Решение по делу № 2-319/2012 по иску прокурора Нефтекумского района в интересах РФ к Гасанову М.С. о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета.



Р Е Ш Е Н И Е (Заочное)

Именем Российской Федерации

«28» марта 2012 года                                          г.Нефтекумск

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Исайкиной А.В.,

при секретаре Стаценко Ю.А.,

с участием прокурора Нефтекумской районной прокуратуры Зубакина Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района в защиту интересов Российской Федерации к Гасанову М.С., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нефтекумского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Гасанову М.С., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета, указывая, что проверкой соблюдения законности исполнения должностными лицами администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Федерального закона от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» выявлены факты незаконной регистрации граждан по месту жительства в помещениях, не являющихся жилыми. Так, согласно адресной справке отделения Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе, записи на стр. в сельской домовой книге за январь 2003 - март 2004 г.г. Гасанов М.С. зарегистрирован по месту жительства: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, между тем указанное помещение является нежилым. Просит признать незаконной регистрацию Гасанова М.С. по месту жительства по адресу: <адрес> снять его с регистрационного учета.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчики в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, об уважительности причин неявки суду не сообщили, суд рассмотрел дело в их отсутствие, в порядке заочного судопроизводства.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, против исковых требований не возражает.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст.4 вышеназванного Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

При этом в соответствии со ст.2 упомянутого Закона место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, регистрация граждан по месту жительства производится только в жилые помещения.

Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Согласно п.16 раздела III «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 (с последующими изменениями), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

Из копии адресной справки отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Нефтекумском районе от ДД.ММ.ГГГГ, копии сведений администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края исх. от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Гасанов М.С. значится зарегистрированным по адресу: <адрес> с с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии письма Нефтекумского филиала ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ по данным, находящимся в архиве предприятия, помещение отделения , расположенного на территории муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета, имеет статус нежилого помещения.

Отделение - это не жилое помещение, а производственный животноводческий комплекс сельскохозяйственного предприятия, состоящий из производственных помещений (овчарни, тепляка для ягнят и дома для отдыха животноводов, предоставляемого в связи с исполнением трудовых обязанностей) и земельного участка (пастбища).

Таким образом, отделение , расположенное по адресу: <адрес> где значится зарегистрированным Гасанов М.С., не подпадает под определение жилого помещения, и, следовательно, регистрация Гасанова М.С. в помещении отделения произведена в нарушение установленного порядка и является неправомерной.

Согласно ст. 7 вышеупомянутого Закона снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Принимая во внимание, что при решении вопроса о регистрации Гасанова М.С. действия должностных лиц, осуществивших регистрацию данного гражданина в нежилом помещении, являются неправомерными, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 235, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нефтекумского района края в защиту интересов Российской Федерации к Гасанову М.С., администрации муниципального образования Махмуд-Мектебского сельсовета о признании регистрации по месту жительства незаконной и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать регистрацию Гасанова М.С. по месту жительства по адресу: <адрес> - незаконной.

Решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета Гасанова М.С. по адресу: <адрес> Управлением Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю.

Ответчиком Гасановым М.С. может быть подано заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения в Нефтекумский районный суд Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2012 года.

Судья:                                                                    А.В. Исайкина