РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 04 апреля 2011 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Горностай Н.Е.,
с участием истца - Гаджиевой С.Н.,
представителя ответчика по доверенности Г.,
при секретаре Кустовой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджиевой С.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гаджиева С.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании его незаконным и обязании ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району СК включить в трудовой стаж Гаджиевой С.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. в Ачикулакской участковой больнице Нефтекумского территориального медицинского объединения и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица, пояснила, что решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости потому основанию, что при подсчете стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 1066, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года и Правил, утвержденных постановлением № 1066 не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (<данные изъяты>) в Ачикулакской участковой больнице Нефтекумского территориального объединения (ТМО) в должности медицинской сестры, так как учреждения «территориальные медицинские объединения» не предусмотрены разделом «Наименование учреждений здравоохранения» Списка и участковые больницы, как структурное подразделение государственных и муниципальных учреждений не предусмотрены в п. 6 Правил, утвержденных Постановлением № 1066. Считает указанное решение комиссии ГУ-Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому района Ставропольского края незаконным.
Представитель ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края по доверенности Г. с требованиями истицы не согласилась, суду пояснила, что период работы Гаджиевой С.Н. в Ачикулакской участковой больнице Нефтекумского территориального медицинского объединения (ТМО) в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) не может быть включен в стаж работы на соответствующих видах работ, так как учреждения «территориальных медицинских объединений» не предусмотрены разделом «Наименование учреждений здравоохранения» Списка утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 и участковые больницы, как структурное подразделение государственных и муниципальных учреждений не предусмотрены в п. 6 Правил утвержденных Постановлением № 1066. Стаж работы Гаджиевой С.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П составляет <данные изъяты>. Просит отказать в удовлетворении требований истицы о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, исковые требования Гаджиевой С.Н. находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года (далее Закон), трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом (далее закон). Изменений условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в закон. В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.
Согласно ст. 7 указанного Закона, право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст.ст. 18-19 Закона назначение трудовых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городской, сельской местности и поселках городского типа либо только в городе независимо о их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (Список №781 и Правила № 781).
Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В этой связи при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а за периоды работы после 01.11.1999 в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999.№ 1066 (Список № 1066 и Правила № 1066).
На этом основании ответчиком период работы Гаджиевой С.Н. в Ачикулакской участковой больнице Нефтекумского территориального медицинского объединения (ТМО) в должности медицинской сестры, не был включен стаж работы на соответствующих видах работ, так как учреждения «территориальные медицинские объединения» действительно не предусмотрены разделом «Наименование учреждений, здравоохранения» Списка № 1066.
Однако, Ачикулакская участковая больница является лечебно-профилактическим структурным подразделением Нефтекумской ЦРБ и расположена в сельской местности, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, как было установлено в судебном заседании, Нефтекумская центральная районная больница, согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, была переименована в Нефтекумское территориальное медицинское объединение с ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа № от 14. 01.1991 года и период работы истицы в НТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Период же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанный стаж включен не был, поскольку начиная с указанной даты при исчислении выслуги за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ стали применяться утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Однако согласно постановлению Министерство труда и социального развития Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях» работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного и принимая во внимание положения названного Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, невключение спорного периода работы в стаж работы истицы, является нарушением конституционного принципа равенства и обеспечения правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, поскольку вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Кроме того, согласно номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395, ТМО являлось учреждением здравоохранения. Головной организацией ТМО была больница, на которую возлагались функции органа управления ТМО.
Судом установлено, что независимо от наименования НЦРБ ни его функции, ни вид деятельности, ни должностные обязанности его работников не менялись, и НЦРБ и НТМО занимались лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Период работы Гаджиевой С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Нефтекумском территориальном медицинском объединении является фактической работой в Нефтекумской ЦРБ, поскольку в указанный период времени Нефтекумская ЦРБ была переименована в НТМО. Данное обстоятельство подтверждается и данными трудовой книжки истицы.
В выслугу лет для назначения пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала.
Судом не установлено, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Ачикулакской участковой больницы Нефтекумского территориального объединения (ТМО) были связаны с осуществлением иной деятельности, не связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, сам стаж работы истицы в области здравоохранения подтверждается копией ее трудовой книжки.
Исходя из положений статьи 15 Конституции РФ о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, с учетом содержания статьи 55 Конституции РФ, не допускаются какие-либо ограничения прав и свобод граждан.
С учетом всего вышеизложенного, учитывая, что на дату подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы Гаджиевой С.Н. без учета включения в данный стаж спорного периода ее работы продолжительностью <данные изъяты>, составлял <данные изъяты>, суд считает, что стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на указанную дату фактически составил необходимые по закону 25 лет, что в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Иное трактование нарушило бы права истицы, гарантированные Конституцией РФ, и не обеспечило бы ее право на равные условия реализации ранее приобретенного права.
При таких обстоятельствах, поскольку стаж работы Гаджиевой С.Н. в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, нашел свое подтверждение в судебном заседании и с учетом льготного исчисления соответствуют необходимому количеству стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края в назначении Гаджиевой С.Н. досрочной трудовой пенсии по старости суд находит незаконным, а требования истицы - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гаджиевой С.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Гаджиевой С.Н., незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нефтекумскому району Ставропольского края включить в трудовой стаж Гаджиевой С.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период её работы в Нефтекумском территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья: Н.Е. Горностай