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.                  № 781, периоды работы с 1 сентября 2000 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за одну ставку заработной платы (должностного оклада).

Согласно пункта 6 Правила об исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года              № 781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой работы.

Не включены в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(3 года 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(4 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(2 месяца) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе <адрес>, так как нет факта работы в должности предусмотренного разделами наименования должностей Списков утвержденных постановлениями                 № 463 и № 1067 и нет выполнения нормы педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 1 день) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе, так как нет факта работы в должности, предусмотренной разделом «Наименование должности» Списка № 1067, всего 7 лет 01 месяц 1 день.

С учетом вышеизложенного, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ составил 18 лет 1 месяц 17 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края по доверенности Грибко Е.Н. с требованиями истца не согласилась, поддержала доводы, изложенные в решении ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Курбановой Х.К. от ДД.ММ.ГГГГ, из-за отсутствия у Курбановой Х.К. требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. С учетом вышеизложенного, считает, что в удовлетворении требований истца надлежит отказать.

Суд, заслушав истца, представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч. 2 Конституции РФ устанавливаются законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом (далее закон). Изменений условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в закон. В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона, право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п. 19 введен Федеральным Законом от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года      № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила № 781).

Как следует из представленной суду справки отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , а так де копии трудовой книжки, Курбанова Х.К. действительно работала в МОУ «СОШ » <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе и учителем математики в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школы <адрес>.

Согласно представленных в судебном заседании должностных инструкций, утвержденной директором МОУ СОШ <адрес>, работа Курбановой Х.К., работавшей в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе, была связана с образовательным процессом и с организацией внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Свидетель Р. допрошенный в судебном заседании пояснил, что он работает директором МОУ СОШ <адрес> и достоверно подтвердил факт работы Курбановой Х.К. с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе в МОУ СОШ <адрес>, которая была связана с образовательным процессом и с организацией внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, согласно представленным должностным инструкциям.

Между тем за периоды работы граждан до 01.11.1999 года применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее - Список       № 463), а за периоды работы граждан после 01.11.1999 года, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 (далее - Список № 1067).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года, в соответствии с данным Списком, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при оценке пенсионных прав граждан должны учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, о том, что если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по закону «О трудовых пенсиях в РФ» недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены периоды трудовой или иной деятельности, которая засчитывалась в стаж по условиям и нормам действующего законодательства, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату и времени наступления права на пенсию. Кроме того ст.ст. 6 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При таких обстоятельствах решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Курбановой Х.К., выразившееся в не включении в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ            (2 месяца) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе <адрес>, так как нет факта работы в должности предусмотренного разделами наименования должностей Списков утвержденных постановлениями № 463 и № 1067 и нет выполнения нормы педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы, с 01.11.1999 по              01.03.2001 г. (1 год 4 месяца 1 день) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе, так как нет факта работы в должности, предусмотренной разделом «Наименование должности» Списка № 1067, а всего 7 лет 01 месяц 1 день, суд находит необоснованным, противоречащим конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом и о праве граждан на пенсию, считая требования Курбановой Х.К. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

Исковые требования Курбановой Х.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края, - удовлетворить.       

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края              от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Курбановой Х.К., выразившееся в не включении в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе                    <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 1 день) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе, а всего 7 лет 01 месяц 1 день, - необоснованным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края включить в трудовой стаж Курбановой Х.К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе                    <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 го<адрес> месяца 1 день) в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе, а всего 7 лет 01 месяц 1 день, и назначить Курбановой Х.К. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде.

Судья                И.В. Гандембул