по иску прокорура г. Нефтекамска РБ о предоставлении жилого помещения



Дело №2-174/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 года Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре Н.Г.Шмониной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Кутлыева Р.М., ДД.ММ.ГГГГ, к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд в интересах Кутлыева Р.М. с требованием о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указано, что Кутлыев Р.М. признан ребенком, оставшимся без попечения родителей, сиротой, постановлением главы администрации <данные изъяты>, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск <данные изъяты> включен в план обеспечения жилым помещением на ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ Кутлыев окончил пребывание в <данные изъяты>. Закрепленного жилья у Кутлыева не имеется, в связи с этим решением уполномоченного органа – постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск <данные изъяты> Кутлыев и поставлен на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Между тем, жилое помещение Кутлыеву вне очереди не предоставлено, в связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию ГО г. Нефтекамск и Правительство РБ предоставить Кутлыеву жилое помещение по договору социального найма вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по норме предоставления жилого помещения.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нефтекамска исковые требования поддержала по указанным основаниям. Пояснила, что Кутлыев имел право на внеочередное получение жилого помещения по окончанию образовательного учреждения. Несоблюдение его прав имело место не по его вине. Закрепленное за Кутлыевым право последним не реализовано. В связи с этим прокурор считает, что Кутлыев имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как ребенок-сирота. Считает, что обеспечение жильем детей-сирот является государственным полномочием органа исполнительной власти субъекта РФ, то есть Правительства РБ. Однако ввиду того, что истец проживает на территории ГО г. Нефтекамск, обязанность по обеспечению его жилым помещением лежит также и на администрации ГО г. Нефтекамск.

Истец Кутлыев Р.М., будучи надлежаще извещенным путем направления телефонограммы, в судебное заседание не явился.

Представитель администрации ГО г. Нефтекамск иск не признала. Суду пояснила, что Кутлыев встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает, что обязанность по обеспечению жилым помещением с учетом статуса Кутлыева как ребенка-сироты лежит на Правительстве РБ, как на органе государственной власти субъекта РФ за счет бюджетных средств субъекта РФ. Признает, что, возможно, отсутствие надлежащего учета в отношении Кутлыева имело место по вине органов, обязанных осуществлять защиту прав детей-сирот.

Представитель Правительства РБ, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства образования РБ, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования РБ. Также в ходатайстве заявлена просьба о вынесении решения об отказе в удовлетворении исковых требований

Представитель Министерства финансов РБ, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим частичному удовлетворению, в связи со следующим.

Постановлением администрации Уватского района Тюменской области от <данные изъяты> в отношении несовершеннолетнего Кутлыева Р.М. в связи со смертью матери и юридическим отсутствием отца была учреждена опека, опекуном была назначена тётя Кутлыева - Шехирева Р.Н.

Постановлением главы администрации г. Нефтекамска <данные изъяты> за Кутлыевым была сохранена жилая площадь из ведомственного жилого фонда, расположенная по адресу: <данные изъяты>.

Постановлением главы администрации г. Нефтекамска от <данные изъяты> произведено переоформление ордеров, в соответствии с которым постановлено ордер на вышеуказанное жилое помещение переоформить на Галимову С.Н.

Постановлением главы администрации г. Нефтекамска от <данные изъяты> Кутлыев признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием у него статуса ребенка-сироты.

Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии ч.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан (в данном случае детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей). ям - сиротам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Прези

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающих в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.

Статьей 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанных категорий. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

В соответствии с абз. 5,6,7 ст. 8 вышеуказанного Закона РБ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающих трех месяцев, равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, данное право закреплено в ч.2 п.2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 4 ст. Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к их расходным обязательствам.

В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 167.

Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация субъекта) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающим учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателями средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты – на лицевых счетах, открытых получателями средств местных бюджетов – в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1203 правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий утверждается Министерством финансов РФ в пределах, установленных Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 года № 392 «О формировании предоставлений и распределений субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».

Постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, необходимо представить жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов РБ жилых помещений детям сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета РБ на капитальные вложения.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РБ администрациям муниципальных районов и городских округов РБ необходимо представлять в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и постановленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год, документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам; ежеквартально в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилых помещений детям – сиротам за счет всех источников финансирования, в т.ч. за счет средств бюджета РБ и местного бюджета.

Ответственность за своевременное представление заявок на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот, а также за достоверность содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставляемых детям-сиротам жилых помещений, сведений об использовании выделенных средств несут администрации муниципальных районов и городских округов РБ.

В ходе судебного заседания достоверно установлено, что администрация ГО г. Нефтекамск, включив истца в заявку на 2010 год на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений, возложенные на нее обязанности по своевременному представлению заявки на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем Кутлыева выполнила, достоверность содержащихся в них данных сомнений не вызывает.

Следовательно, как указано выше, в данном случае федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ. Следовательно, обязанность пол надлежащему и своевременному финансированию расходов по внеочередному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями лежит на Правительстве РБ за счет средств бюджета РБ.

Администрация ГО г. Нефтекамск РБ согласно ст. 12 Конституции РФ как местное самоуправление признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. По смыслу вышеуказанной нормы конституции РФ орган местного самоуправления обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для осуществления материальных и финансовых средств.

Из ст. 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта РФ и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (ст.ст. 71,72,73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

П. 1 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260-З (ред. от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленные в ст. 3 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам РБ.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Кутлыев до настоящего времени жильем не обеспечен, денежные средства на приобретение жилья для Кутлыева администрации ГО г. Нефтекамск не выделялись, последний в очереди на получение жилья как ребенок – сирота в администрации ГО г. Нефтекамск состоит, заявка на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению Кутлыева администрацией ГО г. Нефтекамск представлена, в связи с чем у суда нет оснований для возложения на администрацию ГО г. Нефтекамск обязанности по обеспечению Кутлыева жилым помещением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как указано выше, прокурором ставится вопрос о предоставлении Кутлыеву жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.

П. 2 решения Нефтекамского городского Совета депутатов РБ от 15 июня 2005 года № 24-10/4 по г. Нефтекамску установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) – в размере 14 метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 № 415) предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м для одиноко проживающих детей-сирот. Таким образом, Кутлыеву, как имеющему статус ребенка-сироты, максимальная площадь предоставления жилого помещения должна соответствовать 33 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Нефтекамска удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Кутлыеву Р.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в пределах г. Нефтекамска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения, то есть не менее 14 кв. м общей площади но не более 33 кв.м общей площади.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Нефтекамска в интересах Кутлыева Р.М. к администрации ГО г. Нефтекамск РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Нефтекамский городской суд РБ.

Мотивированное решение суда изготовлено в 09.00 часов 31 января 2011 года.

Судья Л.Р. Ахтямова

Решение вступило в законную силу 11 февраля 2011 года.