Дело № 2-3114/2010 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2010 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.Х. Галиева, при секретаре А.Х. Гаязовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Нефтекамск о признании незаконными бездействия администрации городского округа г. Нефтекамск, выразившегося в не оборудовании пешеходных переходов на перекрестках улиц города светофорными объектами с установленными и функционирующими средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора и об обязании ответчика устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Нефтекамска РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Нефтекамск о признании незаконными бездействия ответчика выразившееся в не оборудовании пешеходных переходов на перекрестках улиц города светофорными объектами с установленными и функционирующими средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора и об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем оборудования пешеходных переходов на перекрестках улиц: Социалистическая и проспект Комсомольский, проспект Юбилейный и Социалистическая, проспект Юбилейный и Строителей, Нефтяников и Социалистическая, а также на улице Трактовая напротив здания городского автовокзала такими светофорными объектами.
Свои доводы прокурор мотивировал тем, что прокуратурой г. Нефтекамска проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной и иной инфраструктуры городского округа г. Нефтекамск. В ходе проверки установлено, что на территории городского округа г. Нефтекамск на перекрестках улиц: Социалистическая и проспект Комсомольский, проспект Юбилейный и Социалистическая, проспект Юбилейный и Строителей, Нефтяников и Социалистическая, а также на улице Трактовая напротив здания городского автовокзала пешеходные переходы не оборудованы функционирующими средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров. Данное обстоятельство нарушает требование ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, включая городской и пригородный пассажирский транспорт и средствами связи и информации, в том числе средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамска Салемгареев А.В. иск поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что прокурор просит обязать ответчика оборудовать светофоры именно на указанных в иске пешеходных переходах средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, поскольку на этих пешеходных переходах наиболее интенсивное пешеходное движение.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца УВД по г. Нефтекамску Валеев М.Г. с иском согласился, считал возможным иск удовлетворить по указанным истцом основаниям.
Представитель администрации городского округа г. Нефтекамск Аксанова Г.Ф. иск не признала, пояснила, что истец обратился в суд с данным заявлением, не обосновав свои требования никакими доказательствами. Истцом не представлены доказательства того, что именно указанными пешеходными переходами регулярно пользуются инвалиды по зрению и что именно на этих перекрестках в настоящее время необходимо установить дополнительное оборудование, обеспечивающее дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров. Также прокурор даже не смог указать, сколько слепых и слабовидящих граждан имеется в г. Нефтекамске. Кроме того, в настоящее время администрацией городского округа г. Нефтекамск изыскиваются возможности для финансирования проекта организации дорожного движения в г. Нефтекамске, разработка которого планируется в 2011 году.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, что собственником и балансодержателем светофорных объектов, находящихся на территории г. Нефтекамска, является администрация городского округа г. Нефтекамск.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно требованиям, установленным в п. 4. ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. ст. 21 и 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Как следует из п. 7.4.3 ГОСТ – Р – 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 года № 120-ст, на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к световой сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, включая городской и пригородный пассажирский транспорт и средствами связи и информации, в том числе средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В целях реализации положений установленных в статьях 14, 15, 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных нормативных правовых актов положения ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» носят общий характер и дают возможность органам местного самоуправления в пределах предоставленных законом полномочий проводит мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и устанавливать сроки решения поставленной задачи с учетом определенных норм, правил и условий в плановом порядке.
На это же было указано и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 689-О-О «ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЗЕЛЕНОГОРСК» КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Кроме того, согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, в нарушение данного требования закона прокурор не обосновал свои требования о необходимости оборудования светофорных объектов на указанных им пешеходных переходах дополнительным оборудованием, не представил никаких доказательств того, что именно на этих пешеходных переходах имеется наиболее интенсивное движение пешеходов и что именно этими пешеходными регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.
При таких обстоятельствах основания для обязания ответчика организовать работы по оборудованию указанных истцом светофорных объектов средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске прокурора г. Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Нефтекамск о признании незаконными бездействия администрации городского округа г. Нефтекамск, выразившееся в не оборудовании пешеходных переходов на перекрестках улиц города светофорными объектами с установленными и функционирующими средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора и об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем оборудования пешеходных переходов на перекрестках улиц: Социалистическая и проспект Комсомольский, проспект Юбилейный и Социалистическая, проспект Юбилейный и Строителей, Нефтяников и Социалистическая, а также на улице Трактовая напротив здания городского автовокзала такими светофорными объектами отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13.12.2010 года.
Председательствующий: А.Х. Галиев
Решение не вступило в законную силу.