Дело № 2-1814\2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2010 года г.Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.Х. Галиева, при секретаре А.Х. Гаязовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аглиевой Венеры Маратовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
В.М. Аглиева обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ указав, что, Дата обезличена года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив к заявлению соответствующие документы. Решением ответчика истице было отказано в выдаче указанного сертификата по причине того, что ею представлен неполный перечень документов, а именно, вместо свидетельства о рождении первого ребенка была предоставлена справка о рождении. Считает, что указанное решение является незаконным, так как при решении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский капитал юридически значимым является сам факт рождения двух и более детей, независимо от времени жизни первого ребенка.
В судебном заседании представитель истицы ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что его супруга В.М.Аглиева родила двух детей. Первый ребенок умер при родах, поэтому орган ЗАГС свидетельство о рождении не выдал. В соответствии ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» истица имеет право на получение сертификата на материнский капитал, поскольку материнский капитал выдается матери при рождении второго ребенка, независимо от того, родились дети живыми или мертвыми. К тому же в справке о рождении первого ребенка имеются все данные о ребенке, которые должны быть указаны в свидетельстве о рождении. После родов первого ребенка истица тяжело заболела, но несмотря на это решилась родить второго ребенка, тем самым внесла свой вклад в улучшении демографической ситуации в стране. Считает, что действиями ответчика нарушены предусмотренные законом права истицы.
Представитель ответчика – ГУ Управление ПФ РФ в г.Нефтекамске РБ ФИО5 исковые требования не признал, суду пояснил, что Правила выдачи сертификата на материнской капитал предусматривают перечень документов, которые должны быть предоставлены заявителем в обязательном порядке. В данный перечень включен и такой документ, как свидетельство о рождении ребенка. Правила ведения государственного регистра также предусматривают указание в нем реквизитов свидетельства о рождении ребенка. У истицы отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка, поскольку ребенок родился мертвым и орган загса выдал ей только справку о рождении ребенка. По смыслу закона, материнский капитал выдается для поддержки семей, имеющих двух и более детей. В данном случае истица фактический воспитывает одного ребенка, поэтому, ей правомерно было отказано в выдаче материнского капитала.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из пояснений представителя истицы и материалов дела, В.М. Аглиева является матерью ФИО4, Дата обезличена года рождения и ФИО4, Дата обезличена года рождения.
Из справок о рождении Номер обезличен, от Дата обезличена года и от Дата обезличена года, выданных отделом загс по г.Нефтекамску следует, что ФИО4 родилась Дата обезличена года у ФИО0 мертвой, о чем имеется актовая запись о рождении ребенка, родившегося мертвым, Номер обезличен от Дата обезличена года.
После рождения второго ребенка В.М. Аглиева обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский капитал. Ответчиком в выдаче такого сертификата истице было отказано, о чем ей было сообщено письмом от Дата обезличена года Номер обезличен. Своё решение ответчик мотивировал тем, что истица не представил документ, подтверждающий рождение ребенка, а именно свидетельство о рождении ребенка.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года (в редакции от 25 декабря 2008 года) (далее Закон № 256 – ФЗ), законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих.
В преамбуле Закона № 256 – ФЗ указано, что его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.
В соответствии со ст. 3 Закона № 256 – ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.
В соответствии с п.3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 (далее – Правила) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.
Право на получение сертификата имеет женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил сертификат является именным документом, подтверждающим право и дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Таким образом, целью Закона № 256 – ФЗ является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим двух и более детей. Данный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации и по его смыслу, дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеются (ею воспитываются) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился после 01.01. 2007 года.
Следовательно, право на материнский капитал имеют женщины только при наличии у них к моменту реализации права на получение материнского капитала живых детей.
Кроме этого, согласно ст. Закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать, в том числе, сведения о детях (фамилию, имя, и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Ст. 47 ГК РФ предусматривает государственную регистрацию акта рождения.
В ст. 23 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143 ФЗ (редакция от 23 июля 2008 года) перечислены сведения, которые должно содержать свидетельство о рождении.
Положениями ст. 29 данного Закона предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Судом установлено, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, что первый ребенок истицы родился мертвым, в связи с чем, ей не было выдано свидетельство о рождении ребенка и на момент обращения о выдаче государственного материнского (семейного) сертификата у истицы в семье имелся только один ребенок.
При таких обстоятельствах, в связи со смертью первого ребенка при родах, на момент рождения второго ребенка у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, установленные ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и ответчиком ей обоснованно отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аглиевой Венеры Маратовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ о признании решения Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, о признании права на получение государственного сертификата на материнский(семейный) капитал и возложении на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней, со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено Дата обезличена года.
Судья: А.Х.Галиев.