Дело № 1-261/2011
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г.Нефтекамск 17 мая 2011 года
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Акулова А.В.,
с участием государственного обвинителя Хатмуллина Н.К.,
защитника Тюриной В.В.,
подсудимой Давлятовой И.Р.,
потерпевшей ФИО1,
при секретаре Миннихановой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Давлятовой И. Р., ..., ранее судимой:
- 31.06.2006 года Нефтекамским городским судом по ч.1 ст.105, ст.64 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобождена условно-досрочно 30.05.2008г. на 2 месяца 3 дня, срок УДО истек, судимость не погашена;
в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.119, ч.1 ст.306 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Давлятова И.Р. совершила угрозу убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, и заведомо ложный донос о совершении преступления. Оба преступления были совершены на территории г.Нефтекамска Республики Башкортостан при следующих обстоятельствах.
23 января 2011 года около 17 часов Давлятова, находясь в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства: <адрес>, из-за возникших личных неприязненных отношений устроила ссору со своей матерью ФИО1, в ходе которой взяла в руку нож и пошла в ее сторону, высказывая слова угрозы: «Я тебя убью!»
Учитывая агрессивное поведение Давлятовой и нахождение ее в состоянии алкогольного опьянения, ФИО1 угрозу убийством восприняла реально, поскольку у нее имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Кроме того, 29 января 2011 года в вечернее время Давлятова умышленно, из-за возникшей обиды к своему сыну ФИО2, обратилась в дежурную часть УВД по г.Нефтекамску, расположенного по адресу: <адрес>.
Находясь в дежурной части УВД, Давлятова, будучи письменно предупрежденной об уголовной ответственности по ч.1 ст.115 УК РФ. При этом Давлятова заведомо знала, что данное преступление в отношении нее не совершалось, то есть грубо нарушала нормальную деятельность правоохранительных органов.
Подсудимая Давлятова И.Р. вину в предъявленном ей обвинении по ч.1 ст.306 УК РФ отказалась высказывать свое мнение относительно предъявленного ей обвинения.
По существу показала, что угрозы убийством не было, так как в тот период она спиртным не злоупотребляла, до этого прошла курс лечения в наркологии, откуда выписалась 20 или 21 января 2011 года. Приходила домой только один раз за вещами – 17 января 2011 года. Считает, что ее мать ФИО1 все придумала с целью ее попугать, не ожидая, что дело будет передано в суд.
От дачи показаний по эпизоду обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.306 УК РФ, отказалась, сославшись на ст.51 Конституции РФ.
Будучи допрошенной в качестве подозреваемой 09 февраля 2011 года в присутствии защитника, Давлятова, признав вину по ст.306 УК РФ.
(л.д.44-45)
Несмотря на отрицание своей вины по ч.1 ст.119 УК РФ, причастность Давлятовой к совершению указанного преступления подтверждается следующими доказательствами.
Потерпевшая ФИО1 показала, что 23 января 2011 года она вместе со своим внуком ФИО2 находилась по адресу: <адрес>. Около 17 часов к ним пришла подсудимая - ее дочь Давлятова И.Р., чтобы собрать вещи в больницу. Последняя находилась в состоянии алкогольного опьянения, в связи с чем она сделала замечание дочери. Давлятова стала ругаться, забежала на кухню и, схватив со стола кухонный нож, пошла в ее сторону, угрожая убийством: «Убью, ты меня уже достала!» Она испугалась за свою жизнь и здоровье, так как Давлятова была агрессивной и находилась в состоянии опьянения, кроме того, ее дочь раньше неоднократно бубнила себе под нос: «Одного убила – дали три, второго убью – дадут десять». Затем она резко открыла внутреннюю дверь прихожей, выбив нож из рук Давлятовой, и выбежала в подъезд. Давлятова схватила свои вещи и ушла из дома.
Свидетель ФИО2 дал показания, полностью совпадающие с показаниями потерпевшей ФИО1, приведенными выше. Добавил, что лично видел и слышал, как мать, держа в руках кухонный нож, направилась в сторону бабушки, говоря: «Убью! Зарежу!». Он сам испугался, забежал в зал и спрятался за диван. Затем он услышал, как нож упал на пол, а бабушка выбежала в подъезд. Через минуту мать тоже ушла. ФИО1 была сильно напугана, так как Давлятова вела себя очень агрессивно.
Свидетель ФИО3 показала, что 23 января 2011 года около 18 часов к ней пришла ее мать ФИО1, которая находилась в подавленном, расстроенном состоянии, и рассказала, что ее сестра, подсудимая Давлятова, будучи пьяной, учинила ссору с матерью, схватила в руки кухонный нож и угрожала ей убийством.
С согласия сторон в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ были оглашены показания не явившихся свидетелей ФИО4 и ФИО5, допрошенных в ходе предварительного расследования.
Свидетель ФИО4 показал, что проживает по адресу: <адрес>. В соседней квартире живет Давлятова, которая злоупотребляет спиртными напитками, ведет себя неадекватно. В конце января 2011 года он встретил ФИО1, которая рассказала, что обратилась в милицию с заявлением на Давлятову И., так как последняя на днях с ножом в руках угрожала ей убийством, а она сильно испугалась.
(л.д.54-55)
Свидетель ФИО5 показал, что работает старшим участковым уполномоченным УВД по г.Нефтекамску. В дневное время 29 января 2011 года к нему обратилась ФИО1 с просьбой привлечь к уголовной ответственности ее дочь Давлятову, которая 23 января 2011 года около 17 часов по месту жительства, схватив нож, угрожала ей убийством. Он принял у ФИО1 заявление и взял объяснение. Затем в присутствии понятых произвел осмотр квартиры и изъял кухонный нож, которым со слов ФИО1 угрожала ее дочь. (л.д.52-53)
Протоколом осмотра места происшествия, в ходе производства которого 29 января 2011 года была осмотрена квартира <адрес> и изъят нож с деревянной ручкой. (л.д.20-21)
Согласно протоколу предъявления предмета для опознания кухонный нож, который был использован Давлятовой при совершении угрозы убийством, был опознан среди прочих ножей потерпевшей ФИО1 по металлическим заклепкам, рукоятке и надписи на лезвии. (л.д.66-69)
Из протокола осмотра предметов следует, что был осмотрен кухонный нож с деревянной ручкой коричневого цвета, который постановлением был приобщен к делу в качестве вещественного доказательства.
(л.д.70-72)
Вина Давлятовой И.Р. в инкриминируемом ей преступлении по ч.1 ст.306 УК РФ, кроме ее признательных показаний, данных в ходе предварительного расследования, подтверждается также следующими доказательствами.
Свидетель ФИО2 показал, что он проживает по адресу: <адрес>, со своей бабушкой ФИО1, являющейся его опекуном, так как его мать Давлятова лишена в отношении него родительских прав. 29 января 2011 года после школы он был весь день дома, в квартиру по адресу: <адрес>, не ходил. Поздно вечером к ним позвонили сотрудники милиции и сообщили, что Давлятова написала заявление, якобы он ее избил, что было с ее стороны явным обманом, т.к. он никогда не бил свою мать.
Свидетель ФИО1 показала, что 29 января 2011 года она вместе со своим внуком ФИО2 весь день находились дома по адресу: <адрес>. Поэтому заявление ее дочери является заведомо ложным.
С согласия сторон в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ были оглашены показания не явившегося свидетеля ФИО6, допрошенного в ходе предварительного расследования.
Свидетель ФИО6, являющийся участковым уполномоченным ОМПЗ УВД, показал, что 29 января 2011 года в вечернее время в дежурную часть УВД обратилась Давлятова, заявившая, что около 16 часов по месту жительства: <адрес>, сын ФИО4 ударил ее кулаком по лицу. Он принял от нее заявление о привлечении к уголовной ответственности ФИО4, зарегистрировал его в КУСП ДЧ УВД. При этом Давлятова была под роспись ознакомлена со ст.306 УК РФ - о заведомо ложном доносе. (л.д.60-61)
Согласно справке из травмпункта ... Давлятова обратилась в больницу 29 января 2011 года в 15 часов 05 минут с диагнозом: ушибленная рана нижней губы. (л.д.32)
Рапортом начальника смены дежурной части УВД ФИО7 от 29.01.2011г. подтверждается, что 29 января 2011 года в 15 часов 20 минут из травмпункта поступило сообщение о том, что за медицинской помощью обратилась Давлятова с диагнозом: ушибленная рана нижней губы. (л.д.23)
Из заявления Давлятовой от 29 января 2011 года, зарегистрированного в КУСП под номером № ..., следует, что последняя, будучи письменно предупрежденной об уголовной ответственности по ст.306 УК РФ за заведомо ложный донос, просит привлечь своего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который 29 января 2011 года, находясь по месту жительства, нанес ей телесные повреждения, причинив физическую боль и моральные страдания. (л.д.24)
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № ... от 11.02.2011г. у Давлятовой выявлено телесное повреждение в виде раны нижней губы, причинение которого возможно при падении с высоты собственного роста на выступающую твердую поверхность, не исключается 29 января 2011 года, вызывает кратковременное расстройство здоровья и влечет легкий вред здоровью.
(л.д.64)
Постановлением от 08 февраля 2011 года в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.115 УК РФ в отношении ФИО2 было отказано, поскольку был установлен факт его оговора со стороны Давлятовой И.Р. (л.д.38)
Допросив подсудимую, выслушав потерпевшую, свидетелей, огласив показания не явившихся свидетелей, исследовав письменные материалы уголовного дела и оценив доказательства в их совокупности, суд считает вину Давлятовой в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.119, ч.1 ст.306 УК РФ, доказанной.
Ее вина подтверждается признательными показаниями самой подсудимой по ст.306 УК РФ за заведомо ложный донос, рапортом начальника дежурной части УВД, справкой из травмпункта и заключением судмедэкспертизы, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2
Приведенные выше доказательства согласуются между собой, не противоречивы, в совокупности являются достаточными и приводят к достоверному выводу о причастности Давлятовой к инкриминируемым ей преступлениям по статьям 119 ч.1 и 306 ч.1 УК РФ.
Доводы Давлятовой о невиновности в угрозе убийством являются надуманными и опровергаются совокупностью указанных выше доказательств, оснований не доверять которым у суда не имеется.
Квалифицируя действия подсудимой, суд считает, что Давлятова И.Р. совершила угрозу убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, - преступление, предусмотренное ч.1 ст.119 УК РФ.
Предъявленный органом дознания признак «угрозы причинения тяжкого вреда здоровью» подлежит исключению из квалификации содеянного, как излишне вмененный.
При этом суд исходит из того, что агрессивный характер поведения Давлятовой, находившейся в состоянии алкогольного опьянения, демонстрация ножа как возможного орудия преступления и ее слова, что убьет потерпевшую, свидетельствуют о наличии реальных оснований у ФИО1 опасаться осуществления этой угрозы.
Кроме того, суд приходит к выводу, что Давлятова И.Р. совершила преступление, предусмотренное ч.1 ст.306 УК РФ, сделав заведомо ложный донос о совершении преступления.
В ходе судебного заседания было установлено, что подсудимая умышленно, будучи письменно предупрежденной об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, подала в УВД по г.Нефтекамску письменное заявление, в котором содержалась заведомо ложная информация о якобы имевшем место преступлении по ч.1 ст.115 УК РФ со стороны ФИО2 Тем самым Давлятова грубо нарушила нормальную деятельность правоохранительных органов.
При определении вида и размера наказания подсудимой суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности преступлений.
Обстоятельством, отягчающим наказание, является рецидив преступлений.
В качестве смягчающего наказание обстоятельства суд учитывает полное признание Давлятовой своей вины по ч.1 ст.306 УК РФ в ходе предварительного расследования и способствование расследованию данного преступления.
Кроме того, при назначении наказания суд принимает во внимание позицию потерпевшей, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой, данные о ее личности: Давлятова по месту жительства характеризуется отрицательно, на учете в ПНДО не состоит, привлекалась к административной ответственности.
Поведение подсудимой при совершении преступления, в ходе предварительного следствия и в судебном заседании свидетельствует об отсутствии каких-либо оснований сомневаться в ее полной психической полноценности, поэтому суд признает ее вменяемой, подлежащей уголовной ответственности за содеянное.
Учитывая, что преступления носят характер небольшой тяжести, а также, что цели наказания, закрепленные в ч.1 ст.73 УК РФ считает возможным применение к подсудимой условного осуждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.303, 304, 307-309 УПК РФ,
ПРИГОВОРИЛ:
Давлятову И. Р. признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.119, ч.1 ст.306 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы:
- по ч.1 ст.119 УК РФ сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев;
- по ч.1 ст.306 УК РФ сроком на 1 (один) год.
В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения окончательное наказание Давлятовой И. Р. назначить в виде 2 (двух) лет лишения свободы.
В силу ст.73 УК РФ данную меру наказания считать условной, установив испытательный срок 2 (два) года.
Обязать осужденную Давлятову И.Р. встать на учет и ежемесячно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства, без предупреждения последней не менять место жительства, не покидать место жительства с 22 часов до 06 часов по местному времени, в месячный срок добровольно пройти курс наблюдения и лечения у психиатра от алкогольной зависимости в условиях наркологического диспансера, в трехмесячный срок трудоустроиться либо встать на учет в центр занятости населения.
Меру пресечения Давлятовой И.Р. – заключение под стражу – изменить на подписку о невыезде и надлежащем поведении, освободив из-под стражи в зале суда.
Зачесть Давлятовой И.Р. в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 16 по 17 мая 2011 года включительно.
Вещественное доказательство по делу - кухонный нож – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10-ти суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья: А.В. Акулов
Приговор вступил в законную силу 30.05.2011 г.