Обвинительный приговор в отношении Шарипова В. Р. по ст. 111 ч. 4 УК РФ.



Дело № 1-346/2011

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

г.Нефтекамск 01 июля 2011 года

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Акулова А.В.,

с участием государственного обвинителя Аминева Р.Н.,

защитника Ахметовой Г.М.,

подсудимого Шарипова В.Р.,

потерпевшей ФИО1,

при секретаре Миннихановой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Шарипова В. Р., ..., ранее судимого:

- 20.04.2011 г. Нефтекамским городским судом по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ к 1 году лишения свободы в исправительной колонии общего режима, наказание не отбыто,

в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Шарипов В.Р. на территории г.Нефтекамска Республики Башкортостан умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.

20 марта 2011 года в период с 05 до 06 часов в квартире <адрес> между ранее знакомыми Шариповым и ФИО2, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, возникла ссора по причине того, что ФИО2 утаил от Шарипова сдачу, оставшуюся после приобретения спиртного на деньги Шарипова.

В ходе данного конфликта Шарипов из-за внезапно возникших личных неприязненных отношений умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, осознавая и желая этого, нанес множество ударов руками и ногами по голове, груди и другим частям тела ФИО2.

В результате умышленных действий Шарипова ФИО2 были причинены телесные повреждения в виде: раны, ссадин, кровоподтеков лица, кровоподтеков и кровоизлияния в мягкие ткани верхних конечностей, затылочной области, перелома костей носа, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку левой теменной и затылочной долей головного мозга, перелома грудины на уровне 2-го межреберья, множественных двухсторонних переломов ребер по правой средне-ключичной линии с 3-го по 9-е, по левой задне-подмышечной линии с 7-го по 10-е, по левой средне-ключичной линии со 2-го по 10-е с кровоизлияниями вокруг линий переломов, являющиеся опасными для жизни, вызвавшие тяжкий вред здоровью и повлекшие по неосторожности смерть, с которой состоят в прямой причинной связи.

От полученных телесных повреждений ФИО2 в тот же день, 20 марта 2011 года, скончался на месте происшествия.

Смерть ФИО2 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку, множественных двухсторонних переломов ребер, грудины, вызвавших травматический шок.

Подсудимый Шарипов В.Р. в судебном заседании вину в предъявленном ему обвинении по ч.4 ст.111 УК РФ признал полностью и показал следующее.

19 марта 2011 года около 23 часов он пришел к своему знакомому ФИО2, проживающему по адресу: <адрес>, где также находился их общий знакомый ФИО3. Все вместе они употребляли самогон, приобретенный на его деньги, выпили примерно 1,5 литра на троих. Около 03 часов ночи 20.03.2011 г. он дал ФИО2 110 рублей и попросил сходить купить еще спиртного и закуску. При этом попросил оставить ему 40 рублей на утро на дорогу. ФИО2 ушел, а когда вернулся, заявил, что ничего не купил. Он спросил, где деньги, на что ФИО2 сказал, что не знает. Из-за этого между ними начался конфликт. Он разозлился и стал избивать ФИО2, нанося ему удары руками и ногами по различным частям тела. Всего ударил 4 раза: по голове и груди. ФИО2 упал на пол, изо рта у него пошла кровь, и он стал задыхаться. Увидев это, он стал делать ФИО2 искусственное дыхание, после чего последний захрипел. Когда он делал искусственное дыхание ФИО2, его лицо, руки и одежда испачкались кровью. Затем он с ФИО3, сидевшим за столом, подняли ФИО2 и положили его на кровать. В этом момент из-под матраца выкатилась бутылка со спиртом, которую, видимо, ФИО2 купил на его деньги и незаметно пронес в квартиру. Открыв бутылку с самогоном, они с ФИО3 выпили по паре рюмок.

Затем он пошел к своей сестре ФИО4, чтобы попросить о помощи. Но когда ФИО4 открыла дверь и увидела, что он в крови, она не стала его слушать и закрыла перед ним дверь. Он хотел снова зайти к ФИО2, но ФИО3 изнутри запер дверь. Тогда он спустился на улицу и вытер лицо и руки снегом, зашел обратно в подъезд, поднялся на третий этаж и уснул на лестничной площадке, т.к. был сильно пьяным.

Преступление им было совершено в период с 05 до 06 часов утра 20 марта 2011 года. В тот же день около 14 часов его разбудила в подъезде гражданская жена ФИО7 и увезла домой. Убивать ФИО2 не хотел и не предвидел этого, раскаивается в случившемся.

Изложенное Шариповым подтверждается проведенной с его участием проверкой показаний на месте, где в присутствии защитника и понятых подсудимый добровольно и подробно воспроизвел обстоятельства нанесения им ударов руками и ногами по голове и груди ФИО2, о чем 23 марта 2011 года был составлен соответствующий протокол и приложена фототаблица. (л.д.78-88)

Помимо приведенных выше признательных показаний Шарипова причастность подсудимого к инкриминируемому преступлению также подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей, протоколами осмотра места происшествия, выемки, осмотра предметов, постановлением о приобщении их к делу в качестве вещественных доказательств, заключениями судебных экспертиз.

Так, потерпевшая ФИО1 показала, что ФИО2 приходился ей родным братом, проживал по адресу: <адрес>. В последнее время с ФИО2 стал проживать ФИО3, с которым брат злоупотреблял спиртным, поэтому она ФИО3 постоянно выгоняла из квартиры. Последний раз она приходила к брату домой 19 марта 2011 года около 12 часов. Он был трезвый, телесных повреждений у него не видела. Брат обещал прийти к ней 21 марта 2011 года помыться в ванной.

21 марта 2011 года ФИО2 к ней не пришел. Тогда она 22 марта 2011 года около 10 часов 15 минут пошла сама к нему. Придя к брату, увидела, что дверь его квартиры приоткрыта, она зашла в комнату и почувствовала трупный запах. Увидела брата на кровати, укрытого одеялом, она пощупала его за ноги, он был холодным. Поняв, что брат мертв, она сразу же побежала в расположенную рядом организацию, откуда позвонила в милицию.

Свидетель ФИО4 показала, что она проживает по <адрес>. Шарипов приходится ей родным братом, который проживает со своей сожительницей ФИО5 и ... в <адрес>. В ее доме в № ... квартире, расположенной напротив, проживал ФИО2, с которым в последнее время жил ФИО3. Оба постоянно употребляли алкогольные напитки, собирали компании алкоголиков, шумели, устраивали драки. У ФИО3 были проблемы с ногами, и он ходил, опираясь на костыль. Ей известно, что ее брат Шарипов однажды также употреблял в квартире ФИО2 спиртное.

19 марта 2011 года в дневное время к ней пришел ее брат, он у нее поел, сказал, что пришел с УВД, также сказал, что собирается устраиваться на работу, после чего ушел, куда именно, она не знает.

20 марта 2011 года около 06 часов к ней в дверь постучался Шарипов, он был весь в крови, брат сказал, что находился у ФИО2, и между ними произошла драка. Она сильно испугалась и не пустила Шарипова, захлопнув дверь.

В этот же день около 14 часов к ней пришла сожительница брата, ФИО7, ..., пояснив, что в подъезде в состоянии алкогольного опьянения спит Шарипов. Через некоторое время ФИО7 и Шарипов поднялись к ней на этаж и стали стучаться в квартиру № .... Дверь им никто не открыл, и они уехали домой в <адрес>.

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что она проживает в <адрес> вместе со своей сестрой, сожителем Шариповым .... ФИО4 в последнее время работал на ... в г.Нефтекамске. С 17 марта 2011 года Шарипов находился в г.Нефтекамске. 20 марта 2011 года в дневное время она с дочкой и сестрой поехали в г.Нефтекамск, где она решила зайти в гости к сестре Шарипова – ФИО4. Приехав по ее месту жительства, на третьем этаже подъезда она увидела спящего Шарипова, находившегося в состоянии алкогольного опьянения. Она вытащила его на улицу, и все вместе они поехали обратно домой в <адрес>. Со слов Шарипова ей известно, что он избил какого-то мужчину, и тот умер. 22 марта 2011 года к ним домой приехали сотрудники милиции и увезли Шарипова.

Свидетели ФИО6 и ФИО7 подтвердили, что с ними по соседству во втором корпусе дома <адрес> проживали ФИО2 и ФИО3, которые вместе злоупотребляли спиртными напитками. При этом у ФИО3 были больные ноги, и он ходил, опираясь на костыль.

С согласия сторон в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ были оглашены показания неявившихся свидетелей ФИО3 и ФИО8, допрошенных в ходе предварительного расследования.

Свидетель ФИО3 показал, что он около 2 лет снимал 47 квартиру по адресу: <адрес>. В соседней № ... квартире проживал ФИО2, с которым они постоянно вместе употребляли спиртные напитки. Последнее время он жил у родителей, но приезжал к ФИО2 и часто оставался у него ночевать.

18 марта 2011 года вечером он приехал к ФИО2, они употребляли спиртное. Он находился у ФИО2 два дня, то есть до вечера 20 марта 2011 года. Около 01 часа ночи 20.03.2011 года к ФИО2 пришел их общий знакомый Шарипов, который находился в состоянии алкогольного опьянения. Шарипов дал ФИО2 около 400 рублей денег на спиртное, ФИО2 пошел за самогоном. Когда вернулся, то принес с собой три бутылки с самогоном емкостью 0,5 л и закуску: селедку с хлебом. Шарипов попросил ФИО2 оставить около 40 рублей, так как ему с утра надо было куда-то ехать. Затем они втроем стали употреблять спиртные напитки. Около 06 часов утра из-за того, что ФИО2 не оставил сдачу Шарипову, между ними произошла ссора, в ходе которой Шарипов стал с силой наносить многочисленные удары руками и ногами по различным частям тела ФИО2, в том числе по голове и груди, бил ногами, обутыми в зимние ботинки.

Затем Шарипов стал ему угрожать, говоря, что свидетелей не оставляет. Но он обещал, что никуда сообщать не будет, просил его не трогать. Шарипов попросил помочь поднять ФИО2 на кровать, который ничего не говорил, был весь синий. Положив ФИО2 на кровать, Шарипов стал делать ему искусственное дыхание, но ФИО2 это не помогало. Затем Шарипов ушел, он тоже сразу же собрался, т.к. боялся, что Шарипов вернется и изобьет его. Уходя, он на полу нашел какие-то документы, которые забрал с собой.

После этого весь день он прятался по подъездам г.Нефтекамска, чтобы Шарипов не нашел его, а вечером на последнем рейсе автобуса уехал в <адрес> к своей тетке ФИО8. По приезду он ей рассказал о случившемся и показал документы, которые забрал из квартиры ФИО2. Оказалось, что данные документы принадлежали Шарипову: паспорт, медицинский полис, страховое свидетельство, диплом, которые впоследствии он добровольно отдал сотрудникам УВД.

(л.д.49-52, 67-69)

Свидетель ФИО8 подтвердила показания, данные свидетелем ФИО3, приведенные выше. Добавила, что на следующее утро 21 марта 2011 года она сообщила о случившемся в ОВД по <адрес>. На одежде ФИО3 следов крови она не видела, телесных повреждений на его теле не было.

(л.д.62-64)

Согласно протоколу осмотра места происшествия и фототаблице к нему от 22 марта 2011 года видно, что в квартире <адрес> на кровати обнаружен труп ФИО2 с множественными гематомами на лице. С места происшествия были изъяты следы с отпечатками рук.

(л.д.6-15)

Данные следы отпечатков рук были осмотрены, о чем составлен протокол осмотра предметов. Постановлением предметы приобщены к делу в качестве вещественных доказательств. (л.д.134-135, 140)

На основании заключения дактилоскопической экспертизы № ... от 12.04.2011г. след пальца руки, изъятый в <адрес> во время осмотра места происшествия, пригоден для идентификации, он оставлен указательным пальцем левой руки Шарипова.

(л.д.153-155)

В соответствии с заключениями судебно-медицинской экспертизы №№ ... и ... от 13 апреля и 11 мая 2011 года на трупе ФИО2 были обнаружены следующие телесные повреждения:

- рана, ссадины, кровоподтеки лица, кровоподтеки и кровоизлияния в мягкие ткани верхних конечностей, затылочной области, перелом костей носа, кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку левой теменной и затылочной долей головного мозга, перелом грудины на уровне 2-го межреберья, множественные двухсторонние переломы ребер по правой средне-ключичной линии с 3-го по 9-е, по левой задне–подмышечной линии с 7-го по 10-е, по левой средне–ключичной линии со 2-го по 10-е, с кровоизлияниями вокруг линий переломов.

Все повреждения прижизненны, причинены при многократном (не менее десяти раз) воздействии тупого предмета, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении тела потерпевшего, возможно как руками, так и ногами.

Данные телесные повреждения являются опасными для жизни, вызвали тяжкий вред здоровью, с которым состоят в прямой причинной связи.

С этими телесными повреждениями ФИО2 мог жить в течение времени, исчисляемого десятками минут, часами, в ходе чего возможность совершения активных действий не исключается.

Смерть ФИО2 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку, множественных двухсторонних переломов ребер, грудины, вызвавших травматический шок.

(л.д.20-31, 165-169)

Допросив подсудимого, выслушав потерпевшую, свидетелей, огласив показания неявившихся свидетелей, исследовав письменные материалы уголовного дела и оценив доказательства в их совокупности, суд считает вину Шарипова в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, доказанной.

Приведенные выше доказательства последовательны и непротиворечивы, согласуются и взаимосвязаны между собой, допустимы, в своей совокупности являются достаточными и приводят к достоверному выводу об умышленном причинении Шариповым тяжкого вреда здоровью ФИО2, опасного для жизни человека, и повлекшего смерть потерпевшего по неосторожности.

При этом суд уточняет время совершения преступления - 20 марта 2011 года в период с 05 до 06 часов, - что подтверждается показаниями самого Шарипова, а также свидетельскими показаниями ФИО3 и ФИО4.

Характер, локализация и множественность нанесенных ФИО2 телесных повреждений свидетельствуют о том, что Шарипов действовал с прямым умыслом, направленным на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Телесные повреждения, причиненные Шариповым, являлись опасными для жизни ФИО2 и повлекли по неосторожности его смерть, с которой состоят в прямой причинной связи.

Смерть потерпевшего наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку, множественных двухсторонних переломов ребер, грудины, вызвавших травматический шок.

Исходя из чего, квалифицируя действия подсудимого, суд считает, что Шарипов В.Р. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего, - т.е. совершил преступление, предусмотренное ч.4 ст.111 УК РФ.

При определении вида и размера наказания подсудимому суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности преступления.

Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, являются полное признание Шариповым своей вины, активное способствование правоохранительным органам в расследовании преступления, ..., принятие Шариповым мер по оказанию первой помощи потерпевшему, аморальность поведения ФИО2, явившегося поводом для совершения преступления.

Кроме того, при назначении наказания суд учитывает его влияние на исправление подсудимого, условия жизни его семьи, позицию потерпевшей, данные о личности: Шарипов на учете в НДО и ПНДО не состоит, по месту жительства характеризуется удовлетворительно.

Поведение подсудимого при совершении преступления, в ходе предварительного следствия и в судебном заседании свидетельствует об отсутствии каких-либо оснований сомневаться в его полной психической полноценности, поэтому суд признает его вменяемым, подлежащим уголовной ответственности за содеянное.

Принимая во внимание особую тяжесть содеянного, суд считает, что цели наказания, предусмотренные ч.2 ст.43 УК РФ, будут достигнуты только путем длительной изоляции Шарипова от общества, с отбыванием наказания в исправительном учреждении согласно п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ.

Условий для применения положений статей 64 и 73 УК РФ суд не усматривает.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 303, 304, 307-309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Шарипова В. Р. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, назначив ему наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы.

В соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием, назначенным по приговору Нефтекамского городского суда РБ от 20 апреля 2011 года, окончательное наказание Шарипову В. Р. назначить в виде 7 (семи) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Шарипову В.Р. - заключение под стражу - оставить без изменения.

Срок наказания исчислять с 01 июля 2011 года. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 22 марта по 30 июня 2011 года включительно.

Вещественные доказательства по делу - паспорт, страховое свидетельство, страховой медицинский полис, диплом и социальный номер на имя Шарипова В. Р. – вернуть по принадлежности; отрезки ленты скотч со следами рук, отпечатки рук и оттиски ладоней - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Верховный суд РБ в течение 10-ти суток со дня его провозглашения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья: А.В. Акулов

Кассационным определением Верховного суда РБ от 13 сентября 2011 года приговор изменен, кассационное представление удовлетворено, исключено из описательно-мотивировочной части указание на особую тяжесть содеянного, и снижено наказание по ч.4 ст.111 УК РФ до 6 лет 11 месяцев лишения свободы, и окончательное наказание, назначенное на основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, снижено до 7 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Приговор вступил в законную силу 13.09.2011 г.