№ 2-2139/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2010 года Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре А.Н.Хатмуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Нурматова Т.Х. к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о признании права на получение жилья в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот, возложении на администрацию ГО г. Нефтекамск обязанности по внесению Нурматова Т.Х. в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения, возложении на Правительство РБ обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд в интересах Нурматова Т.Х с требованием о признании права на получение жилья в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот, внесении Нурматова Т.Х. в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения и предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Нурматов Т.Х. состоял на учете в органе опеки и попечительства администрации ГО г. Нефтекамск как ребенок-сирота. Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ над ним было установлено попечительство. Собственного или закрепленного жилья у Нурматова Т.Х. на момент установления над ним попечительства не имелось, как не имеется и в настоящее время. Однако Нурматову отказано в реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот, жилое помещение по договору социального найма вне очереди ему не предоставлялось.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нефтекамска исковые требования поддержала по указанным основаниям. Суду пояснила, что Нурматов с ДД.ММ.ГГГГ находился под попечительством, имел право на внеочередное получение жилого помещения по окончанию образовательного учреждения. Несоблюдение его прав имело место не по его вине. Закрепленное за Нурматовым право последним не реализовано. В связи с этим прокурор считает, что несмотря на достижение определенного возраста, Нурматов имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как ребенок-сирота. Считает, что обеспечение жильем детей-сирот является государственным полномочием органа исполнительной власти субъекта РФ, то есть Правительства РБ. Однако в целях обеспечения порядка предоставления жилого помещения считает необходимым произвести внесение Нурматова в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма.
Нурматов Р.Х. иск поддержал по тем же основаниям, суду пояснил, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года у него умерла мать. Отца также не было. До ДД.ММ.ГГГГ он жил в семье сводной сестры. В ДД.ММ.ГГГГ тетя (сестра матери) перевезла его в <адрес>. В этом же году в отношении Нурматова было установлено попечительство. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты> №, в ДД.ММ.ГГГГ поступил в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ женился, в ДД.ММ.ГГГГ у него родился сын. Иного жилья он не имеет. Проживает в квартире тещи, зарегистрирован в общежитии, где фактически не проживает. Супруга статуса ребенка-сироты не имеет. Считает, что в его действиях отсутствует вина в том, что он не был надлежащим образом учтен как ребенок-сирота в целях обеспечения его жильем.
Представитель администрации иск не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Нурматов встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день его очередность по единому списку соответствует <данные изъяты>. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Нурматов поставлен на учет на получение субсидии на приобретение жилья либо на приобретение земельного участка как малоимущий. Его очередность соответствует <данные изъяты>. С заявлением о постановке на учет как ребенок-сирота Нурматов обратился в возрасте <данные изъяты> лет. На этом основании ему было отказано. Считает, что обязанность по обеспечению жилым помещением с учетом статуса Нурматова как ребенка-сироты лежит на Правительстве РБ, как на органе государственной власти субъекта РФ за счет бюджетных средств субъекта РФ. Признает, что, возможно, отсутствие надлежащего учета в отношении Нурматова имело место по вине органов, обязанных осуществлять защиту прав детей-сирот.
Представитель Правительства РБ, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился. В ходе подготовки к рассмотрению дела был допрошен в порядке ст. 62 ГПК РФ. Представил отзыв, в котором иск прокурора не признает в связи с тем, что надлежащим ответчиком по данному иску является только орган местного самоуправления в лице администрации ГО г. Нефтекамск.
Представитель Министерства образования РБ, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования РБ. В ходе подготовки к рассмотрению дела был допрошен в порядке ст. 62 ГПК РФ. Представил отзыв, в котором также иск прокурора не признает в связи с тем, что Нурматов местной администрацией не был своевременно принят на соответствующий учет, включен в соответствующий список, в связи с чем также надлежащим ответчиком по данному иску считает орган местного самоуправления в лице администрации ГО г. Нефтекамск.
Представитель Министерства финансов РБ, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился. В ходе подготовки к рассмотрению дела был допрошен в порядке ст. 62 ГПК РФ. Представил отзыв, в котором также иск прокурора не признает в связи с тем, что Нурматов местной администрацией не был своевременно принят на соответствующий учет, включен в соответствующий список. В связи с этим выделение денежных средств на обеспечение Нурматова жилым помещением во внеочередном порядке произведено не было. В связи с этим также надлежащим ответчиком по данному иску считает орган местного самоуправления в лице администрации ГО г. Нефтекамск.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим частичному удовлетворению в связи со следующим.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается сторонами, что Нурматов Т.Х. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в органе опеки и попечительства администрации ГО г. Нефтекамск как ребенок-сирота. Постановлением главы администрации г. Нефтекамска № 1244 от 09 августа 1999 года Нурматову было установлено попечительство в связи с тем, что одинокая мать Нурматова Т.Х. – Нурматова Г.М. умерла. Собственного или закрепленного жилья у Нурматова Т.Х. на момент установления над ним попечительства не имелось. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты> №. Следовательно, в ДД.ММ.ГГГГ у Нурматова возникло право внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по наличию у него статуса ребенка-сироты. Однако Нурматов Т.Х. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении ему жилого помещения вне очереди по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот не поставлен, жилое помещение по договору социального найма вне очереди ему не предоставлялось.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети–сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечения, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии ч.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающих в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Статьей 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанных категорий. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Кроме того, данное право закреплено в ч.2 п.2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к их расходным обязательствам.
В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 167.
Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация субъекта) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающим учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателями средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты – на лицевых счетах. Открытых получателями средств местных бюджетов – в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1203 правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий утверждается Министерством финансов РФ в пределах, установленных Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 года № 392 «О формировании предоставлений, и распределений субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».
Постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, необходимо представить жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов РБ жилых помещений детям сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета РБ на капитальные вложения.
В соответствии с данным Постановлением Правительства РБ администрациям муниципальных районов и городских округов РБ необходимо представлять в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и постановленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год, документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам; ежеквартально в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилых помещений детям – сиротам за счет всех источников финансирования, в т.ч. за счет средств бюджета РБ и местного бюджета.
Ответственность за своевременное представление заявок на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот, а также за достоверность, содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставляемых детям-сиротам жилых помещений, сведений об использовании выделенных средств несут администрации муниципальных районов и городских округов РБ.
Следовательно, как указано выше, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ. Следовательно, обязанность по надлежащему и своевременному финансированию расходов по внеочередному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями лежит на Правительстве РБ.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что денежные средства на приобретение жилья для Нурматова администрации ГО г. Нефтекамск не выделялись, последний в очереди на получение жилья как ребенок – сирота в администрации ГО г. Нефтекамск не состоял, следовательно, заявка на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению Нурматова не представлялась, в связи с чем у суда нет оснований для возложения на администрацию ГО г. Нефтекамск обязанности по обеспечению Нурматова жилым помещением. Факт ненадлежащего учета Нурматова в качестве ребенка-сироты не может являться основанием для возложения на администрацию ГО г. Нефтекамск обязанности по обеспечению Нурматова жилым помещением, поскольку об этом свидетельствует анализ вышеприведенных норм законов и подзаконных актов.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В ходе судебного заседания достоверно установлено, что право собственности на какое-либо жилое помещение за Нурматовым не зарегистрировано, последний жильем не обеспечен. Факт состояния Нурматова в очередности на улучшение жилищных условий не является препятствием к реализации Нурматовым его прав, предоставленных законом, также как не сможет являться таким препятствием факт достижения им определенного возраста.
Гражданское процессуальное законодательство основывается на принципе целесообразности судебного решения.
Прокурором ставится вопрос о возложении обязанности по внесению Нурматова Т.Х. в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения. Между тем, жилищным законодательством право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет. Кроме того, ст. 57 ЖК РФ не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лицам равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди, например, по списку внеочередников.
При таких обстоятельствах суд считает нецелесообразным удовлетворение иска прокурора в части возложения на администрацию ГО г. Нефтекамск обязанности по внесению Нурматова Т.Х. в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения.
Более того, следует признать, что удовлетворение исковых требований прокурора в части возложении обязанности по внесению Нурматова Т.Х. в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения приведет к вынесению неисполнимого решения, поскольку постановка на жилищный учет неизбежно повлечет за собой необходимость соблюдения процедуры обеспечения Нурматова жилым помещением с включением его в соответствующий список и не гарантирует исполнение решения в части обязания Правительства Республики Башкортостан предоставить Нурматову Т.Х. благоустроенное жилое помещение, которое должно быть исполнено в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.
Как указано выше, прокурором ставится вопрос о предоставлении Нурматову жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
П. 2 решения Нефтекамского городского Совета депутатов РБ от 15 июня 2005 года № 24-10/4 по г. Нефтекамску установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) – в размере 14 метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с Постановлением правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 № 415) предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м для одиноко проживающих детей-сирот. Поскольку в семье Нурматова статус ребенка-сироты имеет только Нурматов Т.Х., то максимальная площадь предоставления жилого помещения должна соответствовать 33 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Нефтекамска удовлетворить частично.
Признать за Нурматовым Т.Х. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Нурматову Т.Х. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в пределах г. Нефтекамска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения, то есть не менее 14 кв. м общей площади но не более 33 кв.м общей площади.
В удовлетворении остальных исковых требований прокурора г. Нефтекамска отказать.
Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Нефтекамский городской суд РБ.
Мотивированное решение суда изготовлено в 10.00 часов 03 ноября 2010 года.
Судья Л.Р. Ахтямова
Решение не вступило в законную силу.