Решение по делу № 2-292/2012 об удовлетворении исковых требований прокурора Нефтекумского района СК о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск                            04 апреля 2012 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Минаева Е.В.,

с участием помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Писарева Ю.А.,

при секретаре Спиридоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации к Курбанову А.Х., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением к Курбанову А.Х., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края о признании регистрации Курбанова А.Х. по месту жительства незаконной и снятии его с регистрационного учета.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно ст. 1 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами государственной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно адресной справки отделения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес>, а также копии похозяйственной книги администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, Курбанов А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, отделение , дом б/н.

Отделение - это не жилое помещение, являющееся производственным животноводческим комплексом сельскохозяйственного предприятия, состоящим из производственных помещений (овчарни, тепляка для ягнят и дома для отдыха животноводов, предоставляемого в связи с исполнением трудовых обязанностей) и земельного участка (пастбища).

Согласно данным Нефтекумского филиала ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» отделение <адрес> не является жилым помещение.

В соответствии с п. 22 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 № 677, постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрация граждан по месту пребывания, месту жительства осуществляется в жилые помещения на основании документов, являющихся основанием для проживания по месту жительства.

В соответствии со ст. 7 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и п.п. «ж» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.

Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Курбанова А.Х. установлен в ходе проверки соблюдения законности при исполнении должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований района Федерального закона № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), проведенной в соответствии с поручением прокурора Ставропольского края в ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд признать незаконной регистрацию Курбанова А.Х. по месту жительства по адресу: <адрес>, отделение , дом б/н, и снять его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
        В судебном заседании помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Писарев Ю.А. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просил суд признать незаконной регистрацию Курбанова А.Х. по месту жительства по адресу: <адрес>, отделение , дом б/н, и снять его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

Ответчики - Курбанов А.Х., представитель администрации муниципального образования Махмуд-Мектебскогосельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не обращались, возражений по иску не представили.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Писарев Ю.А. не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков, представителя третьего лица.

При таких обстоятельствах, согласно ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков - Курбанова А.Х., представителя администрации муниципального образования Махмуд-Мектебскогосельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, а также представителя третьего лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю.

Выслушав помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами государственной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно статьи 3 3акона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статьи 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 11.11.2010 г.), граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Закон) в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим в 2002 году, регистрация граждан по месту жительства производилась только в жилые помещения.

Статьей 2 Закона (в том числе в редакции, действовавшей на тот период времени) определено, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

При этом, согласно ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

         Из копии адресной справки отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копии похозяйственной книги муниципального образования Махмуд - Мектебского сельсовета <адрес> Ставропольского видно, что Курбанов А.Х. значится зарегистрированным по адресу: <адрес>, отделение , с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии письма директора Нефтекумского филиала ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» исх. от ДД.ММ.ГГГГ по данным, находящимся в архиве предприятия, помещение отделения , расположенного на территории муниципального образования Махмуд - Мектебского сельсовета, имеет статус нежилого помещения.

        Таким образом, отделение , расположенное по адресу: <адрес>, где значится зарегистрированным Курбанов А.Х., не подпадает под статус жилого помещения, и регистрация Курбанова А.Х. в помещении отделения является неправомерной.

В вышеуказанных законодательных актах, действовавших в 2002 году, дано точное определение жилого помещения, под которое                                   «отделение » не попадает. Следовательно, Курбанов А.Х. зарегистрирован по месту жительства администрацией муниципального образования Махмуд-Мектебского сельского совета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка, и соответственно неправомерно.

Согласно ст. 7 Закона, а также п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных п.ших на 2000 года что ельствапми)дения судебного заседания,постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к Курбанову А.Х., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 235ГПК РФ, суд

                                       РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к Курбанову А.Х., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета - удовлетворить.

Признать регистрацию Курбанова А.К. по месту жительства по адресу: <адрес>, отделение , незаконной.

Решение суда является основанием для снятия Курбанова А.К. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, отделение .

Ответчики вправе подать в Нефтекумский районный суд Ставропольского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                Е.В. Минаев